Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса

Статистика

17.01.2025
2456
0

Меры разброса

План урока

  • Меры разброса

Цели урока

  • Знать определения понятий: размах, дисперсия, среднее квадратичное отклонение
  • Уметь определять значения мер разброса

Разминка

  1. Что такое центральные тенденции?
  2. Что такое среднее выборки?
  3. Что такое мода?
  4. Что такое медиана?

Меры разброса 

 

В предыдущем параграфе мы рассмотрели числовые характеристики, позволяющие оценить выборку «в среднем» (центральные тенденции). Это далеко не всегда даёт полное представление о поведении изучаемой величины. Например, на планете Меркурий средняя температура +15°. Исходя из этого статистического показателя, можно подумать, что на Меркурии умеренный климат, удобный для жизни людей. Однако на самом деле это не так. Температура на Меркурии колеблется от -150° до +350°. Значит, чтобы получить представление о поведении случайной величины, помимо центральных тенденций надо знать характеристики разброса, показывающие, насколько значения выборки различаются между собой, как сильно они разбросаны, рассеяны вокруг средних. Простейшей такой характеристикой является размах.


Определение 1 

Размах (R) – это разность наибольшего и наименьшего значений случайной величины выборки.


Для температуры на Меркурии, например, размах равен 

 

R=350°--150°=500°

 

Очевидно, что такого перепада температур человек выдержать не может. Размах вычисляется очень просто, но не всегда несёт достоверную информацию, т.к. на его величину может сильно повлиять какое-то одно значение выборки. Поэтому в реальных статистических исследованиях чаще используют другую характеристику разброса – дисперсию, которая сложнее вычисляется, но зато меньше подвержена таким колебаниям. Прежде, чем дать определение этого понятия, рассмотрим следующую выборку некоторой случайной величины: 3; 4; 9; 7; 2. 

 

Найдём среднее арифметическое этих значений:

 

3+4+9+7+25=5.

 

Самым естественным кажется, на первый взгляд, посчитать отклонение от среднего для каждого значения выборки и затем найти их среднее арифметическое:

 

(35)+(4-5)+(95)+(7 5)+(25)5=21+4+235=0.

 

Нуль получен не случайно: при вычислении «среднего разброса» часть отклонений входит со знаком «плюс», часть – со знаком «минус». В результате сложения получаем нуль. Можно доказать, что такой результат будет и при любом другом ряде чисел.

 

Поэтому полученный результат (нуль) не даёт никакого представления о том, как в среднем разбросаны значения выборки. Какой же выход? Можно находить среднее арифметическое, например, модулей отклонений. Но с модулем не всегда удобно работать. Поэтому в статистике решили находить среднее арифметическое не самих отклонений и не модулей отклонений, а квадратов отклонений от среднего.


Определение 2 

Дисперсией (D) выборки называется среднее арифметическое квадратов отклонений от среднего арифметического: 

 

D=x1-X2+x2-X2+...+xN-X2N


Таким образом, для рассмотренной выше выборки (3; 4; 9; 7; 2) дисперсия равна:

 

D=(35)2+(45)2+(95)2+(7 5)2+(25)25=

=4+1+16+4+95=345=6,8.

 

У дисперсии есть один существенный недостаток: если исходные значения выборки измеряются в каких-то единицах (например, в рублях), то у дисперсии эти единицы возводятся в квадрат («квадратные» рубли). Избавиться от этого недостатка можно, если использовать другую характеристику разброса – среднее квадратичное отклонение. 


Определение 3 

Средним квадратичным отклонением (𝜎) называют квадратный корень из дисперсии: 

 

𝜎 = D.


В рассмотренном примере среднее квадратичное отклонение равно

 

𝜎=6,82,608.

 

Дисперсию и среднее квадратичное отклонение в статистике называют мерами рассеивания значений случайной величины около среднего значения.


Пример 1 

Ученик получил в течение первой учебной четверти следующие отметки по алгебре: 5; 2; 4; 5; 5; 4; 4; 5; 5; 5. Найти размах, дисперсию и среднее квадратичное отклонение. 


Решение 

 

1) Найдём размах выборки R=5 2=3

 

2) Для вычисления дисперсии найдём сначала среднее выборки

 

X=5+2+4+5+5+4+4+5+5+510=4,4.

 

Теперь найдём дисперсию

 

D=6·(54,4) 2+ 3·(4 4,4)2+(24,4)210=6·0,36+3·0,16+5,7610= 0,84.

 

3) Найдём среднее квадратичное отклонение 𝜎=0,840,92.

 

Ответ: R=3D=0,84𝜎0,92.


Пример 2 

Найдите среднее квадратичное отклонение значений случайной величины X, распределение которых по частотам представлено в таблице

 

X

3

4

5

12

20

M

2

3

6

4

5


Решение

 

M =2+3+6+4+5=20

X=X·MM=3·2+4·3+5·6+12·4+20·520=19620=9,8

 

Для удобства результаты последовательных вычислений занесём в таблицу.

 

X

3

4

5

12

20

M

2

3

6

4

5

X-X

-6,8

-5,8

-4,8

2,2

10,2

X-X2

46,24

33,64

23,04

4,84

104,04

M·X-X2

92,48

100,92

138,24

19,36

520,2

 

D=M·𝑋  𝑋2M=92,48+100,92+138,24+19,36+520,220=43,56

𝜎=43,56=6,6

 

Ответ: 𝜎=6,6.


Упражнение

1. Найти размах, дисперсию и среднее квадратичное отклонение выборки: 

 

2; 4; 3; 5; 7; 3; 2; 6; 8; 3. 

 

2. Найдите среднее квадратичное отклонение значений случайной величины X, распределение которых по частотам представлено в таблице.

 

X

–2

0

4

5

7

M

4

5

7

3

6


Контрольные вопросы 

 

  1. Что такое размах выборки?
  2. Что такое дисперсия?
  3. Что такое среднее квадратичное отклонение?


Ответы

Упражнение

 

  1. R=6D=4,01𝜎2;
  2. 𝜎3,22.

 

Предыдущий урок
Статистическая вероятность
Статистика
Следующий урок
Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса
Статистика
  • М.И. Цветаева. Лирика. Тема родины

    Литература

  • Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества

    История

  • Географические субрегионы Африки. ЮАР

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке