- Действия с обеими частями уравнения.
- Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую.
- Знать правила выполнения действий над обеими частями уравнения, переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
- Уметь решать уравнения.
- Что такое коэффициент?
- Как складывать, вычитать числа с разными знаками? С одинаковыми знаками?
- Как умножать и делить числа, имеющие разные знаки? Одинаковые знаки?
Действия с обеими частями уравнения
В начальной школе вы уже научились решать уравнения, в которых неизвестное может стоять на месте слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делителя или делимого. Сегодня вы научитесь решать уравнения, где компоненты действий представляют собой выражения, а неизвестное может стоять сразу в обеих частях уравнения.
1. Если к обеим частям уравнения прибавить (или из обеих частей вычесть) одно и то же число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
Чтобы показать, что арифметическое действие выполняется над обеими частями уравнения, само действие записывается за вертикальной чертой после уравнения:
С помощью прибавления или вычитания можно решить подобное уравнение:
Если перед неизвестным стоит коэффициент, можно использовать деление обеих частей на коэффициент:
Таким образом, строка решения опускается.
Такой прием используется для упрощения записи решения уравнения.
При решении уравнений, в которых коэффициент представляет собой дробь, удобно использовать умножение обеих частей уравнения:
Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую
Если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
Рассмотрим уравнение
Перенесем слагаемое из правой части в левую часть, а слагаемое — из левой в правую часть, изменив их знаки на противоположные:
Приведем подобные слагаемые:
Разделим обе части на коэффициент перед неизвестным :
Пример 1
Решите уравнения:
1) ;
2) .
Решение
1) .
Для решения уравнения воспользуемся основным свойством пропорции:
.
Применим к полученному выражению распределительное свойство умножения:
.
Соберем слагаемые с переменной в левой части, без переменной — в правой, не забывая при переносе менять знаки выражений на противоположные:
.
Решим полученное уравнение:
,
.
2) .
Умножим обе части уравнения на НОК (5; 2; 3) = 30.
;
,
,
,
.
Ответ: 1) -10,4; 2) -7,5.
Пример 2
При каком значении переменной значение выражения на 1,4 меньше значения выражения .
Решение
Составим уравнение по условию задания:
.
Раскроем скобки, перенесем слагаемые с переменной в левую часть, без переменной — в правую, поменяв знаки выражений на противоположные при переносе, решим уравнение:
,
,
.
.
Ответ: .
Упражнения
1. Решите уравнение:
1) 6x = 28 – x; 2) 9x – 26 = 30 – 5x;
3) 7 – 3x = 6x – 56; 4) 0,9x – 7,4 = – 0,4x +4,3;
2. Найдите корень уравнения:
1) 5(x – 4) = x + 8; 2) 9 – 7(x + 3) = 5 – 6x;
3) (7x + 9) – (11x – 7) = 8.
Контрольные вопросы
1. По какому правилу переносят слагаемые из одной части уравнения в другую?
2. Можно ли умножить обе части уравнения на нуль?
3. Какие действия можно использовать в обеих частях уравнения одновременно, чтобы корни уравнения остались прежними? Какое условие должно быть соблюдено?
1. 1) 4; 2) 4; 3) 7; 4) 9.
2. 1) 7; 2) – 17; 3) 2.