Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: График функций

Функции

30.10.2024
2282
0

График функции

План урока

  • График функции
  • Нахождение значений функции и аргумента по графику

Цели урока

  • Знать определение графика функции
  • Уметь строить графики функций, находить с помощью графика значения функции и аргумента

Разминка

  • Что такое функция?
  • Как называется независимая переменная?
  • Как называется зависимая переменная?
  • Сколько чисел необходимо указать для определения положения точки на координатной плоскости? Как называются эти числа?

График функции

 

При рассмотрении этой темы необходимо знать:

  1. зависимость одной переменной от другой называется функцией, если каждому значению независимой переменной ставится в соответствие единственное значение зависимой переменной, т. е. рассматриваются пары чисел;
  2. положение точки на координатной плоскости также задаётся парой чисел (координаты точки: абсцисса и ордината).

На эти два изученных ранее факта опирается важное понятие — график функции.


Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, 

а ординаты — соответствующим значениям функции.


Важно помнить названия переменных:

 

x

y

независимая 

переменная

зависимая

переменная

аргумент

функция

абсцисса

ордината

 

Следует отметить, что для обозначения функциональной зависимости могут применяться и другие буквы латинского алфавита.


Пример 1

Построить график функции y=3x+2.


Решение

 

1. Выбираем любые значения независимой переменной x, подставляем в формулу и вычисляем значения зависимой переменной y:

 

если x=-3, то y=3·(-3)+2=-7;

если x=-2, то y=3·(-2)+2=-4;

если x=-1, то y=3·(-1)+2=-1;

если x=0, то y=3·0+2=2;

если x=1, то y=3·1+2=5;

если x=2, то y=3·2+2=8 и т. д.

Рис. 1. График функции y=3x+2
 

2. Составим таблицу значений аргумента и функции:

 

x

-3

-2

-1

0

1

2

y

-7

-4

-1

2

5

8

 

3. Построим в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице: (-3; -7), (-2; -4), 

(-1; -1), (0; 2), (1; 5), (2; 8).

 

Проведём через эти точки линию, получим график функции y=3x+2 (рис. 1).


Пример 2

С помощью графика функции, изображённого на рисунке 2, определите: 

а) значение функции при значении аргумента, равного 4; 

б) значение аргумента при значении функции, равного 5.   


Решение

Рис. 2. График функции

а) Дано значение аргумента, т. е. x=4. Найдём на оси x точку, соответствующую числу 4, проведём через эту точку прямую, перпендикулярную к оси x, получим точку пересечения перпендикуляра с графиком. От полученной на графике точки проводим перпендикуляр к оси y, получим на ней  число -3, значит, y=-3 и есть искомое значение функции. 

 

б) Дано значение функции, т. е. y=5. Найдём на оси y точку, соответствующую числу 5, проведём через эту точку прямую, перпендикулярную к оси y, получим точки пересечения перпендикуляра с графиком. От каждой из полученных на графике точек проводим перпендикуляры к оси x, получим числа -3 и 7, значит, x=-3 и x=7 и есть искомые значения аргумента.

Ответ: а) -3; б) -3; 7.


Бывают случаи, когда для ответа на вопрос изображение графика функции не требуется. 


Пример 3

Проходит ли график функции y=x2+5

 

а) через точку М (-20; 405);

б) через точку К (30; 1005).


Решение

 

Вспомним правило записи координат точки: x; y, т. е. первое число — это значение абсциссы (аргумента), второе число — это значение ординаты (значение функции).

 

а) М (-20; 405) значит, x=-20, y=405.

 

Подставим значения переменных в формулу:

 

y=x2+5.

405=(-20)2+5,

405=405 — верное равенство, значит, график функции проходит через точку M.

 

б) К (30; 1005), значит, x=30, y=1005.

 

Подставим значения переменных в формулу:

 

y=x2+5.

1005=302+5,

1005=905 - неверное равенство, значит, график функции не проходит через точку K.

 

Ответ: а) да; б) нет.


Упражнение 1

1. Постройте график функции y=x(x  2) при -2x4.

Рис. 3. График функции

2. Выберите из точек А 1; 5, В 20; 115,С -3; 13 те, которые принадлежат графику функции y=x+4x.

 

3. С помощью графика функции, изображённого на рисунке 3, найдите: 

 

а) значение функции при значении аргумента, равного -2; 

б) значение аргумента при значении функции, равного -4. 


Контрольные вопросы

 

1. Что такое график функции?

2. Объясните, как с помощью графика найти значение функции, соответствующее указанному значению аргумента. 

3. Объясните, как с помощью графика найти значение аргумента, соответствующее указанному значению функции.


Ответы

Упражнение 1

 

1.

Рис. 4. Упражнение 1. Ответ

2. А.

3. а) 4; б) 3.

Предыдущий урок
Функции y=x^2, y=x^3 и их графики
Функции
Следующий урок
Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график
Функции
Поделиться:
  • Разложение на множители суммы и разности кубов

    Алгебра

  • Страны Азии

    География

  • Решение задач с помощью уравнений

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке