Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словообразование глагола

Морфемика и словообразование

03.12.2024
2757
0

Словообразование глагола

План урока

  • Словообразование
  • Суффиксальный способ словообразования
  • Приставочный способ словообразования
  • Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Цели урока

  • Знать способы словообразования глаголов: приставочный и суффиксальный
  • Уметь отличать способы словообразования, образовывать новые глаголы

Наряду с общим значением действия и грамматическими характеристиками времени, лица и числа, глагол как часть речи отличается от других слов возможностями словообразования. 

Словообразование


Словообразование — это основной способ пополнения состава частей речи.


Как мы помним, слова в русском языке образуются с помощью морфем — приставок и суффиксов, иногда слова появляются с помощью других корней: 

 

 

при- + плыть ⟶ приплыть (приставочный)

 

дом + -ик- ⟶ домик (суффиксальный)

 

сдвигать — -а- (-ть) ⟶  сдвиг (бессуффиксный)

 

под- + одеяло + -ник-  ⟶ пододеяльник (приставочно-суффиксальный)

 

газон + о + косить +  -лк- ⟶ газонокосилка (сложение корней с одновременным присоединением суффикса)

 

 

У глагола есть только 3 основных способа: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный. 

Суффиксальный способ словообразования


Новые глаголы могут появляться благодаря присоединению глагольных суффиксов к корням других частей речи:

 

голос + -ова- (-ть) ⟶ голосовать 

серебро + -и- (-ть) ⟶ серебрить 

смелый + -е- (-ть) ⟶ смелеть 

мудрый + -е- (-ть) ⟶ мудреть

 

 

Новые глаголы могут появляться благодаря присоединению глагольных суффиксов к глаголам:         

             

похрюкать + -ива- (-ть) ⟶  похрюкивать 

расплескать + -ива- (-ть) ⟶  расплескивать 

исчезать + -ну- (-ть) ⟶  исчезнуть 

овладеть + -ва-(-ть) ⟶  овладевать

 

 

Обратите внимание!

 

Не путайте бессуффиксный способ образования существительных от глаголов и суффиксальный способ образования глаголов на базе существительных или прилагательных.

 

Сравните:

 

 

переходить — -и- (-ть) ⟶ переход (бессуффиксный способ)
 

гость + -и- (-ть) ⟶ гостить (суффиксальный способ)


Приставочный способ словообразования


Новые глаголы могут появляться на базе других глаголов благодаря приставкам:

спать + про- ⟶ проспать 

гнать + до- ⟶ догнать 

толкнуть + вы- ⟶ вытолкнуть

 

Это самый распространённый и продуктивный способ словообразования глаголов:

 

прыгнуть

+ вы- ⟶ выпрыгнуть

 + от- ⟶ отпрыгнуть

+ за- ⟶ запрыгнуть

+ до- ⟶ допрыгнуть

 + на- ⟶ напрыгнуть

Приставочно-суффиксальный способ

Иногда глаголы образуются путем одновременного присоединения приставки и суффикса:

до- + звонить + -ся ⟶ дозвониться

за- + земля + -и-(ть) ⟶ заземлить

 


Контрольные вопросы

 

 

  1. Назовите основные способы русского словообразования.
  2. Можно ли образовать суффиксальным способом глаголы от существительных цифра, фото, руль? А от существительных заяц, дерево, жизнь?
  3. Приведите примеры приставочного способа словообразования глаголов.
  4. Приведите примеры приставочно-суффиксального способа словообразования глаголов.


Предыдущий урок
Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Словообразование имен прилагательных
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на восток. В Александрии Египетской

    История

  • A short note. Короткая заметка

    Английский язык

  • Афинское образование и театр

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке