Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Химические свойства кислот как электролитов

Теория электролитической диссоциации

18.04.2024
6810
0

Химические свойства кислот как электролитов

План урока

  • Отношение кислот к индикаторам
  • Взаимодействие кислот с основаниями
  • Взаимодействие кислот с оксидами металлов
  • Взаимодействие кислот с металлами
  • Взаимодействие кислот с солями

Цели урока

  • актуализировать знания о кислотах
  • рассмотреть свойства кислот с точки зрения ТЭД 

Разминка

  • Дайте определение кислотам в свете теории электролитической диссоциации.
  • Приведите примеры сильных кислот.
  • С какими веществами взаимодействуют кислоты?

Вспомним, что такое кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации.


Кислоты — электролиты, которые диссоциируют в воде на катионы водорода и анионы кислотного остатка.


Рассмотрим общие свойства кислот.

 

1. Кислый вкус

 

Все кислоты обладают кислым вкусом.

 

Конечно, пробовать их на вкус в кабинете химии запрещено, но вам хорошо знаком вкус аскорбиновой кислоты или яблочной и многих других.

Рисунок 1. Окраска индикаторов

2. Окраска индикаторов

 

Кислоты изменяют окраску лакмуса (на красный), метиловый оранжевый становится розовым, фенолфталеин остаётся бесцветным.

Рисунок 2. Взаимодействие с основаниями

3. Взаимодействие с основаниями

 

Кислоты реагируют с основаниями с образованием соли и воды.                                                                    



Пример 1

 

Запишите уравнение реакции взаимодействия серной кислоты и гидроксида бария в ионном виде.


 

Решение

 

1. В начале запишем молекулярное уравнение этой реакции.
 

Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

 

2. Запись уравнения реакций с помощью формул или формульных единиц называют молекулярным уравнением.

 

3. Теперь запишем вещества в виде ионов, учитывая, что неэлектролиты не диссоциируют.

 

ОтветBa2+ + 2OH + 2H+ + SO42 = BaSO4 + 2H2O.


Такое уравнение называется  полное ионное уравнение . Помимо полного существует сокращённое ионное уравнение . Оно показывает между какими частицами происходит взаимодействие. В данном случае сокращённое ионное уравнение будет совпадать с полным.


Пример 2

 

Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида калия с бромоводородной кислотой.


Решение

 

1. В начале запишем молекулярное уравнение этой реакции.
 

KOH + HBr = KBr + H2O

 

2. Теперь запишем вещества в виде ионов, учитывая, что неэлектролиты не диссоциируют.
 

 K+ + OH + H+ + Br = K+ + Br + H2O 

 

3. Чтобы записать сокращённое ионное уравнение, нужно сократить одинаковые ионы в правой и левой части, они в реакции не участвуют. В нашем примере это ионы калия и брома. Поэтому сокращённое ионное уравнение будет выглядеть следующим образом:

 

ОтветH+ + OH = H2O.


Взаимодействие кислот и оснований с образованием соли и воды называется реакцией  нейтрализации . Это частный случай реакций обмена.

 

4. Взаимодействие с оксидами металлов

 

Продуктами таких реакций также являются соль и вода.

Для примера запишем уравнение реакции между оксидом железа (II) и соляной кислотой:
 

FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O.

 

Сокращённое ионное уравнение:
 

FeO + H+ = Fe2+ + H2O.

 

5. Взаимодействие с металлами

 

При взаимодействии металлов и кислот образуются соль и водород.

 

Например, взаимодействие кальция и соляной кислоты:
 

Ca + HCl = CaCl2 + H2,

Ca0 + H+ = Ca2+ + H2.

 

Важно отметить, что азотная и концентрированная серная кислоты по-особому взаимодействуют с металлами.

 

Не все металлы могут вытеснять водород из состава кислот. Эта способность зависит от активности металла, его положения в  электрохимическом ряду напряжений металлов:

Рисунок 3. Ряд активности металлов

Слева направо активность металлов уменьшается .


Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, не способны вытеснять его из состава кислот.


Также важным критерием протекания реакций между водородом и кислотой является образование растворимой соли .

 

6. Взаимодействие с солями

 

Здесь нужно упомянуть правило, которое сформулировал французский химик К. Бертолле:


Реакция между растворами электролитов возможна только в том случае, если в результате реакции образуется газ, осадок или слабый электролит (например, вода).


Рисунок 4. Реакция между растворами электролитов

Рассмотрим взаимодействие азотной кислоты и силиката калия:
 

K2SiO3 + 2HNO3 =H2SiO3 + 2KNO3,

2H+ + SiO32 = H2SiO3.

 

В данной реакции происходит образование студенистого осадка кремниевой кислоты.

 

В качестве примера реакции, в которой образуется газ, можно взять реакцию между сульфитом натрия и соляной кислотой:
 

Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + H2O,

2H+ + SO32- = SO2 + H2O.

 

Соляная кислота более сильная, чем сернистая в составе соли, поэтому она её вытесняет. А сернистая кислота настолько нестойкая, что практически сразу распадется на сернистый газ и воду.

Мы рассмотрели отношение кислот к индикаторам, изучили их четыре основные химические свойства: взаимодействие с основаниями, с оксидами, металлами и солями. 


Упражнение 1

 

1. Вспомните, какие условия должны выполняться для протекания реакций между кислотами и основаниями.

 

2. Вспомните, какие условия должны выполняться для протекания реакций между кислотами и солями.

 

3. Вспомните, какие условия должны выполняться для протекания реакций между кислотами и металлами.


Контрольные вопросы

  1. Какие продукты образуются при взаимодействии кислот и оснований?
  2. В какой цвет окрашиваются индикаторы в кислой среде?
  3. Запишите уравнения реакций между:
  • бромоводородной кислотой и магнием;
  • оксидом алюминия и соляной кислотой;
  • серной кислотой и хлоридом бария;
  • фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.


Предыдущий урок
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации
Теория электролитической диссоциации
Следующий урок
Коррозия металлов и способы защиты от неё. Металлы в природе. Понятие о металлургии
Металлы
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Системы неравенств с двумя переменными

    Алгебра

  • Консульство и империя. Франция в первой половине XIX века: от Реставрации к Империи

    История

  • Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке