Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Элементы комбинаторики и теории вероятности

  • Отношения и пропорции

  • Статистика

  • Десятичные дроби

  • Обыкновенные дроби

  • Решение уравнений и неравенств

  • Числа

  • Общие геометрические сведения

  • Координатная плоскость

  • Окружность

Конспект урока: Решение задач с помощью уравнений

Решение уравнений и неравенств

10.12.2024
2829
0

Решение задач с помощью уравнений

 

План урока

  • Решение задач с помощью уравнений

Цели урока

  • Знать алгоритм решения задач с помощью уравнений
  • Уметь составлять и решать уравнения для решения задач

Разминка

  • Что такое коэффициент?
  • Какое уравнение получится, если обе части уравнения разделить на одно и то же число?
  • Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

Решение задач с помощью уравнений

Мы уже знаем, что уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. Используя уравнения, решать многие задачи проще, чем какими-либо другими способами. Сегодня мы узнаем, как составить уравнение, чтобы решать те или иные задачи.

 

Для решения любой задачи важно хорошо изучить её условие, определить исходные данные и найти взаимосвязь известных величин с искомыми.

 

Алгоритм решения задач с помощью уравнений

 


1. Одну из неизвестных величин нужно обозначить какой-нибудь переменной.

2. Используя условие задачи, составить уравнение.

3. Решить это уравнение.

4. Ответить на вопрос задачи.

При решении уравнений можно использовать следующие приёмы:

  • переносить выражения из одной части уравнения в другую, меняя их знак на противоположный;
  • делить или умножать обе части уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.


Пример 1 

В мешке было в 3 раза меньше монет, чем в сундуке. После того как из мешка переложили в сундук 24 монеты, в сундуке их стало в 7 раз больше, чем в мешке. Сколько было монет в мешке и сколько в сундуке?


Решение

 

Пусть x — количество монет в мешке, а, значит, в сундуке: 3x монет. После того, как из мешка переложили 24 монеты, в сундуке стало: (3x + 24) монет, а в мешке 

(x – 24) монет. И если в сундуке их стало в 7 раз больше чем в мешке, то имеем: 

7(x – 24) = 3x + 24

Решим полученное уравнение.

Раскроем скобки в левой части уравнения:

7x - 7·24=3x+24

Перенесём все слагаемые, содержащие переменную, в левую часть, а всё, что не содержит x, в правую, получим: 

7x-3x=24+7·24

После упрощения получили 

4x=192.

Разделим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном, т.е. на 4, тогда получим

x = 48.

За переменную x мы обозначали количество монет в мешке, значит в мешке 48 монет. По условию в сундуке в три раза больше, тогда монет в сундуке:  48·3=144.

 

Ответ: 48 монет в мешке; 144 монеты в сундуке.


Пример 2

По шоссе едут два автомобиля с одной и той же скоростью. Если первый увеличит скорость на 20 км/ч, а второй уменьшит скорость на 20 км/ч, то первый за 2 часа пройдёт то же самое расстояние, что и второй за 4 часа. Найдите первоначальную скорость автомобилей.


Решение

 

Пусть автомобили едут со скоростью V км/ч, тогда после ускорения первого автомобиля его скорость стала: 

(V + 20) км/ч, а скорость второго после замедления стала: 

(V – 20) км/ч. По известной нам формуле S = Vt (S — расстояние, V — скорость, t — время), расстояние, пройденное первым автомобилем после ускорения 2(V + 20) км , вторым после замедления — 4(V – 20)км.

Нам известно по условию, что расстояния будут одинаковы, т.е.

2(V + 20)=4(V – 20).

Раскроем скобки:

2V + 40 = 4V – 80.

Перенесем слагаемые с переменной в левую часть уравнения, числа — в правую.

2V – 4V = – 80 – 40.

Приведем подобные слагаемые:

– 2V = – 120.

Разделим обе части уравнения на коэффициент:

V = 60.

Первоначальная скорость машин: V = 60 км/ч

 

Ответ: 60 км/ч.


Пример 3

Ледокол три дня пробивался через ледяное поле. В первый день прошел  12 всего пути, во второй день — 0,6 оставшегося пути, а в третий день — остальные 24 км. Найти длину пути, пройденного ледоколом за три дня.


Решение

 

Пусть x км прошел ледокол за три дня. Тогда в первый день он прошел 12x км. Найдем расстояние, которое ему осталось пройти после первого дня: x-12x=12x  км. Тогда во второй день он прошел 0,6·12x км, и в третий день 24 км. Если мы сложим расстояния, которые ледокол прошел в каждый из дней, то получим общее расстояние за 3 дня, т.е. x.

 

Составим уравнение:

12x+0,6·12x+24=x.

Упростим второе слагаемое:

12x+0,3x+24=x.

Перенесем слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а числа — в правую часть.

12x+0,3x-x=-24

Приведем подобные слагаемые:

-0,2x=-24.

Разделим обе части уравнения на (– 0,2).

x = 120.

120 км прошел ледокол за три дня.

 

Ответ: 120 км.


Упражнения

1. Провод длиной 456 м разрезали на три части, причём первая часть в 4 раза длиннее третьей, а вторая — на 114 м длиннее третьей. Найдите длину каждой части провода.

 

2. В первом ящике было в 7 раз больше апельсинов, чем во втором. Когда из первого ящика взяли 38 апельсинов, а из второго — 14, то во втором осталось на 78 апельсинов меньше, чем в первом. Сколько апельсинов было в каждом ящике вначале?

 

3. От села до города легковой автомобиль доехал за 3 ч, а грузовой — за 5 ч. Найдите скорость каждого автомобиля, если скорость грузового автомобиля на 32 км/ч меньше скорости легкового автомобиля.


Контрольные вопросы

1. Для чего используют прием составления уравнений для решения задачи?

2. Расскажите алгоритм решения задачи с помощью уравнения.


Ответы

1. 4х + (114 + х) + х = 456. Ответ: 228 м; 171 м; 57 м.

2. (7х – 38) – (х – 14) = 78. Ответ: в 1-м 119 апельсинов, во 2-м 17 апельсинов.

3. 3х = 5(х – 32). Ответ: скорость легкового 80 км/ч, грузового — 48 км/ч.


 

 

Предыдущий урок
Решение уравнений
Решение уравнений и неравенств
Следующий урок
Вычитание рациональных чисел
Числа
Урок подготовил(а)
teacher
Арина Павловна
Учитель математики
Опыт работы: 15 лет
Поделиться:
  • Отношения со сверстниками

    Обществознание

  • Числовые множества

    Математика

  • Разряды наречий по значению

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке