Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Химические свойства оснований как электролитов. Химические свойства солей как электролитов

Теория электролитической диссоциации

18.01.2025
8197
0

Химические свойства солей как электролитов

План урока

  • Взаимодействие солей с кислотами
  • Взаимодействие солей с щелочами
  • Взаимодействие солей друг с другом
  • Взаимодействие солей с металлами

Цели урока

  • актуализировать знания о солях
  • рассмотреть свойства солей с точки зрения ТЭД

Разминка

  • Дайте определение солей в свете теории электролитической диссоциации.
  • Приведите примеры известных вам классов солей и соответствующих им веществ.
  • С какими веществами взаимодействуют соли?

Вспомним, что такое соли.


Электролиты, которые диссоциируют в воде на катионы металла (или ионы аммония) и анионы кислотного остатка, называют солями.


Чем же определяются химические свойства солей? Можно сказать, что свойства солей зависят как от катиона металла, так и от аниона кислотного остатка. Сейчас мы в этом убедимся, рассматривая конкретные примеры.

 

1. Взаимодействие с кислотами. Условие протекания реакции — образование осадка или газа.

 

Например, карбонат натрия и бромоводородная кислота:
 

Na2CO3 + 2HBr = NaBr + CO2 + H2O,

2H+ + CO32 = CO2 + H2O.

 

Или нитрат серебра и соляная кислота:
 

AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3,

Ag+ + Cl = AgCl.

 

Рисунок 1. Гидроксид хрома (III)

2. Взаимодействие с щелочами. Условие протекания реакции — образование осадка или газа.

 

Например, взаимодействие хлорида хрома (III) и гидроксида калия:
 

CrCl3 + 3KOH = Cr(OH)3 + 3KCl,

Cr3+ + 3OH = Cr(OH)3.

 

Образуется гидроксид хрома (III) — осадок зелёного цвета (рис. 1).

Рисунок 2. Сульфид свинца

3. Взаимодействие растворов солей друг с другом. Условия протекания: соли должны быть растворимыми, а также должен образоваться осадок.

 

Например, взаимодействие нитрата свинца (II) и сульфида натрия:
 

Pb(NO3)2 + Na2S = PbS + 2NaNO3,

Pb2+ + S2 = PbS.

Рисунок 3. Иодид серебра

Сульфид свинца — это осадок чёрного цвета.

 

Интересной реакцией является взаимодействие нитрата серебра и иодида натрия:     
 

    AgNO3 + Nal = Agl + NaNO3

Ag+ + l = Agl

 

Образуется иодид серебра — осадок жёлтого цвета.

4. Взаимодействие с металлами. Протекание реакций здесь зависит от положения металла в электрохимическом ряду напряжений металлов, о котором мы уже говорили:

  • металл, вступающий в реакцию с раствором соли, должен располагаться в электрохимическом ряду напряжений левее металла, входящего в состав соли;
  • как исходная соль, так и соль, образующаяся в результате реакции, должны быть растворимыми;
  • так как щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой, то в растворах солей они реагируют в первую очередь именно с ней, а потому для подобных реакций их не используют.
    Например, хлорид железа (III) будет взаимодействовать с алюминием:

FeCl3 + Al = AlCl3 + Fe.

 

Алюминий активнее, чем железо, поэтому он будет вытеснять его из состава соли.


При характеристике свойств солей мы приводили примеры только средних солей. Существуют также кислые соли, но по химическим свойствам они мало отличаются от средних. Отличие в том, что кислые соли, как правило, растворимы в воде.

 

Кислые соли можно перевести в средние, убрав катионы водорода щёлочью:

 

KHSO3 + KOH = K2SO3 + H2O,

HSO3 + OH = SO32 + H2O.


Итак, мы выяснили, что соли — продукты взаимодействия кислот и оснований. Они взаимодействуют с кислотами, растворимыми основаниями, друг с другом и с металлами. Для солей характерны реакции обмена и замещения.


Контрольные вопросы

  1. Какие условия должны соблюдаться при взаимодействии солей с различными веществами?
  2. Сформулируйте правила, которые должны выполняться для того, чтобы раствор соли прореагировал с металлом.
  3. Запишите уравнения реакций между:
  • железом и сульфатом меди (II);
  • карбонатом кальция и азотной кислотой;
  • бромидом цинка и гидроксидом бария.


Предыдущий урок
Химические свойства кислот как электролитов
Теория электролитической диссоциации
Следующий урок
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации
Теория электролитической диссоциации
  • Разложение квадратного трехчлена на множители

    Алгебра

  • Типы речи

    Русский язык

  • На рубеже веков. Экономическое развитие: город и деревня

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке