Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Литературные сказки

30.01.2025
1774
0

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

 

Цели урока

  • познакомимся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
  • продолжим учиться определять тему, основную мысль, содержание произведения, давать характеристику героям, сравнивать их поступки

Словарь

Рукодельница — мастерица.

Горемычная — та, что мыкала горе, несчастная.

Затейница — выдумщица.

Созрелые — зрелые, поспевшие.

Питалися — питались.

Обмывалися — обмывались.

Студенец — колодец.

Почивать — заснуть, спать.

Дивовалась — удивлялась.

Повычини — почини.

Себя трудить — мучить себя трудом.

Скатертцы — скатерть.

Совесть не зазрит — совесть не измучает.

Рубить платки — подшивать платки.

Горница — парадная половина крестьянской избы.

Исстари — издавна.

Окостенели — замёрзли, онемели.

Стряпня — еда.

Понадулась — обиделась.

 


О произведении

 

Картинка

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок 
В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». В своей сказке автор рассказывает историю о двух 
девочках — Рукодельнице и Ленивице, которые по очереди попадали к Морозу Ивановичу на службу,  где по разному  себя проявляли, и каждая из них получила заслуженное вознаграждение.


Это интересно!

 

Картинка

В. Ф. Одоевский был не только писателем и мыслителем, но и композитором. Сам он отлично умел играть на фортепиано и органе, причём в его особняке даже был собственный орган, названный им «Себастианом» в честь Иоганна Себастьяна Баха. За свою жизнь В. Ф. Одоевский сочинил вальс и несколько музыкальных пьес, но его музыкальное творчество не получило широкого признания, к тому же опубликовано оно было лишь частично.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте сказку «Мороз Иванович». О чём эта сказка? Назовите главную мысль.

 

Сказка «Мороз Иванович» о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице, которые попали на службу к Морозу Ивановичу. Основная мысль произведения заключается в том, что каждый получает то, что заработал. Доброта, усердие и добросовестный труд вознаграждаются, а лень, безделие и нытьё приводят только отрицательному результату.


Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?

 

Картинка

В сказке «Мороз Иванович» есть волшебные предметы, и девочки их встречают, когда попадают в царство Мороза Ивановича.                                       

 

Это, конечно, пуховая перина Мороза Ивановича, под которой лежала молодая зелёная травка, волшебный пирожок и яблонька, которые умеют разговаривать, волшебная обстановка в доме Мороза Ивановича.          

 

Встреча с волшебными предметами помогает понять характер девочек, так, например, волшебные яблочки с пирожком просят помощи и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.     

 

А волшебную перину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.


Как автор относится к своим героиням? 

 

Автор сказки очень красноречиво показывает своё отношение к двум девочкам. Над Ленивицей Одоевский посмеивается, относится с укоризной. А вот к Рукодельнице автор относится совсем по-другому, ласково, одобрительно. Он подчёркивает её душевные качества — трудолюбие и скромность.


Сравните Ленивицу и Рукодельницу из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Впишите в таблицу имена девочек.

 

Таблица


Вспомните русскую народную сказку «Морозко». Сравните её со сказкой В. Ф. Одоевского. 

   

Если сравнить сказки «Морозко» и «Мороз Иванович», то становится видно, откуда автор черпал свои идеи и вдохновение. Общего в этих сказках много, например, герои: зимний волшебный персонаж, к которому направляются девочки; главные героини — одна лентяйка, другая работящая.

 

Конец сказок тоже похожий — девочки получили разные подарки после своего приключения. 

 

Нового в сказке «Мороз Иванович» много. Эта сказка более современна, а также в ней есть много наставлений для детей в виде пословиц и обращений. Имена героев говорящие, т. е. раскрывают перед читателем характеры героинь.


Картинка

Разделите сказку на части и озаглавьте их. Сделайте иллюстрации к каждой части. 

Используя ваши рисунки, кратко перескажите текст вашим родителям, друзьям, учителю. 

Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке

 

Нарисуйте человечка на той ступеньке, на который вы находитесь после урока.

Картинка


Предыдущий урок
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Литературные сказки
Следующий урок
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Литературные сказки
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Употребление наречий в речи

    Русский язык

  • Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

    Математика

  • Фенол

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке