- познакомимся с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки»(присказка), «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
- будем выбирать книгу по аннотации
- определять характер героя по его поступкам, отношение автора к герою
Забияка — любитель подраться.
Приковылял — пришёл.
Отведавшие волчьих зубов — сталкивались с волком.
Не смел дохнуть — замереть от ужаса.
Задал такого стрекача — убежать с огромной скоростью.
Выскочить из собственной кожи — сильно измениться, стать другим, преодолевать какие-то трудности из последних сил.
Гонится по пятам — бежит след в след.
Замертво свалиться — упасть, повалиться.
О произведении
Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852–1912) подписывал свои произведения псевдонимом (не настоящей фамилией). Автор родился в Сибири и хотел это подчеркнуть. Автор очень любил писать для детей. Он называл детскую книгу «живой нитью, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром. Сказки являются для ребёнка окном в мир, неудержимо манящий к себе светом настоящего знания и настоящей науки».
Так был создан цикл из 10 произведений под названием «Алёнушкины сказки».
Это интересно!
Д. Мамин-Сибиряк успел попробовать свои силы в самых разных областях. Он учился в университете на юриста, был студентом в духовном училище и семинарии, ходил в школу для рабочих и даже обучался на ветеринара в медицинской академии.
Это интересно!
Как узнать, о чём будет книга?
Для этого служит аннотация. Аннотация — это краткая характеристика книги или статьи, излагающая их содержание и дающая иногда оценку. Обычно она расположена на титульном листе сзади.
Вопросы к тексту
Прочитайте присказку из цикла «Алёнушкины сказки». Встречались ли вы уже с присказкой ранее? В чём особенность присказки писателя?
Да, мы уже встречались с присказками, когда читали русские народные сказки, мы часто замечали их в начале — это веселые вступления, которые увлекали слушателя и заставляли его с интересом ждать продолжения. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк использовал свой вариант присказки, когда писал сказки для своей дочери под общим названием «Алёнушкины сказки».
Это сказки о волшебных и вместе с тем самых обычных животных наших лесов, а потому автор в самом начале цикла ввёл сказочный элемент — присказку, в которой уговаривает дочку уснуть и обещает познакомить её со своими необычными героями.
Прочитайте сказку «Про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Каким автор изображает зайца в начале сказки?
В начале сказки автор изображает Зайца пугливым трусишкой, который боится каждого шороха. Но когда заяц вырастает, он решает никого не бояться.
Придавали ли Зайцу силы хвастливые слова?
Когда маленький хвастунишка говорил о своей силе и способностях другим зайцам ему казалось, он сам верил в то, что говорит, и его слова придавали ему сил. Но увидев реальную опасность в виде волка, Заяц понял, что он не избавился от своего страха, а только это воображал.
Расскажите о Зайце. Как на протяжении сказки меняется его характер?
В сказке мы наблюдаем, как меняется характер главного героя. Вначале это трусливый, беззащитный зверёк. Потом ему надоело быть таким, и он начал хвастаться своим бесстрашием, поэтому кажется нам смешным и глупым. После пережитого испуга из-за встречи со страшным зверем, Заяц становится несчастным, ведь всё не так легко, как ему казалось, но после того, как все вокруг признали его храбрость, Заяц действительно превращается в бесстрашного храбреца.
Чему читателей учит сказка Д. Мамина-Сибиряка?
Сказка Д. Н. Мамина-Сибиряка учит читателей быть смелыми, верить в себя и в свои силы, и хорошо, если при всем при этом есть поддержка близких, но никогда не стоит зазнаваться.
Как автор относится к Зайцу?
Отношение автора к герою нам помогают понять слова, используемые им при обращении к нему, описания героя, ситуации, в которые писатель ставит Зайца.
Автор относится к Зайцу положительно, с добром, так как называет его ласково (зайчик). Также писатель относится к герою по-отечески, с заботой, хочет изменить его к лучшему и отчасти наказать за хвастовство. Для этого помещает главного героя в комичную и опасную ситуацию (Заяц упал на Волка).
Кратко перескажите текст вашим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке, выберите соответствующий смайлик.
Сегодня на уроке я поработал…
отлично хорошо плохо