Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Рассуждение-размышление

Текст

14.12.2024
4179
0

Рассуждение-размышление

 

На прошлом уроке вы узнали о правописании причастий с не и завершили изучение этой особой глагольной формы. 

 

Сегодня мы возвращаемся к обозрению типов речи в русском языке. Мы рассмотрим отличительные черты рассуждения-размышления и текст такого типа.

 

План урока

  • Рассуждение-размышление среди других типов текста
  • Содержание рассуждения-размышления
  • Языковые средства, используемые в рассуждении-размышлении
  • Пример рассуждения-размышления

Цели урока

  • Знать особенности содержания и языковые средства, используемые в рассуждении-размышлении
  • Уметь отличать рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждение-объяснения
  • Уметь находить в рассуждении-размышлении языковые средства, характерные для этого типа речи, и выполнять анализ такого текста
  • Уметь составлять рассуждение-размышление

 

В прошлом году вы узнали, что повествования и описания бывают разных видов. Рассуждения тоже делятся на несколько разновидностей; вам уже знакомы рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение.

 

Ещё одной разновидностью этого типа речи являетсярассуждение-размышление.

 


Нередко в жизни возникают ситуации (простые и не очень), в которых необходимо принять какое-то решение, найти для себя ответы на вопросы «Что делать?», «Как быть?». Продумывая ответ, рассматривая разные точки зрения и возможные варианты, человек как бы ведёт внутреннюю беседу с самим собой. Задаёт себе вопросы, даёт на них ответы, принимая одни и отбрасывая другие. Такие высказывания — озвученные «про себя» или вслух, письменно или устно – и называются рассуждениями-размышлениями.


 

Какие языковые средства характерны для таких текстов?

 

  • Вопросительные предложения. Текст целиком может строиться в вопросно-ответной форме или содержать цепочку вопросов-раздумий. Это могут быть и альтернативные вопросы, содержащие союз или, из частей которых нужно выбрать только один ответ.

 

  • Слова со значением вывода, следствия (поэтому, значит, следует, следовательно и т. д.).

 

  • Противительные союзы (а, но, однако).

 

  • Слова да и нет.

 

Рассуждения-размышления могут быть представлены в разных функциональных стилях речи: разговорном, художественном, официально-деловом, научном, публицистическом. Выбор стиля будет зависеть от того, над какими вопросами мы размышляем — личными, бытовыми, научными, политическими и т. д.

 

Прекрасным примером текстов данной разновидности типа речи является сборник академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», где автор размышляет на самые разнообразные темы. В качестве примера приведём письмо девятое — «Когда следует обижаться?»:

 

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

 

Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.

 

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

 

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

 

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

 

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

 

Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Какое место занимает рассуждение-размышление среди других типов текста?
  2. Расскажите о содержательной стороне рассуждения-размышления. Что отличает такой текст от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения?
  3. Какие языковые средства используются в рассуждении-размышлении?


Предыдущий урок
Прямой и обратный порядок слов
Текст
Следующий урок
Рассуждение-размышление
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Пользовательский интерфейс

    Информатика

  • Луч и угол

    Геометрия

  • Создание графических изображений

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке