Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мир накануне Первой мировой войны. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

История Новейшего времени

18.04.2024
7499
0

Мир накануне Первой мировой войны

 

План урока

  • Неравномерность индустриального развития стран Европы и Северной Америки кон. XIX — нач. XX вв.
  • Индустриальное общество в начале ХХ в.
  • Демократизация политического устройства европейских государств и США
  • Политические партии и политическая борьба в начале XX в.

Цели урока

  • рассмотреть изменения, произошедшие в экономическом и политическом положении великих мировых держав в начале XX в.
  • проанализировать причины Первой мировой войны
  • обосновывать своё мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах; оценивать результаты своей познавательной деятельности

Основные понятия

  • Промышленно-технологическая революция
  • Модернизация
  • Урбанизация
  • Индустриальное общество
  • Трест
  • Синдикат
  • Картель
  • Антимонопольное законодательство
  • Милитаризация
  • Демократия
  • Массовая политическая партия
  • Консерватизм
  • Либерализм
  • Социализм
  • Марксизм
  • Национализм

Введение

Период ХХ в. считается одним из самых насыщенных периодов в истории. Перекройка политической мировой карты мира не всегда шла мирным путём. Столкновение интересов передовых государств обуславливалось ростом экономического влияния того или иного региона, промышленными переворотами, военной мощью и техническим оснащением. Изменяется мир — изменяются люди. 

Неравномерность индустриального развития стран Европы и Северной Америки кон. XIX — нач. XX вв.

На рубеже XIX–ХХ вв. самыми развитыми странами человеческой цивилизации являлись страны Европы и в первую очередь — Великобритания, Франция, Германия, в Северной Америке — США; особняком стояла Россия, в которой темпы экономического развития с каждым годом наращивались и приближались к темпам развитых стран.

 

Колониальные изменения поражали своими масштабами. Европейские страны поделили Южную и Юго-Восточную Азию, Африку, островной мир Океании и Карибского бассейна на колонии, их цвета поэтому превалировали на карте. Самыми крупными владениями располагала Великобритания. Второй по величине колониальной империей являлась Франция. Испания и Португалия, которые положили начало созданию колониальных империй в XV в., потеряв в XIX в. свои владения в Центральной и Южной Америке, стали второстепенными колониальными державами. Позже других, только после своего объединения, приступила к колониальным захватам Германия, но и она быстро стала обладательницей крупной империи. Маленькая Бельгия владела колонией Конго, которая в 78 раз превосходила её по территории. Но это не значит, что все европейские страны имели колонии: их не было, например, у Швейцарии, Швеции, Австро-Венгрии.

 

Государства, которые входили в состав колониальных империй, теряли свою независимость. Такие страны управлялись из страны-метрополии, т. е. владелицы данной колонии. Лишь в британских колониях, заселённых европейцами, было введено самоуправление, эти колонии — Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз — получили название доминионов. Те неевропейские страны, которые сохранили внешне независимость — Китай, Сиам (Таиланд), Афганистан, Иран, Османская империя, страны Центральной и Южной Америки — оказались в орбите европейского господства. Но она приняла другие формы. В одних случаях эти государства были вынуждены призывать покровительство, протекторат со стороны одной из европейских держав. В других случаях европейцы добивались подписания договоров, обеспечивающих им право свободно заниматься торговлей на территории этих государств, создавать там свои опорные пункты. XX в. стал переломным моментом в развитии человечества.

 

Однако мир постепенно, но не равномерно, двигался по пути демократии, признании прав и свобод человека к тому миру, в котором мы сейчас живём.

 

Таблица 1. Эшелоны капиталистического развития

 

1 эшелон

Великобритания, Франция, США, Бельгия, Нидерланды

Длительная эволюция, модернизация за счёт внутренних факторов развития

Гражданское общество, демократия, плюрализм партий, парламентаризм

2 эшелон

Германия, Австро-Венгрия, Россия, Италия, Швеция, Япония, Канада

«Догоняющее развитие», ускоренная модернизация в ходе реформ «сверху»

«Либеральные меры и сильная власть», медленное развитие гражданского общества

3 эшелон

Юго-Восточная Европа, Латинская Америка, страны Азии и Африки

Медленное утверждение капитализма, его религиозная и отраслевая организация

Сильные позиции традиционных институтов и консервативной психологии


Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?


Индустриальное общество в начале ХХ в.

В период конца ХIX — начала ХХ вв. почти завершился переход от традиционного общества к индустриальному (таблица 2).

 

Таблица 2. Основные отличия традиционного и индустриального обществ

 

Традиционное общество

Индустриальное общество

Господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла

Экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, формируются принципы и структуры рыночной экономики, разрушается натуральная замкнутость

Преобладание экстенсивных технологий и ручных орудий труда

Экстенсивное хозяйство сменяется

интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным

Общество максимально приспосабливается к окружающей среде, подчиняется ритмам природы

Общество освобождается от прямой зависимости от природы, частично

подчиняет её себе

Господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной

Частная собственность является священной и неприкосновенной

Социальная структура сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует

Рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок

Поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. Индивидуальность, самостоятельность не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения

Значительная трансформация системы ценностей. Человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определённой пользы) — новые системы координат личности. Человек стремится к саморазвитию, самосовершенствованию

В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, где человеческая жизнь воспринималась как осуществление божественного промысла

Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии)

В политической сфере господствуют церковь и армия. Человек полностью отчуждён от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон

Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта

 

Важнейшими чертами развития индустриального общества являются: 

Рис. 1. Корабль «Титаник» как символ передового индустриального общества

  • начало массового производства промышленных товаров (запуск первого конвейера по выпуску автомобилей Г. Фордом в США. Строительство в США небоскребов. Появление метрополитена в Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште. Издание средств массовой информации (газет));
  • концентрация производства и капитала (образование в США трестов, контролировавших значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. Создание синдикатов и картелей в Германии, определявших общие правила поведения на рынке. Появление крупных акционерных банков, формирование финансового капитала);
  • усиление регулирующей роли государства в экономике (антимонопольное законодательство (антитрестовские законы в США). Создание центральных банков, обеспечивавших контроль над денежным обращением, коммерческими банками и выпуском бумажных денег. Законы об охране природных ресурсов (США, 1906–1908 гг.) создание государственных компаний в электроэнергетике, на транспорте (европейские страны));
  • расширение социальных функций государства (принятие к 1914 г. во всех европейских странах законов о компенсации за производственный травматизм, системах страхования (по болезни, инвалидности и т. п). Введение 8-часового рабочего дня для отдельных категорий рабочих (Великобритания — для горняков). Запрет детского труда. Законы о пенсиях по старости для рабочих (1913 г. — закон о пенсиях для всего населения в Швеции). Отмена контроля над школьным образованием со стороны католической церкви. Введение государственного обязательного школьного образования).

Демократизация политического устройства европейских государств и США

В первой половине XX в. демократическое государства существовало только в США и некоторых европейских странах.

 

Под влиянием широкого общественного движения демократизация стала общемировой тенденцией на рубеже веков и в начале XX в. Демократизация развивалась по трём главным направлениям:

  • расширение полномочий представительных органов власти — парламентов;
  • расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов;
  • снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

Рис. 2. Зал заседаний палаты лордов

Пути и темпы демократизации политической жизни в различных странах в начале XX в. определяли исторические традиции и расстановка политических сил. Под давлением общественности в США была проведена конституционная реформа: сенат — верхняя палата конгресса — с 1913 г. стал избираться, как и палата представителей, всеобщим голосованием. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий представительного органа власти — палаты общин — и добились ограничения прав палаты лордов. По закону 1911 г. палата лордов отстранялась от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет, а в случае несогласия с другими законопроектами могла только задержать их окончательное принятие. В то же время в Германии не удалось расширить полномочия парламента, его нижней палаты — рейхстага, которые были весьма ограниченны.

Общим для индустриальных стран и государств, вставших на этот путь, стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней трети XIX в. в Германии (1871), Франции (1875), Испании (1886) и избирательных законов в Великобритании (1884) и Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале века избирательная реформа была проведена в Австро-Венгрии (1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и других странах.

 

В начале XX в. с введением всеобщего избирательного права и снятием ограничений для участия в политической деятельности открылась современная политическая эпоха. Начинается образование современных политических партий, характерная для XX в. политическая борьба, вовлечение широких народных масс в политику.

Политические партии и политическая борьба в начале XX в.

Политические партии значительно усилили своё влияние в обществе. Если в XIX в. политические партии скорее представляли собой дискуссионные кружки, то в начале XX в. они превратились в мощный инструмент осуществления политики. Партии стали массовыми, каждая из них обладала собственной идеологией. Свои взгляды и идеи партии распространяли с помощью газет, журналов, листовок.

 

В конце XIX в. в центре политики находились консервативные и либеральные политические партии, а в начале XX в. главными противостоящими силами стали буржуазные и социалистические партии.

 

С расширением влияния социалистических организаций и распространением идей социализма и марксизма начал изменяться главный вектор политической борьбы, который раньше проходил по линии консерваторы – либералы, монархисты – республиканцы. Консерваторы, опиравшиеся на земельную аристократию и крестьянство, выступали под лозунгом сохранения традиций и порядка, а либералы, отражавшие интересы буржуазии городов, отстаивали идеи свободы и равенства (равенства как демократии и снятия ограничений, но не как уравнительности). В конце XIX — начале XX в. политическая борьба между консерваторами и либералами постепенно отходит на второй план по мере реализации либеральной программы и развития парламентской демократии. 

 

Социалистические партии и рабочее движение были порождены несправедливостью системы капитализма, утвердившейся в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX вв. В то время как буржуазия получала сверхприбыли, пролетариат трудился в тяжелейших условиях за гроши, которых едва хватало на оплату жилья и пропитания. С увеличением в обществе численности рабочих разрасталось рабочее движение, выступавшее за замену капитализма социализмом, уничтожение наёмного труда.


Социализм — общественно-политический строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. В социалистическом обществе нет классов, угнетённых и угнетаемых, так как частная собственность заменена общественной. В результате рабочая сила перестает быть товаром, а средства к существованию равномерно распределяются между всеми членами общества.


Изменениям, охватившим индустриальное общество, сопротивлялись консерваторы — приверженцы политического течения, направленного на возрождение старых порядков и традиций. Консервативные партии выступали за возрождение абсолютной монархии, сохранение религиозных ценностей и традиций, укрепление безопасности существующего государственного строя. Реформы консерваторов защищали интересы аристократов, которые отвергали демократические принципы и идею уравнительности.

 

Демократические принципы:

  • признание равноправия всех граждан государства;
  • признание и защита прав и свобод человека;
  • равенство граждан в суде;
  • наделение народонаселения всеобщим равным избирательным правом;
  • признание народа источником власти.

В противовес политическому движению консерваторов действовали либералы — приверженцы политического течения, провозглашавшего принцип равенства всех граждан перед законом, необходимость защиты народонаселения от произвола государства, свободу слова, мысли, убеждений. Движение либералов критиковало абсолютную монархию за злоупотребление властью, выступало за учреждение конституционных монархий и республик. 

 

В начало XX в. Великобритания, Италия, Германии и многие другие страны Западной Европы вошли как конституционные парламентские монархии. В этих странах были приняты конституции, осуществлён принцип разделения властей, были сформированы органы народного представительства. С установлением парламентских республик и монархий по всему миру политическая борьба между консерваторами и либералами постепенно отошла на второй план. Главные противоречия в обществе теперь сместились в сторону социалистических организаций, представлявших интересы рабочих и буржуазных партий, продвигавших интересы капиталистов.

 

Таким образом, отличительной характеристикой начала XX в. стало распространение националистических идей и разжигание локальных межнациональных конфликтов, которые впоследствии привели к Первой мировой войне.


Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные отличия традиционного общества от индустриального.

2. Какие характерные черты индустриального общества вы знаете?

3. В чём заключалась неравномерность развития стран Европы и Северной Америки в начале ХХ в.?

4. Назовите главную идею каждого идеологического направления: консерватизма, либерализма, демократии, социализма, марксизма и национализма.

5. Почему именно в XIX в. направления общественной мысли превратились в общественно-политические движения?


Предыдущий урок
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим в Италии
История Новейшего времени
Следующий урок
Вторая мировая война 1943-1945 гг.
История Новейшего времени
Поделиться:
  • Решение задач с использованием законов сохранения импульса и механической энергии

    Физика

  • А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

    Литература

  • Расчёт сопротивления системы, состоящей из нескольких проводников, соединённых между собой. Измерение силы тока и напряжения

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке