Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Морфема как значимая часть слова

Морфемика и словообразование

25.04.2024
1383
0

Морфемы как значимые части слова

План урока

  • Из каких частей состоят слова в русском языке?
  • Морфема как значимая часть слова
  • Значение слова и значение морфемы

Цели урока

  • Знать основные виды морфем и их роли в слове;
  • Уметь различать значимые части слова — корень, приставку, суффикс и окончание; определять их лексическое значение, различать по окончанию слова часть речи и грамматическую форму слова

 

Сегодня обобщаем и пополняем знания о частях слова. Вы уже знаете, что любое русское слово состоит из морфем и многие русские слова появляются благодаря морфемам. Зачем нам это знать и почему это важно? 

Из каких частей состоит слово? 

Рассмотрим слово подорожник.

 

Из каких частей оно состоит?

 

  • Во-первых, из 10 букв и 10 звуков.
  • Во-вторых, из 4 слогов.
  • В-третьих, из 4 значимых частей слова — приставки по-, корня -дорож-, суффикса -ник- и нулевого окончания.

 

Все эти ответы верны, потому что мы можем изучать слово с разных сторон. 

 

На этом уроке и на нескольких следующих мы будем изучать слово с точки зрения морфемики — раздела лингвистики о частях слова (морфемах) и строении слова. 

Морфема как значимая часть слова


Морфема  — значимая часть слова. 


Это надо понимать так: в отличие от звуков и букв, морфема как часть слова имеет свое значение, т. е. что-то означает. 

Рис. 1. Части слова

Например, в слове дорожками три морфемы, и каждая из них имеет смысл, значение.

 

Корень дорож- означает, что речь идет о пути, дороге, тропинке, суффикс -к- имеет значение уменьшения (сравните роль этого суффикса в словах кашка, картинка, полоска), окончание -ами — значение множественности и творительного падежа имени существительного. 

В русском языке все слова строятся из подобных значимых частей — морфем: приставки, корня, суффикса и окончания. 

Значение слова и значение морфемы

Чтобы не делать ошибок в разборе слова, необходимо четко понимать значение слова и каждой его части. 

 

Например, 

 

  • в слове радуга корень слова радуг-, так как его значение не связано со словом радость и корнем рад-;
  • в слове поход есть приставка по- и корень ход-, так как это слово имеет связь со словом ходить;
  • в слове полоса есть только корень полос- со значением отдельного участка, длинной черты, и невозможно вычленить приставку по-;
  • в слове плащик вычленяется корень плащ- (непромокаемое пальто) и суффикс -ик- со значением уменьшения, а в слове сварщик — суффикс -щик- со значением рода деятельности (кровельщик, ямщик, бетонщик).

 

Значение морфемы иногда отражается на правописании слова.

 

Так, в слове об...жать выбор буквы будет зависеть от смысла слова: 

 

  • если речь идет о большой любви, то необходима буква о, выделяется корень обожа-: обожать книги;
  • если имеется в виду обида, то пишем букву и и выделяем корень обид(ж): обижать сестру;
  • если слово имеет значение бег, движение, то пишем букву е в корне бег(ж): обежать три магазина.

 

Окончание и суффикс иногда указывают на часть речи и форму слова. 

 

Например, 

 

  • -ых или -их: новых, синих — имя прилагательное в форме родительного (или винительного) падежа мн.ч.;
  • -ешь или -ишь: требуешь, поговоришь — глагол в форме 2 лица ед.ч. настоящего или будущего времени;
  • -ами или -ями: книгами, корнями — имя существительное в форме творительного падежа мн.ч.

 

Итак, значения морфем следует учитывать в трех случаях: 

 

1) при изучении строения слова; 

2) при правописании слов;

3) при определении форм слова и его грамматических значений (род, число, падеж, время, лицо и т.д.).


Контрольные вопросы

 

 

  1. Какой раздел лингвистики изучает строение слова?
  2. Почему морфемы называют значимыми частями слова?
  3. Каким образом формируется значение слова носик?
  4. Какое значение у слова горный? Имеет ли оно отношение к словам огорчаться и гореть?
  5. В каких случаях необходимо учитывать значения морфем?


Предыдущий урок
Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Словообразование глагола
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Голосеменные растения. Многообразие голосеменных

    Биология

  • Географические следствия орбитального движения Земли

    География

  • Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на восток. В Александрии Египетской

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке