Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Имя существительное. Словообразование имен существительных

Морфемика и словообразование

24.04.2024
1289
0

Словообразование имён существительных

План урока

  • Имя существительное как часть речи
  • Словообразование имён существительных

Цели урока

  • Знать грамматическое значение имен существительных, основные способы образования имен существительных
  • Уметь отличать имя существительное от других частей речи, определять способ образования имен существительных

Мы переходим к изучению такой части речи, как имя существительное. Казалось бы, мы уже знакомы с этими словами, многое о них знаем. Однако не всё! Наша задача на следующих уроках – не только обобщить и систематизировать знания, но и дополнить их новой информацией.

Имя существительное как часть речи


Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?


Когда говорят слово «предмет», то имеют в виду общее, широкое (так называемое категориальное) значение. Существительные могут обозначать:

 

  • сам предмет, конкретный: стол, ложка, бревно, ножницы;
  • живые существа и растения: белка, утконос, трава, дерево;
  • явления природы: дождь, гроза, облако, изморось (моросить);
  • общественные явления: парад, война, республика, государство;
  • вещества: газ, металл, вода, молоко;
  • географические понятия и названия: Москва, Россия, Урал, река, вулкан;
  • действия: ходьба, плеск, действие;
  • состояния: тоска, сон, веселье, одиночество;
  • свойства и качества: синева, честность, забота;
  • и др.

Имена существительные обладают также общим грамматическим значением: склонение, род, число, падеж и др. Изменяются имена существительные по числам и падежам: стол — столы, к столу, в столе, ходьба — ходьбой и т.п.

 

Имена существительные могут быть любыми членами предложения: 

Словообразование имён существительных

 

Еще один признак частей речи — это возможности словообразования. Имена существительные пополняют свой словарный состав разными способами:

 

  • суффиксальным: изба + -ушк- (а) → избушка; 
  • приставочным: надёжность + не- → ненадёжность;
  • приставоно-суффиксальным: нос + пере- + -иц- (а) → переносица;
  • бессуффиксным: изгибать — -а (ть) → изгиб, широкий — -ок- (-ий) → ширь;
  • сложением: вода + -о- + носить →  водонос.

Самые распространённый способ — это суффиксальный.

 

Интересно проследить, как легко имена существительные образуются от:

 

1) других имён существительных

 

город + -ок- → городок

городок + -ек- → городочек

жемчуг + -ин- → жемчужина

жемчужина + -к- → жемчужинка 

 

2) глаголов: 

изменять + -ени- (е) → изменение

проработать + -к- (а) → проработка 

хвастаться + -ун- → хвастун 

 

3) имён прилагательных:

мудрый + -ость- → мудрость 

новый + -изн- (а) → новизна


Контрольные вопросы

 

 

  1. Дайте определение имени существительному.
  2. Что мы имеем в виду, когда говорим, что имя существительное обозначает «предмет»?
  3. Какими способами образуются имена существительные?


Предыдущий урок
Словообразование имен прилагательных
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Формы слова
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

    Литература

  • Плауны, хвощи, папоротники. Многообразие видов

    Биология

  • Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке