Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Всемирная компьютерная сеть Интернет. Всемирная паутина. Файловые архивы

Коммуникационные технологии

Всемирная паутина. Файловые архивы

 

План занятия

 

  • Введение в тему.
  • Всемирная паутина.
  • Файловые архивы.

 

Цели занятия

 

  • Вспомнить основные способы поиска информации в сети Интернет.
  • Изучить, из каких частей состоит адрес в сети Интернет.
  • Научиться вычислять количество найденных страниц в запросе.
  • Научиться собирать адрес файла в сети Интернет.

 

Разминка

 

  • Что такое доменная система имен? Какую структуру она имеет?
  • Перечислите протоколы, которые необходимы для передачи данных.

 

Введение в тему

 

Ежедневно пользователи различных устройств (смартфонов, планшетов, компьютеров, ноутбуков и др.) выходят в Интернет и посещают различные ресурсы, пользуются различными сервисами, поэтому знания о способах поиска информации позволят быстрее находить нужную информацию. Также знания о том, как в поисковых системах формируются запросы, строятся URL-адреса документов, а также, как взаимодействовать с файловыми архивами продолжат формирование понимания устройства компьютерной сети.

 

Всемирная паутина

 

Чтобы пользователям пользоваться различными ресурсами и сервисами сети Интернет, необходимо пройти процедуру регистрации.


Процедура регистрации – это заполнение специальной формы, содержащей основную информацию о человек (обычно ФИО, телефон, логин, пароль).


Если с ФИО, телефоном, адресом и другими данными все понятно и просто, то логин и пароль следует рассмотреть более подробно.


Логин   – это сочетание различных символов, которые помогают системе однозначно соотнести с конкретным зарегистрированным человеком, и при этом логин может выступать в качестве псевдонима, т.е. другие пользователи будут видеть логин данного пользователя, как его имя.

 

Пароль – это сочетание различных символов, которые подтверждают, что в систему зашел именно владелец логина.


Пароли делятся по степени надежности. Надежность пароля зависит от длины, сложности и непредсказуемости.


Советы по созданию надежного пароля (на основе информации из ресурса Лаборатории Касперского):

  1. Создавайте пароль длиной не менее 10 символов.
  2. Избегайте простых последовательностей (например, «12345») и распространенных слов (например, «password»).
  3. Пароль должен содержать буквы в разном регистре, цифры, специальные символы.
  4. Избегайте в пароле очевидных замен символов. Например, писать «0» вместо буквы «о».
  5. Пароль нужно запомнить, а иначе он бесполезен.
  6. Для разных аккаунтов следует использовать свой уникальный пароль, чтобы в случае взлома мошенники не смогли получить доступ ко всей информации.
  7. Используйте правила, которые трудно поддаются машинной расшифровке. Например, в пароле из трех, четырехбуквенных слов, можно заменить первые две буквы цифрами и символами: «?4ей#2ка?6цо» вместо «улейрукалицо».


Проверить надежность своего пароля можно на сайте лаборатории Касперского: 

https://password.kaspersky.com/ru/moon-3/


Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) - распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.


Основой WWW являются web-страницы и web-сайты.

 

Web-страница  документ или информационный ресурс, который доступен через браузер (программа для просмотра сайтов и документов в сети Интернет).

 

Web-сайт – это совокупность web-страниц.

 

Чтобы найти определенный сайт или страницу можно воспользоваться одним из способов поиска:

 

1. Поиск по адресу сайта/страницы. 

 

Применяется только в том случае, когда известен точный адрес, по которую расположен необходимый ресурс.

 

Такой адрес называется URL – универсальный указатель ресурса. URL состоит из трех частей:

  1. Название протокола с разделителем :// в конце названия.
  2. Доменное имя сервера с разделителем / в конце имени.
  3. Полное имя файла на сервере.


Пример 1

 

Пример представления URL-адреса документа представлен на рис. 1.

Рис. 1. Пример URL-адреса документа

 

Опираясь на рис. 1, решим задачу по формированию адреса документа в сети Интернет.


Задача 1.

 

Доступ к файлу leo.odt, находящемуся на сервере zoopark.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A) .odt

Б) zoopark

B) /

Г) ://

Д) leo

Е) .org

Ж) https

 

Решение:

 

1. Сформируем адрес документа:

https://zoopark.org/leo.odt

2. Запишем последовательность фрагментов, образующих адрес: ЖГБЕВДА.

 

Ответ: ЖГБЕВДА


 

2. Поиск по гиперссылкам

 

Чтобы воспользоваться данным способом поиска, пользователю необходимо сначала найти базу данных с нужной информацией, а потом, используя гиперссылки, добраться до желаемого ресурса.  

 

3. Поиск через поисковую систему


Поисковая система – специальный web-сайт, c помощью которого пользователь по заданному запросу может получить ссылки на сайты, соответствующие этому запросу.


Примеры поисковых систем: Яндекс, Google, Mail, Рамблер и др.

 

Информацию через поисковую систему можно найти по ключевым словам или словосочетаниям, но более эффективным поиском является поиск с помощью языка запросов поисковой системы.


Язык запросов поисковой системы – группировка ключевых слов для поиска с помощью специальных символов-связок. У разных поисковых систем свой язык запросов, но при этом они очень сильно похожи


Пример языка запросов поисковой системы Яндекс представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Язык запросов поисковой системы Яндекс

 

Рассмотрим пример задачи на нахождение общего количества найденных страниц.

 


Задача 2. 

 

В таблице 2 приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет. (Логическая операция ИЛИ обозначена как «|», а логическая операция И - «&»). Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Мороз? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

Таблица 2. Известные запросы и количество найденных страниц по ним

Решение:

 

1. Будем решать данную задачу универсальным способом, который заключается в построении кругов Эйлера. Чтобы понимать, как логические И и ИЛИ отражаются на количестве найденных страниц рассмотрим рис. 2.

Рис. 2. Отображение логических ИЛИ и И с помощью кругов Эйлера

 

Как видно из раскрашенных областей, при использовании логического или будет найдено намного больше страниц. Например, если в первом круге находится информация о кошках, а во втором – о собаках. То при использовании запроса с логическим ИЛИ будут найдены страницы, где есть информация только о кошках, о собаках и кошках одновременно и только о собаках. При таком же поиске, но с помощью логического И будут найдены только те страницы, в которых есть одновременно информация и о кошках и о собаках.

 

2. Вернемся к условию задачи. Не во всех случая круги Эйлера будут пересекаться (нужно внимательно смотреть на наличие «&» в условии и/или в вопросе к заданию). Также количество кругов может отличаться (для каждого объекта поиска должен быть создан отдельный круг). В данной задаче можно изобразить два круга М и С (Мороз, Солнце), которые будут пересекаться, т.к. в условии есть Мороз & Солнце. Для удобства решения сразу пронумеруем полученные секторы (Рис. 3).

Рис. 3. Рисунок к задаче

 

3. Теперь, опираясь на рис. 3 и таб. 2 задачи, определим, что дано и что найти в виде выражений:

  1. Мороз | Солнце – это К1 + К2 + К3 (К – количество найденных страниц, 1,2,3 – секторы из рис. 3). Для лучшего понимания можно посмотреть еще раз рис. 2 - ИЛИ.
  2. Солнце – это К2 + К3 (для объекта нужно брать окружность целиком).
  3. Мороз & Солнце – это К2. Для лучшего понимания можно посмотреть еще раз рис. 2 - И.

Найти: Мороз – это К1 + К2 ?

 

4. Приравняем известные значения количества страниц из таб. 2 к полученным в пункте 3) выражениям:

Дано:

К1 + К2 + К3 = 3300

К2 + К3 = 2000

К2 = 200

Найти: К1 + К2 ?

 

Решим. Например, 

  1. Подставим в выражение К2 + К3 = 2000 значение К2=200:

200 + К3 = 2000,

К3 = 2000 – 200 = 1800.

       2. Подставим в выражение К1 + К2 + К3 = 3300 найденное значение К3 = 1800:

К1 + К2 + 1800 = 3300,

К1 + К2 = 3300 – 1800 = 1500.

 

Ответ:  1500.


Файловые архивы


Файловые архивы  это Интернет-библиотеки, в которых хранятся различные файлы с программным обеспечением, графикой, звуком и др.


Работа с файловыми архивами осуществляется по протоколу FTP.

 

FTP (File Transfer Protocol) – это протокол, предназначенный для передачи файлов в компьютерных сетях.

На компьютере, с которого осуществляется доступ должен быть установлен FTP-клиент, а в компьютере, где находится Интернет-библиотека - FTP-сервер (Рис. 4).

 

Рис. 4. Получение информации с FTP-сервера

 

Протокол FTP часто применяется для просмотра каталогов и загрузки файлов с сервера или на сервер.


Контрольные вопросы

 

  1. Зачем нужна регистрация на информационных сервисах и ресурсах?
  2. Перечислите советы для создания надежного пароля.
  3. Что собой представляет URL? Из каких частей он состоит?
  4. Перечислите и кратко охарактеризуйте способы поиска информации в сети Интернет.
  5. Что такое файловые архивы? Какую роль в работе с файловыми архивами играет протокол FTP?


Предыдущий урок
Локальные и глобальные компьютерные сети
Коммуникационные технологии
Следующий урок
Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет
Коммуникационные технологии
  • Орфография. Повторение. Правописание гласных в корне

    Русский язык

  • Русский язык как национальный язык русского народа. Стили речи

    Русский язык

  • Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке