Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Элементы комбинаторики и теории вероятности

  • Отношения и пропорции

  • Статистика

  • Десятичные дроби

  • Обыкновенные дроби

  • Решение уравнений и неравенств

  • Числа

  • Общие геометрические сведения

  • Координатная плоскость

  • Окружность

Конспект урока: Решение уравнений

Решение уравнений и неравенств

09.12.2024
4198
0

Решение уравнений

План урока

  • Действия с обеими частями уравнения.
  • Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую.

Цели урока

  • Знать правила выполнения действий над обеими частями уравнения, переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
  • Уметь решать уравнения.

Разминка

  • Что такое коэффициент?
  • Как складывать, вычитать числа с разными знаками? С одинаковыми знаками?
  • Как умножать и делить числа, имеющие разные знаки? Одинаковые знаки?

Действия с обеими частями уравнения

В начальной школе вы уже научились решать уравнения, в которых неизвестное может стоять на месте слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делителя или делимого. Сегодня вы научитесь решать уравнения, где компоненты действий представляют собой выражения, а неизвестное может стоять сразу в обеих частях уравнения.


1. Если к обеим частям уравнения прибавить (или из обеих частей вычесть) одно и то же число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.

 

a = b,        a + c = b + c;

a = b,        a  c = b  c;

 

2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.

 

a=b,     a·c=b·c;  c0;

a=b,     a:c=b:c;  c0.


Чтобы показать, что арифметическое действие выполняется над обеими частями уравнения, само действие записывается за вертикальной чертой после уравнения:

 

2x-4=3x+5 |+5

2x-4+5=3x+5+5

2x+1=3x+10

 

С помощью прибавления или вычитания можно решить подобное уравнение:

 

x-5=14 |+5

x=19.

 

Если перед неизвестным стоит коэффициент, можно использовать деление обеих частей на коэффициент:

 

3x=12 |:3

x=4.

 

Таким образом, строка решения x = 12 : 3 опускается.

 

Такой прием используется для упрощения записи решения уравнения.

 

При решении уравнений, в которых коэффициент представляет собой дробь, удобно использовать умножение обеих частей уравнения:

 

14x=2,3 |·4

x=9,2.

 

Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую


Если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.


Рассмотрим уравнение 3x+8=4x-2,5

 

Перенесем слагаемое 4x из правой части в левую часть, а слагаемое 8 — из левой в правую часть, изменив их знаки на противоположные:

 

3x-4x=-2,5-8.

 

Приведем подобные слагаемые:

 

-x=-10,5

 

Разделим обе части на коэффициент перед неизвестным x:

 

-x=-10,5 | :(-1)

x=10,5


Пример 1

Решите уравнения:

1) 5x+1,4=7x-2,2;

2) -2x5-12=-x3.


Решение

 

1) 5x+1,4=7x-2,2.

 

Для решения уравнения воспользуемся основным свойством пропорции:

 

5(x-2,2)=7(x+1,4).

 

Применим к полученному выражению распределительное свойство умножения:

 

5x-11=7x+9,8.

 

Соберем слагаемые с переменной в левой части, без переменной — в правой, не забывая при переносе менять знаки выражений на противоположные:

 

5x-7x=9,8+11.

 

Решим полученное уравнение:

 

-2x=20,8,

x=-10,4.

 

2) -2x5-12=-x3.

 

Умножим обе части уравнения на НОК (5; 2; 3) = 30.

 

-30·2x5-302=-30x3;

 

-12x-15=-10x,

 

-12x+10x=15,

 

-2x=15,

 

x=-7,5.

                                    

Ответ: 1) -10,4; 2) -7,5.


Пример 2

При каком значении переменной x значение выражения 3,2(0,5-6x) на 1,4 меньше значения выражения -2(5x-4).


Решение

 

Составим уравнение по условию задания:

 

3,2(0,5-6x)+1,4=-2(5x-4).

 

Раскроем скобки, перенесем слагаемые с переменной в левую часть, без переменной — в правую, поменяв знаки выражений на противоположные при переносе, решим уравнение:

 

1,6-19,2x+1,4=-10x+8,

 

-19,2x+10x=8-1,6-1,4,

 

-9,2x=5.

 

x=-2546.

    

Ответ: -2546.


Упражнения

1.  Решите уравнение:
1) 6x = 28 – x;     2) 9x – 26 = 30 – 5x;

3) 7 – 3x = 6x – 56;     4) 0,9x – 7,4 = – 0,4x +4,3;
 

2. Найдите корень уравнения:
1) 5(x – 4) = x + 8;     2) 9 – 7(x + 3) = 5 – 6x;

3) (7x + 9) – (11x – 7) = 8.


Контрольные вопросы

 

1. По какому правилу переносят слагаемые из одной части уравнения в другую?

2. Можно ли умножить обе части уравнения на нуль?

3. Какие действия можно использовать в обеих частях уравнения одновременно, чтобы корни уравнения остались прежними? Какое условие должно быть соблюдено?


Ответы

1. 1) 4;    2) 4;    3) 7;     4) 9.

2. 1) 7;    2) – 17;    3) 2.


Предыдущий урок
Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби
Обыкновенные дроби
Следующий урок
Решение задач с помощью уравнений
Решение уравнений и неравенств
Урок подготовил(а)
teacher
Арина Павловна
Учитель математики
Опыт работы: 15 лет
Поделиться:
  • Корень. Корневые системы

    Биология

  • Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

    История

  • Типы речи. Повествование. Повествование в художественной и разговорной речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке