- познакомимся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
- продолжим учиться определять тему, основную мысль, содержание произведения, давать характеристику героям, сравнивать их поступки
Рукодельница — мастерица.
Горемычная — та, что мыкала горе, несчастная.
Затейница — выдумщица.
Созрелые — зрелые, поспевшие.
Питалися — питались.
Обмывалися — обмывались.
Студенец — колодец.
Почивать — заснуть, спать.
Дивовалась — удивлялась.
Повычини — почини.
Себя трудить — мучить себя трудом.
Скатертцы — скатерть.
Совесть не зазрит — совесть не измучает.
Рубить платки — подшивать платки.
Горница — парадная половина крестьянской избы.
Исстари — издавна.
Окостенели — замёрзли, онемели.
Стряпня — еда.
Понадулась — обиделась.
О произведении
Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок
В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». В своей сказке автор рассказывает историю о двух
девочках — Рукодельнице и Ленивице, которые по очереди попадали к Морозу Ивановичу на службу, где по разному себя проявляли, и каждая из них получила заслуженное вознаграждение.
Это интересно!
В. Ф. Одоевский был не только писателем и мыслителем, но и композитором. Сам он отлично умел играть на фортепиано и органе, причём в его особняке даже был собственный орган, названный им «Себастианом» в честь Иоганна Себастьяна Баха. За свою жизнь В. Ф. Одоевский сочинил вальс и несколько музыкальных пьес, но его музыкальное творчество не получило широкого признания, к тому же опубликовано оно было лишь частично.
Вопросы к тексту
Прочитайте сказку «Мороз Иванович». О чём эта сказка? Назовите главную мысль.
Сказка «Мороз Иванович» о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице, которые попали на службу к Морозу Ивановичу. Основная мысль произведения заключается в том, что каждый получает то, что заработал. Доброта, усердие и добросовестный труд вознаграждаются, а лень, безделие и нытьё приводят только отрицательному результату.
Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?
В сказке «Мороз Иванович» есть волшебные предметы, и девочки их встречают, когда попадают в царство Мороза Ивановича.
Это, конечно, пуховая перина Мороза Ивановича, под которой лежала молодая зелёная травка, волшебный пирожок и яблонька, которые умеют разговаривать, волшебная обстановка в доме Мороза Ивановича.
Встреча с волшебными предметами помогает понять характер девочек, так, например, волшебные яблочки с пирожком просят помощи и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.
А волшебную перину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.
Как автор относится к своим героиням?
Автор сказки очень красноречиво показывает своё отношение к двум девочкам. Над Ленивицей Одоевский посмеивается, относится с укоризной. А вот к Рукодельнице автор относится совсем по-другому, ласково, одобрительно. Он подчёркивает её душевные качества — трудолюбие и скромность.
Сравните Ленивицу и Рукодельницу из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Впишите в таблицу имена девочек.
Вспомните русскую народную сказку «Морозко». Сравните её со сказкой В. Ф. Одоевского.
Если сравнить сказки «Морозко» и «Мороз Иванович», то становится видно, откуда автор черпал свои идеи и вдохновение. Общего в этих сказках много, например, герои: зимний волшебный персонаж, к которому направляются девочки; главные героини — одна лентяйка, другая работящая.
Конец сказок тоже похожий — девочки получили разные подарки после своего приключения.
Нового в сказке «Мороз Иванович» много. Эта сказка более современна, а также в ней есть много наставлений для детей в виде пословиц и обращений. Имена героев говорящие, т. е. раскрывают перед читателем характеры героинь.
Разделите сказку на части и озаглавьте их. Сделайте иллюстрации к каждой части.
Используя ваши рисунки, кратко перескажите текст вашим родителям, друзьям, учителю.
Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке
Нарисуйте человечка на той ступеньке, на который вы находитесь после урока.