Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Чередование гласных и согласных

Орфография

Чередования гласных и согласных в корнях

План урока

  • Чередование согласных в корне слова
  • Чередование -ра-//-оро- и -ла-//-оло-
  • Чередование е//ё
  • Чередование гласных о, е с нулём звука

Цели урока

  • Знать особенности чередования гласных и согласных
  • Уметь находить чередование, подбирать однокоренные слова с чередованием в корне

Вы замечаете, что иногда корни имеют одно значение, но выглядят и произносятся по-разному? Например, я со бр ал грибы  дн ём,  ден но и нощно я со бир ал грибы, в этот ден ь со бер у грибы. 

 

Это варианты одних и тех же корней: -ден- и -дн-; -бр-, -бир-, -бер-

 

Что же это за явление? Наверное, вы помните, что это называется чередованием. Как понять, что морфема одна и звуки чередуются? Будем разбираться. 

 

 

Чередование согласных в корне слова


Любое чередование в языке появляется не хаотично, а связано с изменениями в языке, поэтому существует ограниченный круг возможных чередований. 


Ещё в славянскую эпоху (до существования письменности и Киевского государства) в живой русской речи бурно развивались согласные звуки. Тогда и появились чередования согласных. Их варианты ограничиваются определенными моделями (схемами): 

 

  • обычный согласный//шипящий согласный;
  • согласный//его сочетание с л.

 

Таблица 1. Чередование согласных

Чередование -ра-//-оро- и -ла-//-оло-


Таблица 2. Чередование ра-//-оро- и -ла-//-оло-


Чередование  е//ё


Таблица 3. Чередование е//ё


Чередование гласных о, е с нулём звука


Чередование гласных О, Ё, Е с нулём звука встречается не только в корне слова, но и в приставках и суффиксах.


Это вид чередования связан с тем, что в русском языке существовали слабые гласные  ер  и  ерь , которые в безударной позиции произносились кратко, слабо, а потом постепенно совсем утратились. Под ударением они, наоборот, звучали более сильно, а со временем стали произноситься так же четко, как  [о]  и  [э] , т. е. превратились в эти гласные. Теперь в разных формах слова мы видим это таким образом:  день дн я,  сон  —  сн а, вз дремнули —  воз ложили, друж ок  — друж к а, горош ек  — горош ка . В одних формах слова в корне, приставке или суффиксе мы произносим гласные [о] или [э], а в других — нет (ноль звука). 

 

 

Итак, самое важное в узнавании чередования — одинаковое значение у корня в любых формах слов.

 

Иногда чередования накладываются: например, в одном слове может быть чередование согласных и чередование гласных с нулём звука:  лг ать —  лож ный. 

 

Иногда выстраиваются сложные цепочки однокоренных слов: 

  • прах — порох — порошок (порошка) — порошочек (порошочка);
  • вращать — воротить — возвратить — возвращать.


Контрольные вопросы

 

  1. Перечислите знакомые вам модели чередований.
  2. Что такое чередование гласных с нулем звука? Приведите примеры.
  3. Какие чередования есть в цепочке слов: собрать — собирать — соберу?


 

Предыдущий урок
Правописание ь на конце существительных и глаголов
Орфография
Следующий урок
Правописание сложных имен прилагательных
Орфография
  • Внутреннее строение Земли

    География

  • Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

    Математика

  • И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке