Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стили и типы речи

Текст

07.06.2025
3167
0

Стили речи

 

Дорогие ребята! Теперь вы семиклассники. В этом году вам предстоит узнать много нового о русском языке. Вы продолжите более пристально рассматривать стили и типы речи, познакомитесь с причастиями и деепричастиями, подробно изучите служебные части речи: союзы, предлоги, частицы, междометия и звукоподражания. Вас ждёт много интересного!

 

По традиции мы начинаем учебный год с повторения уже изученного материала. Сегодня вам предстоит подумать, почему язык — это развивающееся явление. Вы повторите определение стиля речи и вспомните, какие стили выделяют лингвисты в русском языке.

 

План урока:

  • Разделы науки о языке
  • Стили речи и их отличительные черты

Цели урока:

  • Знать, в чём заключается богатство русского языка, почему язык представляет собой живое явление, какие существуют разновидности функциональных стилей
  • Уметь давать определение таким понятиям, как «этимология», «стилистика», «стиль речи», выполнять стилистический анализ текста

 

Всё живое постоянно меняется и развивается. В том числе и язык — «живой, как сама жизнь», по словам Н. В. Гоголя.

 

На самом деле любой язык не остаётся с течением времени в своей первозданной форме. Меняется произношение отдельных звуков, исчезают из алфавита буквы и появляются новые. Претерпевают изменения грамматические категории: так, в древнерусском языке было три формы числа (единственное, множественное и двойственное), а не две, как в современном русском языке. Часть наречий есть не что иное, как «замершие» формы других частей речи: утром (бывшая форма творительного падежа существительного утро), по-своему (от сочетания предлога по и местоимения своему) и т. д.

 

Одни слова перестают использоваться, когда исчезает явление или предмет, который они обозначают. Другие слова меняют своё значение. Третьи заимствуются из других языков.

 

Многие тайны языка уже изучены и объяснены лингвистами, однако осталось немало загадок.

 

Очень большой вклад в изучение русского языка и его истории связан с трудами лингвистов-этимологов. 

 


Этимоло́гия  (др.-греч. ἐτυμολογία, от др.-греч. ἔτυμον — истина, основное значение слова, и др.-греч. λόγος — слово, учение, суждение) раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.


 

Исторический (этимологический) анализ слова позволяет узнать не только полезные, но и интересные сведения о слове. Например, почему в слове висо́к пишется буква и? Оказывается, имя существительное висо́к образовано от слова висеть; изначально оно обозначало висящую прядь волос.

 

Русский язык очень богат, и мы помним, что словарное и грамматическое богатство языка заключается не только в количестве средств, но и в их стилистическом разнообразии.

 


Стилистика — наука о стилях и стилистических средствах языка.


 

Вы уже знаете, что в русском языке выделяются две основные разновидности стилей: разговорный и книжный стили речи. У книжного (литературного) есть свои разновидности: художественный, публицистический, научный и официально-деловой.

 


Стиль речи — сложившаяся исторически и закреплённая социально система языковых средств, которые используются в той или иной сфере общения.


 

Выбор функциональной разновидности (т. е. стиля) языка диктует речевая ситуация, которая состоит из различных компонентов:

 


Адресант — тот, кто отправляет сообщение. Адресат — тот, кто получает сообщение. 


 

Знание компонентов речевой ситуации помогает вам выполнять стилистический анализ текста.

 

 


Рассмотрим такой текст:

 

Уважаемые учащиеся Онлайн-школы № 1 и их родители!

 

Приглашаем вас на праздничную Zoom-конференцию, посвящённую началу нового учебного года. Трансляция состоится 1 сентября 2021 года в 12:00. Ссылка на трансляцию будет отправлена в электронном письме 31 августа.

 

Коллектив Онлайн-школы № 1


 

Мы видим, что обобщённый адресант — коллектив школы — обращается к большому количеству адресатов — своим ученикам и их родителям.  Это официальное сообщение, целью которого является сообщение о мероприятии и инструкция, которая помогает к нему присоединиться. Текст имеет чёткую структуру: 1) обращение; 2) основная часть, которая содержит точные данные о мероприятии (дата, время); 3) подпись авторов сообщения. Эти признаки помогают определить стиль этого текста как официально-деловой.

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Докажите с помощью примеров, что язык — живое явление.
  2. Почему этимология — важный раздел языкознания?
  3. Что такое стиль речи? Почему в русском языке существует несколько разновидностей стилей речи?
  4. Проведите стилистический анализ небольшого фрагмента текста, пользуясь планом.


Стили речи

 

Дорогие ребята! Теперь вы семиклассники. В этом году вам предстоит узнать много нового о русском языке. Вы продолжите более пристально рассматривать стили и типы речи, познакомитесь с причастиями и деепричастиями, подробно изучите служебные части речи: союзы, предлоги, частицы, междометия и звукоподражания. Вас ждёт много интересного!

 

По традиции мы начинаем учебный год с повторения уже изученного материала. Сегодня вам предстоит подумать, почему язык — это развивающееся явление. Вы повторите определение стиля речи и вспомните, какие стили выделяют лингвисты в русском языке.

 

План урока:

  • Разделы науки о языке
  • Стили речи и их отличительные черты

Цели урока:

  • Знать, в чём заключается богатство русского языка, почему язык представляет собой живое явление, какие существуют разновидности функциональных стилей
  • Уметь давать определение таким понятиям, как «этимология», «стилистика», «стиль речи», выполнять стилистический анализ текста

 

Всё живое постоянно меняется и развивается. В том числе и язык — «живой, как сама жизнь», по словам Н. В. Гоголя.

 

На самом деле любой язык не остаётся с течением времени в своей первозданной форме. Меняется произношение отдельных звуков, исчезают из алфавита буквы и появляются новые. Претерпевают изменения грамматические категории: так, в древнерусском языке было три формы числа (единственное, множественное и двойственное), а не две, как в современном русском языке. Часть наречий есть не что иное, как «замершие» формы других частей речи: утром (бывшая форма творительного падежа существительного утро), по-своему (от сочетания предлога по и местоимения своему) и т. д.

 

Одни слова перестают использоваться, когда исчезает явление или предмет, который они обозначают. Другие слова меняют своё значение. Третьи заимствуются из других языков.

 

Многие тайны языка уже изучены и объяснены лингвистами, однако осталось немало загадок.

 

Очень большой вклад в изучение русского языка и его истории связан с трудами лингвистов-этимологов. 

 


Этимоло́гия  (др.-греч. ἐτυμολογία, от др.-греч. ἔτυμον — истина, основное значение слова, и др.-греч. λόγος — слово, учение, суждение) раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.


 

Исторический (этимологический) анализ слова позволяет узнать не только полезные, но и интересные сведения о слове. Например, почему в слове висо́к пишется буква и? Оказывается, имя существительное висо́к образовано от слова висеть; изначально оно обозначало висящую прядь волос.

 

Русский язык очень богат, и мы помним, что словарное и грамматическое богатство языка заключается не только в количестве средств, но и в их стилистическом разнообразии.

 


Стилистика — наука о стилях и стилистических средствах языка.


 

Вы уже знаете, что в русском языке выделяются две основные разновидности стилей: разговорный и книжный стили речи. У книжного (литературного) есть свои разновидности: художественный, публицистический, научный и официально-деловой.

 


Стиль речи — сложившаяся исторически и закреплённая социально система языковых средств, которые используются в той или иной сфере общения.


 

Выбор функциональной разновидности (т. е. стиля) языка диктует речевая ситуация, которая состоит из различных компонентов:

 


Адресант — тот, кто отправляет сообщение. Адресат — тот, кто получает сообщение. 


 

Знание компонентов речевой ситуации помогает вам выполнять стилистический анализ текста.

 

 


Рассмотрим такой текст:

 

Уважаемые учащиеся Онлайн-школы № 1 и их родители!

 

Приглашаем вас на праздничную Zoom-конференцию, посвящённую началу нового учебного года. Трансляция состоится 1 сентября 2021 года в 12:00. Ссылка на трансляцию будет отправлена в электронном письме 31 августа.

 

Коллектив Онлайн-школы № 1


 

Мы видим, что обобщённый адресант — коллектив школы — обращается к большому количеству адресатов — своим ученикам и их родителям.  Это официальное сообщение, целью которого является сообщение о мероприятии и инструкция, которая помогает к нему присоединиться. Текст имеет чёткую структуру: 1) обращение; 2) основная часть, которая содержит точные данные о мероприятии (дата, время); 3) подпись авторов сообщения. Эти признаки помогают определить стиль этого текста как официально-деловой.

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Докажите с помощью примеров, что язык — живое явление.
  2. Почему этимология — важный раздел языкознания?
  3. Что такое стиль речи? Почему в русском языке существует несколько разновидностей стилей речи?
  4. Проведите стилистический анализ небольшого фрагмента текста, пользуясь планом.


Предыдущий урок
Описание состояния человека
Текст
Следующий урок
Описание внешности человека
Текст
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке