Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культура и искусство в первой половине ХХ в.

История Новейшего времени

07.12.2024
9154
0

Культура и искусство в первой половине ХХ в.

 

План урока

  • Революция в естествознании
  • Начало эпохи модернизма. Символизм
  • Новые направления в искусстве
  • Литература
  • Олимпийское движение

Цели урока

  • знать основные понятия: модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм
  • уметь различать основные виды в искусстве и давать им характеристику

Введение

Наступление нового ХХ века ожидалось в предвкушении глобальных перемен не только в политическом и социально-экономическом пространстве, но и в сфере культуры. Повсеместно возникало множество различных направлений, непохожих между собой, где-то даже противоречивых.  Это и был ХХ век.

Революция в естествознании

В начале XX века сложились все условия для мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. Однако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например, на химии. 

 

Но всё же в физике был совершён самый большой скачок. Было открыто, святая святых, строение атома, что долгие столетия было загадкой и дилеммой для физиков всего цивилизованного мира. Была открыта небезызвестная радиоактивность, открытие которой так повлияло на ход мировой истории. Наконец, была создана новая наука квантовая механика, которая стала результатом работы в будущем нобелевского лауреата по физике Макса Планка. Как раз квантовая механика помогла учёному Нильсу Бору уточнить строение атома, представленное Эрнестом Резерфордом.

 

Ещё более радикальные изменения в учении о пространстве и времени произошли в связи с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой теорией тяготения, принципиально отличной от классической ньютоновской теории.

 

Научно-техническая революция внесла много нового в наши представления о естественно-научной картине мира. Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий нас мир как единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем.

Начало эпохи модернизма. Символизм


Модернизм — это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности.



Мировая война воспринимается как крушение всей цивилизации. Распростране­ние пессимистических идей в обществе, философии, культуре, популярность философских концепций о закате западной цивилизации, о конце нового времени, о приходе нового Средневековья.

 

Наряду с этим продолжается поиск новых форм художественной выразительности. В искусстве XX века возникают новые модернистские течения (имажизм, дадаизм, экспрес­сионизм, сюрреализм и др.).

 

Модернистские направления уделяли особое внимание к непознанному состоянию человеческой психики, стремились обособить человека от общества, истории, времени, пространства, где такие понятия, как соци­альность, рациональность, идеология, вера, являлись бы «излишней одеждой». Модернистские концепции искусства основывались на философских течениях о непознаваемости мира, всесилии зла, непреодоли­мом одиночестве человека (Шопенгауэр и Ницше).

 

В то же время возникают работы австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Анри Бергсон (1859–1941) — французский философ, основатель «теории интуитивизма». Главные категории философской системы бергсонианства — интуиция, длительность, свобода, память. «Первичная интуиция» предполагает постоянное взаимопроникновение прошлого и настоящего, пересечение различных состояний сознания.

 

Модернизм — это новый виток в развитии культуры 1880–1960-х гг., который пришёл на смену этапу классической культуры.


Символизм — это одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.


Модерн — это художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последних десятилетиях XIX — начале XX века. Основная художественная идея, доминировавшая в этот период, — преодоление эклектизма предыдущего развития, поиск гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху.


Рис. 1. Осенний салон 1912 года, Париж, работы Купки, Модильяни, Чаки, Пикабиа, Метцингера, Ле Фоконье. Неизвестный автор

Символизм подразумевает сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического, его эстетику определяла иносказательность. К такому направлению люди пришли, когда стремились к осмыслению прошлого культуры. Главным средством художественного познания становится символ. Символ высшего совершенства в лице культа вечной женственности. Символизм опирался в основном на новый стиль — модерн.   

Рис. 2. Модерн в архитектуре А. Гауди

Модерн представляет собой искусственно созданный художественный стиль, призванный подчеркнуть индивидуальность автора, отличающийся декоративностью и театральностью. В разных странах это направление получило свои названия. Например, в Испании его ласково называют модерниссимо, в Италии — либерти, в Польше — сецессией, а в Австрии — сецессионом. Немцы именовали его молодым стилем (югендстиль), а французы — ар нуво (рис. 2).

 

Символизму присуща многогранность проявлений в художественных произведениях: 

  • поиски нового художественного языка для выражения сложного символического смысла;
  • присутствие упаднических настроений в сюжете;
  • поклонение недостижимым идеалам;
  • культ красоты и таинственности;
  • неприятие реальной буржуазной действительности.

В период символизма и модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому эта эпоха олицетворяет прежде всего исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. 

Новые направления в искусстве 

К началу ХХ века основными направлениями в искусстве стали:

  • импрессионизм,
  • постимпрессионизм,
  • абстракционизм,
  • кубизм,
  • фовизм.

Рис. 3. К. Моне. Кувшинки. 1916 -1919 гг. Художественный музей Макнея, Сан-Антонио

Импрессионизм — это направление в искусстве, стремящееся наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений, тонких настроений. Возникло в конце XIX — начале XX веков во Франции и затем распространилось по всему миру. Создателем этого направление считался Клод Моне — французский живописец-пейзажист (рис. 3).

 

Импрессионизм характеризуется созданием ощущения сверкающего солнечного света, разложением сложных тонов на чистые цвета, кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы. 

Рис. 4. Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Постимпрессионизм — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Это стремление свободно и обобщённо передавать материальность мира, декоративной стилизации (рис. 4).

 

Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. 

Фовизм (от франц. fauve — дикий) — течение во французской живописи, на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма в начале XX в. В пейзажах, интерьерных сценах и натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объёмов, пространства рисунка.

 

Основоположником фовизма был Анри Матисс — французский живописец, график и скульптор. Матисс стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Рис. 5. Жорж Брак. Натюрморт с виноградом и кларнетом. 1927 год. Коллекция Филлипса, Вашингтон

Кубизм — модернистское течение начала ХХ века. Искусство призвано отражать не реальность, а наше её восприятие.  Характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» объекты на геометрические примитивы.

 

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906–1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо (на рисунке) и Жоржа Брака.

 

Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (рис. 5).  

Литература

ХХ век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий — войну и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов.

 

В то же время его первое десятилетие овеяно оптимизмом и романтикой, чему способствовало интенсивное развитие науки и техники, поначалу незамутнённое негативными последствиями: первые самолёты; первые походы к Северному и Южному полюсам; открытие квантовой теории; успехи в области генетики.

 

Литература реагирует на все эти исторические события, и прежде всего на Октябрьскую революцию, за которой последовала волна революционного и национально-освободительного движения в разных странах мира — от Германии и Скандинавских стран до Китая и Африки.

 

Основные темы в литературе первой половины ХХ века:

 

1) тема войн и социально-политических катастроф;

2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию;

3) проблема веры и безверия;

4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического. 

 

На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора»), эффект «отстранения» (драматургия Б. Брехта), ирония и подтекст (Э. Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное моделирование (М. Булгаков). Реализм продуктивно использует многие модернистские приёмы, например, «поток сознания» (У. Фолкнер), деформацию, абсурд и другие ранее недоступные приёмы.

Рис. 6. Сент-Экзюпери в лодке на озере близ Монреаля (Канада). Стоп-кадр съёмки в мае 1942 года. Неизвестный автор

Внимание к коренным проблемам бытия и приоритет общечеловеческих ценностей в реализме ХХ века продолжают линию, наиболее полно выраженную в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского, А. Франса и Б. Шоу.

 

Философия входит в литературу в новом качестве как приём, глубоко проникает в художественную ткань произведения.

 

Продуктивно развивается жанр притчи (Ф. Кафка, К. Чапек, А. Камю, А. Экзюпери) (рис. 6). Меняется герой, человек предстаёт более усложнённым и нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и подсознания.

 

Меняется и жанровая палитра романа в результате взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного. 

Олимпийское движение

В конце XIX в. бурный рост экономических и культурных международных связей нашёл своё отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения. В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры.

Рис. 7. Церемония открытия Олимпийских игр 1896 года

В 1889 году Министерство просвещения Франции поручило Пьеру де Кубертену создать международный конгресс для обсуждения актуальных проблем физического воспитания. Он состоялся в июне 1894 года в Париже и собрал представителей спортивных организаций 12 стран. Заслушав доклад Кубертена и ознакомившись с разработанными им организационными основами олимпийского движения, конгресс принял решение о возобновлении Олимпийских состязаний и проведении Игр I Олимпиады в 1896 году в Афинах, а так же о создании руководящего органа олимпийского движения — Международного олимпийского комитета (МОК) (рис. 7). 

К основным тенденциям развития физического воспитания в этот период следует отнести следующие:

 

  • дальнейшее развитие и становление олимпийского движения, совершенствование его организационной структуры и олимпийской программы, расширение географии олимпийских игр;
  • милитаризация спортивно-гимнастического движения.

Рис. 8. V Олимпийские игры в Стокгольме, 
1912 г.

Впервые на олимпийских играх использовались фотофиниш и электронные часы (Летние Олимпийские игры 1912 г., прошедшие в Стокгольме, Швеция) (рис. 8).

 

При строительстве стадиона была изменена линия виражей беговой дорожки, в результате чего длина дорожки сократилась до 380 метров 33 сантиметров, хотя круг должен был составлять точно 400 метров.

 

На сессии МОК, состоявшейся в 1906 году в Париже, было принято решение проводить на Олимпийских играх, следуя античной традиции, конкурс искусств. Впервые такой конкурс организовали в Стокгольме. Представленные на конкурсе произведения архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и литературы были посвящены олимпийскому движению.


Контрольные вопросы

 

1. В чём заключалась революция в естествознании?

2. Дайте характеристику основным видам в искусстве первой пол. ХХ в.

3. Как изменялась литература в начале ХХ века?

4. Как возродилось Олимпийское движение?


Предыдущий урок
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Восток в первой половине XX в.
История Новейшего времени
Следующий урок
Последствия войны: революции и распад империй. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920–е годы
История Новейшего времени
Поделиться:
  • Клетка – структурная и функциональная единица

    Биология

  • Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим в Италии

    История

  • Наречие. Правописание наречий. Слова категории состояния

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке