Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Химические свойства кислот как электролитов

Теория электролитической диссоциации

25.02.2024
6594
0

Химические свойства кислот как электролитов

План урока

  • Отношение кислот к индикаторам
  • Взаимодействие кислот с основаниями
  • Взаимодействие кислот с оксидами металлов
  • Взаимодействие кислот с металлами
  • Взаимодействие кислот с солями

Цели урока

  • актуализировать знания о кислотах
  • рассмотреть свойства кислот с точки зрения ТЭД 

Разминка

  • Дайте определение кислотам в свете теории электролитической диссоциации.
  • Приведите примеры сильных кислот.
  • С какими веществами взаимодействуют кислоты?

Вспомним, что такое кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации.


Кислоты — электролиты, которые диссоциируют в воде на катионы водорода и анионы кислотного остатка.


Рассмотрим общие свойства кислот.

 

1. Кислый вкус

 

Все кислоты обладают кислым вкусом.

 

Конечно, пробовать их на вкус в кабинете химии запрещено, но вам хорошо знаком вкус аскорбиновой кислоты или яблочной и многих других.

Рисунок 1. Окраска индикаторов

2. Окраска индикаторов

 

Кислоты изменяют окраску лакмуса (на красный), метиловый оранжевый становится розовым, фенолфталеин остаётся бесцветным.

Рисунок 2. Взаимодействие с основаниями

3. Взаимодействие с основаниями

 

Кислоты реагируют с основаниями с образованием соли и воды.                                                                    



Пример 1

 

Запишите уравнение реакции взаимодействия серной кислоты и гидроксида бария в ионном виде.


 

Решение

 

1. В начале запишем молекулярное уравнение этой реакции.
 

Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

 

2. Запись уравнения реакций с помощью формул или формульных единиц называют молекулярным уравнением.

 

3. Теперь запишем вещества в виде ионов, учитывая, что неэлектролиты не диссоциируют.

 

ОтветBa2+ + 2OH + 2H+ + SO42 = BaSO4 + 2H2O.


Такое уравнение называется  полное ионное уравнение . Помимо полного существует сокращённое ионное уравнение . Оно показывает между какими частицами происходит взаимодействие. В данном случае сокращённое ионное уравнение будет совпадать с полным.


Пример 2

 

Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида калия с бромоводородной кислотой.


Решение

 

1. В начале запишем молекулярное уравнение этой реакции.
 

KOH + HBr = KBr + H2O

 

2. Теперь запишем вещества в виде ионов, учитывая, что неэлектролиты не диссоциируют.
 

 K+ + OH + H+ + Br = K+ + Br + H2O 

 

3. Чтобы записать сокращённое ионное уравнение, нужно сократить одинаковые ионы в правой и левой части, они в реакции не участвуют. В нашем примере это ионы калия и брома. Поэтому сокращённое ионное уравнение будет выглядеть следующим образом:

 

ОтветH+ + OH = H2O.


Взаимодействие кислот и оснований с образованием соли и воды называется реакцией  нейтрализации . Это частный случай реакций обмена.

 

4. Взаимодействие с оксидами металлов

 

Продуктами таких реакций также являются соль и вода.

Для примера запишем уравнение реакции между оксидом железа (II) и соляной кислотой:
 

FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O.

 

Сокращённое ионное уравнение:
 

FeO + H+ = Fe2+ + H2O.

 

5. Взаимодействие с металлами

 

При взаимодействии металлов и кислот образуются соль и водород.

 

Например, взаимодействие кальция и соляной кислоты:
 

Ca + HCl = CaCl2 + H2,

Ca0 + H+ = Ca2+ + H2.

 

Важно отметить, что азотная и концентрированная серная кислоты по-особому взаимодействуют с металлами.

 

Не все металлы могут вытеснять водород из состава кислот. Эта способность зависит от активности металла, его положения в  электрохимическом ряду напряжений металлов:

Рисунок 3. Ряд активности металлов

Слева направо активность металлов уменьшается .


Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, не способны вытеснять его из состава кислот.


Также важным критерием протекания реакций между водородом и кислотой является образование растворимой соли .

 

6. Взаимодействие с солями

 

Здесь нужно упомянуть правило, которое сформулировал французский химик К. Бертолле:


Реакция между растворами электролитов возможна только в том случае, если в результате реакции образуется газ, осадок или слабый электролит (например, вода).


Рисунок 4. Реакция между растворами электролитов

Рассмотрим взаимодействие азотной кислоты и силиката калия:
 

K2SiO3 + 2HNO3 =H2SiO3 + 2KNO3,

2H+ + SiO32 = H2SiO3.

 

В данной реакции происходит образование студенистого осадка кремниевой кислоты.

 

В качестве примера реакции, в которой образуется газ, можно взять реакцию между сульфитом натрия и соляной кислотой:
 

Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + H2O,

2H+ + SO32- = SO2 + H2O.

 

Соляная кислота более сильная, чем сернистая в составе соли, поэтому она её вытесняет. А сернистая кислота настолько нестойкая, что практически сразу распадется на сернистый газ и воду.

Мы рассмотрели отношение кислот к индикаторам, изучили их четыре основные химические свойства: взаимодействие с основаниями, с оксидами, металлами и солями. 


Упражнение 1

 

1. Вспомните, какие условия должны выполняться для протекания реакций между кислотами и основаниями.

 

2. Вспомните, какие условия должны выполняться для протекания реакций между кислотами и солями.

 

3. Вспомните, какие условия должны выполняться для протекания реакций между кислотами и металлами.


Контрольные вопросы

  1. Какие продукты образуются при взаимодействии кислот и оснований?
  2. В какой цвет окрашиваются индикаторы в кислой среде?
  3. Запишите уравнения реакций между:
  • бромоводородной кислотой и магнием;
  • оксидом алюминия и соляной кислотой;
  • серной кислотой и хлоридом бария;
  • фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.


Предыдущий урок
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации
Теория электролитической диссоциации
Следующий урок
Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения
Практический смысл химии
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. Германия в первой половине XIX века

    История

  • Рост и развитие организмов

    Биология

  • Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Южные моря России

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке