- Решение задач с помощью уравнений
- Знать алгоритм решения задач с помощью уравнений
- Уметь составлять и решать уравнения для решения задач
- Что такое коэффициент?
- Какое уравнение получится, если обе части уравнения разделить на одно и то же число?
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение задач с помощью уравнений
Мы уже знаем, что уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. Используя уравнения, решать многие задачи проще, чем какими-либо другими способами. Сегодня мы узнаем, как составить уравнение, чтобы решать те или иные задачи.
Для решения любой задачи важно хорошо изучить её условие, определить исходные данные и найти взаимосвязь известных величин с искомыми.
Алгоритм решения задач с помощью уравнений
1. Одну из неизвестных величин нужно обозначить какой-нибудь переменной.
2. Используя условие задачи, составить уравнение.
3. Решить это уравнение.
4. Ответить на вопрос задачи.
При решении уравнений можно использовать следующие приёмы:
- переносить выражения из одной части уравнения в другую, меняя их знак на противоположный;
- делить или умножать обе части уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.
Пример 1
В мешке было в 3 раза меньше монет, чем в сундуке. После того как из мешка переложили в сундук 24 монеты, в сундуке их стало в 7 раз больше, чем в мешке. Сколько было монет в мешке и сколько в сундуке?
Решение
Пусть x — количество монет в мешке, а, значит, в сундуке: 3x монет. После того, как из мешка переложили 24 монеты, в сундуке стало: (3x + 24) монет, а в мешке
(x – 24) монет. И если в сундуке их стало в 7 раз больше чем в мешке, то имеем:
7(x – 24) = 3x + 24
Решим полученное уравнение.
Раскроем скобки в левой части уравнения:
Перенесём все слагаемые, содержащие переменную, в левую часть, а всё, что не содержит x, в правую, получим:
После упрощения получили
Разделим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном, т.е. на 4, тогда получим
x = 48.
За переменную x мы обозначали количество монет в мешке, значит в мешке 48 монет. По условию в сундуке в три раза больше, тогда монет в сундуке:
Ответ: 48 монет в мешке; 144 монеты в сундуке.
Пример 2
По шоссе едут два автомобиля с одной и той же скоростью. Если первый увеличит скорость на 20 км/ч, а второй уменьшит скорость на 20 км/ч, то первый за 2 часа пройдёт то же самое расстояние, что и второй за 4 часа. Найдите первоначальную скорость автомобилей.
Решение
Пусть автомобили едут со скоростью V км/ч, тогда после ускорения первого автомобиля его скорость стала:
(V + 20) км/ч, а скорость второго после замедления стала:
(V – 20) км/ч. По известной нам формуле S = Vt (S — расстояние, V — скорость, t — время), расстояние, пройденное первым автомобилем после ускорения 2(V + 20) км , вторым после замедления — 4(V – 20)км.
Нам известно по условию, что расстояния будут одинаковы, т.е.
2(V + 20)=4(V – 20).
Раскроем скобки:
2V + 40 = 4V – 80.
Перенесем слагаемые с переменной в левую часть уравнения, числа — в правую.
2V – 4V = – 80 – 40.
Приведем подобные слагаемые:
– 2V = – 120.
Разделим обе части уравнения на коэффициент:
V = 60.
Первоначальная скорость машин: V = 60 км/ч
Ответ: 60 км/ч.
Пример 3
Ледокол три дня пробивался через ледяное поле. В первый день прошел всего пути, во второй день — 0,6 оставшегося пути, а в третий день — остальные 24 км. Найти длину пути, пройденного ледоколом за три дня.
Решение
Пусть км прошел ледокол за три дня. Тогда в первый день он прошел км. Найдем расстояние, которое ему осталось пройти после первого дня: км. Тогда во второй день он прошел км, и в третий день 24 км. Если мы сложим расстояния, которые ледокол прошел в каждый из дней, то получим общее расстояние за 3 дня, т.е. .
Составим уравнение:
Упростим второе слагаемое:
Перенесем слагаемые с переменной в левую часть уравнения, а числа — в правую часть.
Приведем подобные слагаемые:
Разделим обе части уравнения на (– 0,2).
.
120 км прошел ледокол за три дня.
Ответ: 120 км.
Упражнения
1. Провод длиной 456 м разрезали на три части, причём первая часть в 4 раза длиннее третьей, а вторая — на 114 м длиннее третьей. Найдите длину каждой части провода.
2. В первом ящике было в 7 раз больше апельсинов, чем во втором. Когда из первого ящика взяли 38 апельсинов, а из второго — 14, то во втором осталось на 78 апельсинов меньше, чем в первом. Сколько апельсинов было в каждом ящике вначале?
3. От села до города легковой автомобиль доехал за 3 ч, а грузовой — за 5 ч. Найдите скорость каждого автомобиля, если скорость грузового автомобиля на 32 км/ч меньше скорости легкового автомобиля.
Контрольные вопросы
1. Для чего используют прием составления уравнений для решения задачи?
2. Расскажите алгоритм решения задачи с помощью уравнения.
1. 4х + (114 + х) + х = 456. Ответ: 228 м; 171 м; 57 м.
2. (7х – 38) – (х – 14) = 78. Ответ: в 1-м 119 апельсинов, во 2-м 17 апельсинов.
3. 3х = 5(х – 32). Ответ: скорость легкового 80 км/ч, грузового — 48 км/ч.