- Введение в тему
- Электронная почта
- Сетевое коллективное взаимодействие
- Другие Интернет-сервисы
- Сетевой этикет
- Безопасность в Интернете
- рассмотреть преимущества и недостатки электронной почты
- рассмотреть самые распространённые Интернет-сервисы
- изучить основные правила сетевого этикета и безопасности в Интернете
- Что такое всемирная паутина?
- Что такое файловые архивы?
- Из чего состоит адрес файла на сервере файлового архива?
Введение в тему
Данная тема структурирует информацию о взаимодействии людей через Интернет, а также определяет значимость сетевого этикета и основ обеспечения безопасности личных данных в сети Интернет. Знания по данной теме способствуют выработке умений: различать Интернет-сервисы, выбирая подходящий в нужный момент времени; осуществлять эффективное общение с применением сетевого этикета; обеспечивать безопасность личных данных.
Электронная почта
Электронная почта (e-mail) — это система обмена сообщениями между абонентами компьютерных сетей.
Электронная почта состоит из двух частей.
- Имя пользователя;
- Имя сервера.
Имя пользователя и имя сервера разделены специальным символом «@» (читается «эт»).
Пример электронной почты показан на рис. 1.
Преимущества электронной почты по сравнению с обычной:
- Быстрая скорость доставки (обычно несколько секунд – минута).
- Возможность делать одновременную рассылку нескольким получателям.
- Возможность отправлять информацию различных форматов: текстовую, графическую, видеоинформацию и др.
Для успешного функционирования почты в сети Интернет также необходимы свои протоколы:
- Для отправки почты — SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол для передачи сообщений).
- Для получения почты — POP3 (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения).
Осуществлять переписку с помощью электронной почты можно двумя способами.
1. Открывая электронную почту через браузер
Достоинства и недостатки данного способа представлены в таблице 1.
Таблица 1. Достоинства и недостатки входа в электронную почту через браузер
Примеры электронной почты: Яндекс, Google, Mail и др.
2. Установив на своё устройство специальную программу, которая называется «почтовый клиент»
Достоинства и недостатки данного способа представлены в таблице 2.
Таблица 2. Достоинства и недостатки входа в электронную почту через специальную программу
Примеры программ-почтовых клиентов: Microsoft Outlook, Mailbird, Claws Mail, TouchMail, Thunderbird и др.
С помощью электронной почты удобно осуществлять переписку, не требующую немедленного ответа. Например, студенты отправляют свои работы на электронную почту преподавателя; работодатель отправляет на электронную почту сотрудника письмо/договор; на электронную почту приходят уведомления из различных магазинов об акциях и спецпредложениях и др.
Другое дело, если человеку нужен немедленный ответ. В таком случае прибегают к различным формам сетевого коллективного взаимодействия.
Сетевое коллективное взаимодействие
Сервисы сетевого коллективного взаимодействия предназначены для активного общения групп пользователей. К ним можно отнести: социальные сети, мессенджеры, телеконференции и др.
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и web-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в сети Интернет.
Пример 2
Примеры социальных сетей представлены на рис. 2.
У современных социальных сетей есть свои мессенджеры с одноимёнными названиями.
Мессенджер — система мгновенного обмена сообщениями.
К мессенджерам относят:
- службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS);
- программы онлайн-консультанты (OnlineSaler);
- программы-клиенты (Instant Messenger, IM) для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет.
Телеконференция — совещание, участники которого территориально удалены друг от друга, осуществляется с использованием телекоммуникационных средств (рис. 3).
В последнее время набирают популярность программы, объединяющие в себе все современные возможности взаимодействия через сеть Интернет (например, Skype, Zoom): осуществление видео- и аудиозвонков; написание сообщений и прикрепление файлов различных форматов в чат; организация конференций с подключением определённого количества пользователей и др.
Другие Интернет-сервисы
Кроме огромного количества сервисов, предоставляющих возможность удалённого общения, существуют сервисы для образования, предоставления государственных услуг; различные интернет-магазины; информационные сервисы.
Образовательные сервисы предоставляют различные учебные материалы и курсы.
На сервисах/порталах государственных служб можно подавать заявления, оплачивать государственные штрафы и пошлины, проверять пенсионные накопления, записываться к врачу на приём и многое другое. Примером является портал Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru).
Практически любую покупку можно совершить через Интернет. Существует множество интернет-магазинов, например, Wildberries, AliExpress, Joom и др.
К информационным можно отнести сервисы, предоставляющие информацию о прогнозе погоды (например, Gismetio, https://www.gismeteo.ru/), расписании движения транспорта (например, Яндекс. Карты, https://yandex.ru/maps/), поиск работы (Например, hh.ru, https://novosibirsk.hh.ru/) и др.
Сетевой этикет
Этикет — это правила поведения человека в обществе.
Так как в сети Интернет человек тоже взаимодействует с другими людьми то, ему также следует соблюдать этикет, который называется сетевым этикетом.
Сетевой этикет — это правила взаимодействия человека с другими людьми через различные Интернет-сервисы.
Основные правила сетевого этикета представлены на рис. 4.
Придерживаясь правил сетевого этикета, можно не только не допустить конфликтной ситуации, но и как можно скорее достигнуть делового соглашения или подружиться с человеком для сетевого общения, а затем и, возможно, для общения при реальной встрече.
Безопасность в Интернете
Интернет-безопасность — это отрасль компьютерной безопасности, устанавливающая правила и принимающая меры защиты для предотвращения атак через Интернет.
Для обычных пользователей сети Интернет самой большой опасностью является похищение личных данных.
Личная информация — это вся информация, с помощью которой могут принести материальный или моральный ущерб тому, о ком эта информация, а также его родным и близким.
Чтобы снизить риск хищения личной информации, следует соблюдать основные правила, отображённые на рис. 5.
Проводя время в Интернете за работой, учёбой или отдыхом, следует помнить, что сохранность личных данных в первую очередь зависит от самого человека.
Контрольные вопросы
- Перечислите способы работы с электронной почтой. Укажите достоинства и недостатки каждого способа.
- Перечислите сервисы сетевого коллективного взаимодействия. Какими сервисами пользуетесь вы, ваши родные и друзья? Почему выбрали эти сервисы?
- Для чего необходимо соблюдать сетевой этикет? Сформулируйте основные правила сетевого этикета. Каким из них вы пользуетесь?
- Почему следует защищать личные данные?