Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

Экология

18.04.2024
3140
0

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

План урока

  • Искусственная экосистема
  • Искусственная и естественная экосистема

Цели урока

  • уметь объяснять причины появления искусственных экосистем, сравнивать искусственные и естественные экосистемы, делать выводы на основе сравнения, объяснять причины неустойчивости агроценозов
  • знать существенные признаки искусственных и естественных экосистем

Разминка

  • Какие встречаются экосистемы?
  • Какие условия обеспечивают устойчивость экосистемы?

Искусственная экосистема

 

На заре своего возникновения человек был естественной частью природы и не оказывал существенного воздействия на природу. Но постепенно его влияние на биосферу возрастало. Человек всё активнее потреблял то, что создавала природа, нарушая при этом установившееся равновесие в существующих экосистемах. Для удовлетворения своих растущих потребностей он стал создавать искусственные экосистемы.

 

Искусственные экосистемы, созданные человеком для получения сельскохозяйственной продукции, называют агробиоценозами ( агроценозами ).


Агроценоз  (греч. agros — «поле») — это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений.


Примерами агроценозов являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д.


В агробиоценозе складываются те же пищевые цепи, что и в естественной экосистеме:

  • продуценты (культурные растения, сорняки),
  • консументы (насекомые, птицы, грызуны, хищники),
  • редуценты (бактерии и грибы).

Рис. 1. Пример агробиоценоза

Человек является обязательным звеном этой пищевой цепи. Он создаёт условия для высокой продуктивности, а затем использует урожай. Из агроценозов люди получают более 90 % продуктов питания.

 

Но нерациональное использование удобрений и ядохимикатов, нарушения технологии выращивания растений могут привести к снижению плодородия почвы, её загрязнению и опустыниванию больших территорий. 

Искусственная и естественная экосистема

 

Агробиоценозы и естественные экосистемы имеют ряд важный отличий.

 

Естественные сообщества характеризуются устойчивостью.

Рис. 2. Пример агробиоценоза

Экологическая устойчивость искусственных экосистем незначительна. Например, без постоянного вмешательства людей поля, засеянные злаковыми или овощными культурами, зарастают сорняками в течение года, сады могут существовать не более 20 лет.

 

Естественные биоценозы получают энергию только от Солнца. Агроценозы получают энергию Солнца, а также энергию, которую человек затрачивает на обработку почвы, подкормку и прополку растений, защиту от болезней и т. д.

В естественной экосистеме круговорот веществ полный и замкнутый. Вся первичная продукция растений используется консументами и редуцентами и превращается в минеральные вещества, которые опять вовлекаются в новый круговорот. 

 

В агробиоценозе круговорот веществ неполный и незамкнутый, так как основную часть продукции человек изымает для своих потребностей.

 

Без постоянного вмешательства человека в виде обработки почвы, внесения удобрений и борьбы с болезнями агробиоценоз существовать не может.

 

Агроценозы отличаются от большинства природных биогеоценозов степенью видового разнообразия. Как правило, в природном биогеоценозе видовое разнообразие очень велико, в то время как в агроценозе всегда можно выделить одного безусловного лидера по численности и продукции биомассы. Им является та сельскохозяйственная культура, которую возделывает человек: пшеница, сорт яблонь или груш и т. д. Таким образом, видовое разнообразие агроценоза обычно ниже, чем природных экосистем.

 

В настоящее время активно развивается экология города — раздел экологии, рассматривающий город как единый сложно устроенный организм, который активно обменивается веществом и энергией с окружающей его природой, сельскохозяйственными комплексами и другими городами. Перенаселение и загрязнение среды обитания — одни из основных проблем экосистемы города. 

 

Городская среда, предоставляя человеку комфорт, лишает его необходимой физической нагрузки и при этом ещё оказывает сильное стрессовое воздействие. 

 

Вблизи городов должны создаваться зелёные зоны для спорта и отдыха жителей, а также заповедные участки нетронутой природы. Необходимые условия здоровой городской среды — большое количество зелёных насаждений, снижение загрязнения, рациональное управление отходами. 


Контрольные вопросы

  1. Какие искусственные экосистемы существуют?
  2. Чем агроценозы отличаются от естественных экосистем?
  3. Что такое экология городов?
  4. Какие проблемы стоят перед экологами в крупных промышленных городах?


Выводы

Агроценоз обладает всеми характерными свойствами экосистемы, но при этом имеет немало отличий от природного биогеоценоза. В агроценозе превалирует искусственный отбор, осуществляемый человеком; солнечный свет не является единственным источником энергии; видовое разнообразие агроценоза обычно ниже по сравнению с природными экосистемами; агроценоз менее устойчив, и если его не поддерживать, то он разрушится и исчезнет.

Предыдущий урок
Абиотические факторы среды и приспособленность к ним живых организмов. Биотические факторы. Взаимодействие популяций разных видов
Экология
Следующий урок
Пути решения экологических проблем
Экология
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Неравенства с двумя переменными

    Алгебра

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История

  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Сюжет и фабула

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке