Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

Коммуникационные технологии

24.04.2024
2532
0

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

 

План занятия

 

  • Введение в тему
  • Электронная почта
  • Сетевое коллективное взаимодействие
  • Другие Интернет-сервисы
  • Сетевой этикет
  • Безопасность в Интернете

 

Цели занятия

 

  • рассмотреть преимущества и недостатки электронной почты
  • рассмотреть самые распространённые Интернет-сервисы
  • изучить основные правила сетевого этикета и безопасности в Интернете

 

Разминка

 

  • Что такое всемирная паутина?
  • Что такое файловые архивы?
  • Из чего состоит адрес файла на сервере файлового архива?

 

Введение в тему

 

Данная тема структурирует информацию о взаимодействии людей через Интернет, а также определяет значимость сетевого этикета и основ обеспечения безопасности личных данных в сети Интернет. Знания по данной теме способствуют выработке умений: различать Интернет-сервисы, выбирая подходящий в нужный момент времени; осуществлять эффективное общение с применением сетевого этикета; обеспечивать безопасность личных данных.

 

Электронная почта


Электронная почта (e-mail) — это система обмена сообщениями между абонентами компьютерных сетей. 


Электронная почта состоит из двух частей.

  1. Имя пользователя;
  2. Имя сервера.

Имя пользователя и имя сервера разделены специальным символом «@» (читается «эт»).


Пример электронной почты показан на рис. 1.

Рис. 1. Пример электронной почты

 


 

Преимущества электронной почты по сравнению с обычной:

  1. Быстрая скорость доставки (обычно несколько секунд – минута).
  2. Возможность делать одновременную рассылку нескольким получателям.
  3. Возможность отправлять информацию различных форматов: текстовую, графическую, видеоинформацию и др.

 

Для успешного функционирования почты в сети Интернет также необходимы свои протоколы:

  1. Для отправки почты — SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол для передачи сообщений).
  2. Для получения почты — POP3 (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения).

 

Осуществлять переписку с помощью электронной почты можно двумя способами.

 

1. Открывая электронную почту через браузер

 

Достоинства и недостатки данного способа представлены в таблице 1.

 

Таблица  1. Достоинства и недостатки входа в электронную почту через браузер

 

 

Примеры электронной почты: Яндекс, Google, Mail и др.

 

2. Установив на своё устройство специальную программу, которая называется «почтовый клиент»

 

Достоинства и недостатки данного способа представлены в таблице 2.

 

Таблица   2. Достоинства и недостатки входа в электронную почту через специальную программу

 

 

Примеры программ-почтовых клиентов: Microsoft Outlook, Mailbird, Claws Mail, TouchMail, Thunderbird и др.

 

С помощью электронной почты удобно осуществлять переписку, не требующую немедленного ответа. Например, студенты отправляют свои работы на электронную почту преподавателя; работодатель отправляет на электронную почту сотрудника письмо/договор; на электронную почту приходят уведомления из различных магазинов об акциях и спецпредложениях и др.

 

Другое дело, если человеку нужен немедленный ответ. В таком случае прибегают к различным формам сетевого коллективного взаимодействия.

 

Сетевое коллективное взаимодействие

 

Сервисы сетевого коллективного взаимодействия предназначены для активного общения групп пользователей. К ним можно отнести: социальные сети, мессенджеры, телеконференции и др.

 


Социальная сеть  платформа, онлайн-сервис и web-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в сети Интернет.


Пример 2

 

Примеры социальных сетей представлены на рис. 2.

Рис. 2. Примеры социальных сетей

 


У современных социальных сетей есть свои мессенджеры с одноимёнными названиями.


Мессенджер  система мгновенного обмена сообщениями.

 

К мессенджерам относят:

  • службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS);
  • программы онлайн-консультанты (OnlineSaler);
  • программы-клиенты (Instant Messenger, IM) для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет.

Телеконференция   совещание, участники которого территориально удалены друг от друга, осуществляется с использованием телекоммуникационных средств (рис. 3). 

Рис. 3. Пример проведения телеконференции

 


 

В последнее время набирают популярность программы, объединяющие в себе все современные возможности взаимодействия через сеть Интернет (например, Skype, Zoom): осуществление видео- и аудиозвонков; написание сообщений и прикрепление файлов различных форматов в чат; организация конференций с подключением определённого количества пользователей и др. 

 

Другие Интернет-сервисы

 

Кроме огромного количества сервисов, предоставляющих возможность удалённого общения, существуют сервисы для образования, предоставления государственных услуг; различные интернет-магазины; информационные сервисы.

 

Образовательные сервисы предоставляют различные учебные материалы и курсы. 

 

На сервисах/порталах государственных служб можно подавать заявления, оплачивать государственные штрафы и пошлины, проверять пенсионные накопления, записываться к врачу на приём и многое другое. Примером является портал Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru).

 

Практически любую покупку можно совершить через Интернет. Существует множество интернет-магазинов, например, Wildberries, AliExpress, Joom и др.

 

К информационным можно отнести сервисы, предоставляющие информацию о прогнозе погоды (например, Gismetio, https://www.gismeteo.ru/), расписании движения транспорта (например, Яндекс. Карты, https://yandex.ru/maps/), поиск работы (Например, hh.ru, https://novosibirsk.hh.ru/) и др.

 

Сетевой этикет

 

Этикет  — это правила поведения человека в обществе. 

 

Так как в сети Интернет человек тоже взаимодействует с другими людьми то, ему также следует соблюдать этикет, который называется сетевым этикетом.

 


Сетевой этикет — это правила взаимодействия человека с другими людьми через различные Интернет-сервисы.


Основные правила сетевого этикета представлены на рис. 4.

Рис. 4. Основные правила сетевого этикета

 

Придерживаясь правил сетевого этикета, можно не только не допустить конфликтной ситуации, но и как можно скорее достигнуть делового соглашения или подружиться с человеком для сетевого общения, а затем и, возможно, для общения при реальной встрече.

 

Безопасность в Интернете


Интернет-безопасность — это отрасль компьютерной безопасности, устанавливающая правила и принимающая меры защиты для предотвращения атак через Интернет.


Для обычных пользователей сети Интернет самой большой опасностью является похищение личных данных. 


Личная информация — это вся информация, с помощью которой могут принести материальный или моральный ущерб тому, о ком эта информация, а также его родным и близким.


Чтобы снизить риск хищения личной информации, следует соблюдать основные правила, отображённые на рис. 5.

Рис. 5. Основные правила безопасности в Интернете

 

Проводя время в Интернете за работой, учёбой или отдыхом, следует помнить, что сохранность личных данных в первую очередь зависит от самого человека.

 


Контрольные вопросы

  1. Перечислите способы работы с электронной почтой. Укажите достоинства и недостатки каждого способа.
  2. Перечислите сервисы сетевого коллективного взаимодействия. Какими сервисами пользуетесь вы, ваши родные и друзья? Почему выбрали эти сервисы?
  3. Для чего необходимо соблюдать сетевой этикет? Сформулируйте основные правила сетевого этикета. Каким из них вы пользуетесь?
  4. Почему следует защищать личные данные?


Предыдущий урок
Информационные ресурсы и сервисы Интернета
Коммуникационные технологии
Следующий урок
Создание Web-сайта: технологии создания сайта, содержание и структура сайта
Коммуникационные технологии
Урок подготовил(а)
teacher
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Получение неметаллов. Получение важнейших химических соединений неметаллов

    Химия

  • Transport. Транспорт

    Английский язык

  • Дробные рациональные уравнения

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке