Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культура и искусство в первой половине ХХ в.

История Новейшего времени

17.04.2024
7640
0

Культура и искусство в первой половине ХХ в.

 

План урока

  • Революция в естествознании
  • Начало эпохи модернизма. Символизм
  • Новые направления в искусстве
  • Литература
  • Олимпийское движение

Цели урока

  • знать основные понятия: модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм
  • уметь различать основные виды в искусстве и давать им характеристику

Введение

Наступление нового ХХ века ожидалось в предвкушении глобальных перемен не только в политическом и социально-экономическом пространстве, но и в сфере культуры. Повсеместно возникало множество различных направлений, непохожих между собой, где-то даже противоречивых.  Это и был ХХ век.

Революция в естествознании

В начале XX века сложились все условия для мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. Однако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например, на химии. 

 

Но всё же в физике был совершён самый большой скачок. Было открыто, святая святых, строение атома, что долгие столетия было загадкой и дилеммой для физиков всего цивилизованного мира. Была открыта небезызвестная радиоактивность, открытие которой так повлияло на ход мировой истории. Наконец, была создана новая наука квантовая механика, которая стала результатом работы в будущем нобелевского лауреата по физике Макса Планка. Как раз квантовая механика помогла учёному Нильсу Бору уточнить строение атома, представленное Эрнестом Резерфордом.

 

Ещё более радикальные изменения в учении о пространстве и времени произошли в связи с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой теорией тяготения, принципиально отличной от классической ньютоновской теории.

 

Научно-техническая революция внесла много нового в наши представления о естественно-научной картине мира. Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий нас мир как единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем.

Начало эпохи модернизма. Символизм


Модернизм — это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности.



Мировая война воспринимается как крушение всей цивилизации. Распростране­ние пессимистических идей в обществе, философии, культуре, популярность философских концепций о закате западной цивилизации, о конце нового времени, о приходе нового Средневековья.

 

Наряду с этим продолжается поиск новых форм художественной выразительности. В искусстве XX века возникают новые модернистские течения (имажизм, дадаизм, экспрес­сионизм, сюрреализм и др.).

 

Модернистские направления уделяли особое внимание к непознанному состоянию человеческой психики, стремились обособить человека от общества, истории, времени, пространства, где такие понятия, как соци­альность, рациональность, идеология, вера, являлись бы «излишней одеждой». Модернистские концепции искусства основывались на философских течениях о непознаваемости мира, всесилии зла, непреодоли­мом одиночестве человека (Шопенгауэр и Ницше).

 

В то же время возникают работы австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Анри Бергсон (1859–1941) — французский философ, основатель «теории интуитивизма». Главные категории философской системы бергсонианства — интуиция, длительность, свобода, память. «Первичная интуиция» предполагает постоянное взаимопроникновение прошлого и настоящего, пересечение различных состояний сознания.

 

Модернизм — это новый виток в развитии культуры 1880–1960-х гг., который пришёл на смену этапу классической культуры.


Символизм — это одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.


Модерн — это художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последних десятилетиях XIX — начале XX века. Основная художественная идея, доминировавшая в этот период, — преодоление эклектизма предыдущего развития, поиск гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху.


Рис. 1. Ф. Купка «Волна». 1902 г. Символизм

Символизм подразумевает сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического, его эстетику определяла иносказательность. К такому направлению люди пришли, когда стремились к осмыслению прошлого культуры. Главным средством художественного познания становится символ. Символ высшего совершенства в лице культа вечной женственности. Символизм опирался в основном на новый стиль — модерн.   

Рис. 2. Модерн в архитектуре А. Гауди

Модерн представляет собой искусственно созданный художественный стиль, призванный подчеркнуть индивидуальность автора, отличающийся декоративностью и театральностью. В разных странах это направление получило свои названия. Например, в Испании его ласково называют модерниссимо, в Италии — либерти, в Польше — сецессией, а в Австрии — сецессионом. Немцы именовали его молодым стилем (югендстиль), а французы — ар нуво (рис. 2).

 

Символизму присуща многогранность проявлений в художественных произведениях: 

  • поиски нового художественного языка для выражения сложного символического смысла;
  • присутствие упаднических настроений в сюжете;
  • поклонение недостижимым идеалам;
  • культ красоты и таинственности;
  • неприятие реальной буржуазной действительности.

В период символизма и модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому эта эпоха олицетворяет прежде всего исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. 

Новые направления в искусстве 

К началу ХХ века основными направлениями в искусстве стали:

  • импрессионизм,
  • постимпрессионизм,
  • абстракционизм,
  • кубизм,
  • фовизм.

Рис. 3. К. Моне «Кувшинки». 1914 г.

Импрессионизм — это направление в искусстве, стремящееся наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений, тонких настроений. Возникло в конце XIX — начале XX веков во Франции и затем распространилось по всему миру. Создателем этого направление считался Клод Моне — французский живописец-пейзажист (рис. 3).

 

Импрессионизм характеризуется созданием ощущения сверкающего солнечного света, разложением сложных тонов на чистые цвета, кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы. 

Рис. 4. В. Ван Гог «Звёздная ночь»

Постимпрессионизм — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Это стремление свободно и обобщённо передавать материальность мира, декоративной стилизации (рис. 4).

 

Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. 

Рис. 5. А. Матисс «Танец»

Фовизм (от франц. fauve — дикий) — течение во французской живописи, на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма в начале XX в. В пейзажах, интерьерных сценах и натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объёмов, пространства рисунка.

 

Основоположником фовизма был Анри Матисс — французский живописец, график и скульптор. Матисс стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю (рис. 5).

Рис. 6. Ж. Брак. Лимоны

Кубизм — модернистское течение начала ХХ века. Искусство призвано отражать не реальность, а наше её восприятие.  Характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» объекты на геометрические примитивы.

 

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906–1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо (на рисунке) и Жоржа Брака.

 

Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (рис. 6).  

Литература

ХХ век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий — войну и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов.

 

В то же время его первое десятилетие овеяно оптимизмом и романтикой, чему способствовало интенсивное развитие науки и техники, поначалу незамутнённое негативными последствиями: первые самолёты; первые походы к Северному и Южному полюсам; открытие квантовой теории; успехи в области генетики.

 

Литература реагирует на все эти исторические события, и прежде всего на Октябрьскую революцию, за которой последовала волна революционного и национально-освободительного движения в разных странах мира — от Германии и Скандинавских стран до Китая и Африки.

Рис. 7. Т. Манн «Доктор Фаустус»

Основные темы в литературе первой половины ХХ века:

 

1) тема войн и социально-политических катастроф;

2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию;

3) проблема веры и безверия;

4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического. 

 

На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора»), эффект «отстранения» (драматургия Б. Брехта), ирония и подтекст (Э. Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное моделирование (М. Булгаков) (рис. 7). Реализм продуктивно использует многие модернистские приёмы, например, «поток сознания» (У. Фолкнер), деформацию, абсурд и другие ранее недоступные приёмы.

Рис. 8. Антуан де Сент-Экзюпери

Внимание к коренным проблемам бытия и приоритет общечеловеческих ценностей в реализме ХХ века продолжают линию, наиболее полно выраженную в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского, А. Франса и Б. Шоу.

 

Философия входит в литературу в новом качестве как приём, глубоко проникает в художественную ткань произведения.

 

Продуктивно развивается жанр притчи (Ф. Кафка, К. Чапек, А. Камю, А. Экзюпери) (рис. 8). Меняется герой, человек предстаёт более усложнённым и нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и подсознания.

 

Меняется и жанровая палитра романа в результате взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного. 

Олимпийское движение

В конце XIX в. бурный рост экономических и культурных международных связей нашёл своё отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения. В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры.

Рис. 9. Первые Олимпийские игры в Афинах, 1896 г.

В 1889 году Министерство просвещения Франции поручило Пьеру де Кубертену создать международный конгресс для обсуждения актуальных проблем физического воспитания. Он состоялся в июне 1894 года в Париже и собрал представителей спортивных организаций 12 стран. Заслушав доклад Кубертена и ознакомившись с разработанными им организационными основами олимпийского движения, конгресс принял решение о возобновлении Олимпийских состязаний и проведении Игр I Олимпиады в 1896 году в Афинах, а так же о создании руководящего органа олимпийского движения — Международного олимпийского комитета (МОК) (рис. 9). 

К основным тенденциям развития физического воспитания в этот период следует отнести следующие:

 

  • дальнейшее развитие и становление олимпийского движения, совершенствование его организационной структуры и олимпийской программы, расширение географии олимпийских игр;
  • милитаризация спортивно-гимнастического движения.

Рис. 10. V Олимпийские игры в Стокгольме, 
1912 г.

Впервые на олимпийских играх использовались фотофиниш и электронные часы (Летние Олимпийские игры 1912 г., прошедшие в Стокгольме, Швеция) (рис. 10).

 

При строительстве стадиона была изменена линия виражей беговой дорожки, в результате чего длина дорожки сократилась до 380 метров 33 сантиметров, хотя круг должен был составлять точно 400 метров.

 

На сессии МОК, состоявшейся в 1906 году в Париже, было принято решение проводить на Олимпийских играх, следуя античной традиции, конкурс искусств. Впервые такой конкурс организовали в Стокгольме. Представленные на конкурсе произведения архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и литературы были посвящены олимпийскому движению.


Контрольные вопросы

 

1. В чём заключалась революция в естествознании?

2. Дайте характеристику основным видам в искусстве первой пол. ХХ в.

3. Как изменялась литература в начале ХХ века?

4. Как возродилось Олимпийское движение?


Предыдущий урок
Первая мировая война 1914-1918 гг.
История Новейшего времени
Следующий урок
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Восток в первой половине XX в.
История Новейшего времени
Поделиться:
  • Равномерное прямолинейное движение. Решение задач кинематики равномерного прямолинейного движения. Графический и аналитический способы решения

    Физика

  • Строение клетки. ЭПС. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

    Биология

  • Термодинамическая система. Внутренняя энергия и способы её изменения. Температура и тепловое равновесие

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке