Мы используем глагол can / can’t для того, чтобы показать, что мы можем/не можем, умеем/не умеем, способны/не способны сделать что-то.
Affirmative (утвердительное)
|
Подлежащее + can + глагол + …
|
I can climb. We/You/They can ski. She/He/It can play with a ball.
|
Negative (отрицательное)
|
Подлежащее + can + not (can’t) + глагол + …
|
I can’t (cannot) climb. We/You/They can’t (cannot) ski. She/He/It can’t (cannot) play with a ball.
|
Question (вопрос)
|
Can + подлежащее + глагол + ..?
|
Can I climb? Can we/you/they ski? Can she/he/it play with a ball?
|
Short answers (краткие ответы)
|
Yes, местоимение + can. No, местоимение + cannot (can’t).
|
Yes, I/we/you/they/she/he/it can. No, I/we/you/they/she/he/it can’t.
|
Special question (специальный вопрос)
|
Вопр. слово + can + подлежащее + V + ..?
|
Where can I climb? How often can we/you/they ski? Who can play with a ball?
|
1. Для отражения физической или умственной способности, умения что-то сделать:
We can swim well. — Мы умеем хорошо плавать.
Jane can learn ten words a day. — Джейн может выучить 10 слов в день.
2. Для обозначения возможности:
He can be a good player. — Он может быть хорошим игроком.
My coach can get angry if we lose. — Мой тренер может разозлиться, если мы проиграем.
3. При просьбе:
Can I have a sandwich? — Могу я съесть сэндвич?
Can you call me later? — Ты можешь позвонить мне позже?
4. Общепринятые утверждения:
Doctors can help sick people. — Доктора могут помогать больным людям.
Players can win and lose. — Игроки могут побеждать и проигрывать.
Can всегда находится между подлежащим и сказуемым:
They can climb a high mountain. — Они могут взобраться на высокую гору.
He can dance tango. — Он умеет танцевать танго.
В отрицании частица not присоединяется к can, образуя форму cannot . В разговорной речи мы обычно cannot сокращаем до can’t. Кстати, cannot — это единственный модальный глагол, который сливается с частицей not при написании:
He cannot speak Spanish. — Он не умеет говорить по-испански.
Mike cannot drive a car. — Майк не умеет водить машину.
Чтобы задать вопросы, мы просто перенесем can на первое место:
Can he play rugby? — Он умеет играть в регби?
Can you help me with my homework? — Ты можешь мне помочь с моей домашней работой?
НО! Хоть и can является глаголом, после него мы НЕ ставим частичку to:
They can ride a bike. — Они умеют кататься на велосипеде.
Students can’t eat at the lesson. — Ученики не могут есть во время урока.