Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса

Статистика

14.02.2025
2538
0

Центральные тенденции

План урока

  • Центральные тенденции.

Цели урока

  • Знать определения понятий: генеральная совокупность, репрезентативная выборка, среднее, мода и медиана;
  • Уметь определять центральные тенденции (среднее, мода и медиана).

Разминка

  1. Что такое абсолютная частота случайного события в серии испытаний?
  2. Что такое относительная частота случайного события в серии испытаний?
  3. Что такое закон распределения случайной величины?

Центральные тенденции

 

Основным методом статистики является выборочный метод. Суть его состоит в том, что в реальном опыте мы наблюдаем не всю совокупность явлений или объектов, которые хотели бы изучить, а лишь какую-то их часть. Например, при определении уровня заработной платы работающих граждан вместо выяснения зарплаты всех работающих граждан проводят выборочное исследование лишь малой их части.


Определение 1

Вся совокупность явлений или объектов, подлежащих статистическому исследованию, называется генеральной совокупностью.


В рассмотренном примере генеральная совокупность – все работающие граждане. Подвергать статистическому исследованию всю генеральную совокупность в некоторых случаях слишком трудоёмко или дорого, а в каких-то даже невозможно. Поэтому из всей генеральной совокупности для статистического исследования выбирают небольшое (по сравнению с генеральной совокупностью) конечное множество элементов, которые составляют случайную выборку. Эти элементы изучают, выявляют различные характеристики и закономерности, а затем переносят полученные результаты на всю генеральную совокупность. В этом и состоит суть выборочного метода – по результатам, полученным в выборке, попытаться сделать выводы обо всей генеральной совокупности.

 

Однако, такое обобщение не всегда возможно. Представьте себе ситуацию, что в рассмотренном примере мы выбрали для исследования работников какой-то одной сферы некоторого региона. Можно ли считать, что полученная в результате исследования средняя зарплата равна средней зарплате по всей России? Вряд ли. Хотя и такое возможно, но маловероятно. Чтобы такие выводы можно было сделать с большей уверенностью, следовало бы тщательно подойти к формированию случайной выборки, сделать её, как говорят, более репрезентативной (от фр. representative – представительный). Видимо, при выборке работающих граждан должны быть пропорционально представлены все регионы, сферы деятельности и т.д.


Определение 2

В статистических исследованиях выборку называют репрезентативной, если в ней присутствуют те и только те значения случайной величины, что и в генеральной совокупности, причём частоты имеющихся в ней данных находятся практически в тех же отношениях, что и в генеральной совокупности.


Например, пусть некоторая случайная величина X распределена следующим образом:

 

X

-2

1

5

7

Y

200

300

400

100

 

и совокупность всех значений этой величины представляет собой генеральную совокупность.

 

Тогда выборку из этой совокупности со следующим распределением

 

X

-2

1

5

7

Y

2

3

4

1

 

можно считать репрезентативной, так как 200:300:400:100=2:3:4:1 и в выборке присутствуют только те значения величины X, которые есть и в генеральной совокупности.

 

Совокупность числовых данных удобно характеризовать некоторым числом, которое называют мерой центральной тенденции числовых значений случайной величины. К таким характеристикам относятся среднее, мода и медиана.


Определение 3

Среднее (среднее арифметическое) выборки – это число, равное отношению суммы всех чисел выборки к их количеству.

Если рассматривается совокупность значений случайной величины X, то её среднее обозначают X.


В большинстве реальных исследований именно среднее арифметическое несёт наиболее важную информацию об изучаемом явлении. Достаточно вспомнить выражения «средний балл», «средняя зарплата», «средний доход», хорошо знакомые большинству людей.


Пример 1

Ученик получил в течение первой учебной четверти следующие отметки по алгебре: 5; 2; 4; 5; 5; 4; 4; 5; 5; 5.

Найти средний балл.


Решение

 

X=5+2+4+5+5+4+4+5+5+510=4,4.

 

Ответ: 4,4.


Пример 2

Найдите среднее выборки значений случайной величины X, распределение которой по частотам представлено в таблице 

 

X

3

4

5

12

20

M

2

3

6

4

5


Решение

 

X=3·2+4·3+5·6+12·4+20·52+3+6+4+5=19620=9,8.

 

Ответ: 9,8.


Определение 4

Мода (Мо) – это значение случайной величины, имеющее наибольшую частоту в рассматриваемой выборке.


В примере 1 модой является 5, так как эта отметка встречается наиболее часто. В отличии от среднего арифметического, которое можно вычислять для любого числового ряда, моды у ряда может вообще не быть. Например, пусть тот же ученик получил по русскому языку следующие отметки:

4; 2; 3; 5.

 

Каждая отметка встречается в этом ряду только один раз, и среди них нет числа, встречающегося чаще других. Значит, у этого ряда чисел нет моды. Иногда используют в этой связи другую терминологию: выборка, имеющая единственную моду, называется унимодальной, а выборка, у которой моды нет (или мод несколько) – полимодальной.

Особенностью моды является ещё и то, что её можно использовать не только в числовых рядах. Если, например, опросить большую группу учеников, какой школьный предмет им нравится больше всего, то модой этого ряда окажется тот предмет, который будут называть чаще остальных.


Определение 5

Медиана выборки (Ме) – это значение из этой выборки (или полусумма двух значений), разделяющее упорядоченную выборку на две равные по количеству данных части.


Чтобы найти медиану выборки, нужно её сначала упорядочить – составить ранжированный ряд. Если ряд содержит нечётное число членов, то нужно взять число, которое находится ровно посередине. Если ряд содержит чётное число членов, то нужно взять два средних числа и найти их полусумму.


Пример 3

Найти среднее, моду и медиану выборки:

447; 444; 464; 432; 445; 432; 454; 458.


Решение

 

Найдём среднее арифметическое: 

 

X=447+444+464+432+445+432+454+4588=447.

 

Чаще других чисел встречается 432. Поэтому Мо=432.

 

Для нахождения медианы выборки построим ранжированный (упорядоченный) ряд: 432; 432; 444; 445; 447; 454; 458; 464.

 

Выборка содержит чётное число значений. Поэтому в качестве медианы возьмём полусумму двух средних значений 

 

Ме=445+4472=446.

 

Ответ: X=447; Мо=432; Ме=446.


Упражнение 1

1. Распределение в генеральной совокупности значений случайной величины X отражено в таблице:

 

X

3

5

7

9

10

M

50

60

80

70

40

 

Какая из выборок является репрезентативной для заданной генеральной совокупности:

 

1) 

X

3

5

7

9

10

M

10

12

16

7

8

 

2) 

X

3

5

7

M

5

6

8

 

3) 

X

3

5

7

9

10

M

10

12

16

14

8

 

4) 

X

3

5

7

9

10

M

20

24

32

28

16

 

2. Найти моду, медиану и среднее выборки:

2; 4; 3; 5; 7; 3; 2; 6; 8; 3.

 

3. Найти моду, медиану и среднее выборки значений случайной величины X:

 

X

-2

0

4

5

7

M

4

5

7

3

6

 

* Во всех заданиях M — частота значения.


Контрольные вопросы

  1. Что такое генеральная совокупность?
  2. Что такое среднее выборки?
  3. Что такое мода?
  4. Что такое медиана?


Ответы

Упражнение 1

  1. 3 и 4;
  2. Мо=3; Ме=3,5; X=4,3;
  3. Мо=4; Ме=4; X=3,08.

Предыдущий урок
Статистическая вероятность
Статистика
Следующий урок
Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса
Статистика
  • Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

    Химия

  • Морфема как значимая часть слова

    Русский язык

  • И.Ф. Шиллер. «Перчатка»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке