Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Глагол как часть речи. НЕ с глаголами

Орфография

09.05.2024
1494
0

Глагол как часть речи. НЕ с глаголами

План урока

  • Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
  • Глагол как часть речи
  • Правописание НЕ с глаголами

Цели урока

  • Знать определение морфологии, самостоятельные и служебные части, основные морфологические признаки глагола как части речи
  • Уметь отличать глагол от других частей речи, употреблять на письме глаголы с частицей НЕ

Мы начинаем изучать новый большой раздел лингвистики. Он посвящен частям речи русского языка и изучает грамматику: то, как образуются формы слов и как это помогает им сочетаться друг с другом. Начинаем с важнейшей части речи — глагола. 

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи


Морфология — это раздел лингвистики, который изучает слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. 


Этот термин происходит от греческих корней морфе — «форма» и логос — «учение»: учение о форме.


Часть речи   это обозначение для группы слов. Слова одной части речи объединяются по общему значению (предмет, признак предмета, действие, количество, указание, признак действия), грамматическим характеристикам (изменение по падежам — склонение, изменение по временам и лицам — спряжение и т.д.) и особенностям словообразования


Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные и служебные:

Таблица 1. Самостоятельные и служебные части речи

Глагол как часть речи


Глагол  — это часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? и что сделать? 


Когда говорят слово действие, то имеют в виду общее, широкое (так называемое категориальное) значение. Глагол может обозначать:

  • само действие, поступок: поднять, сломать, стучать;
  • состояние: радоваться, злиться, болеть, быть;
  • мысль, речь: думать, решать, объяснять, считать;
  • проявление признака: белеть, чернеть, смелеть;
  • движение, перемещение: ехать, лететь, бежать;
  • звуковые проявления: петь, мычать, звучать;
  • взаимоотношения: ссориться, учить, дружить и т.п.

Общие грамматические признаки глагола – вид, переходность, возвратность, спряжение; глаголы имеют разные формы наклонения, изменяются по временам, лицам, числам, родам (в прошедшем времени). О каждом грамматическом признаке мы будем говорить более подробно в других статьях. В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.

Правописание НЕ с глаголами


НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда глаголы без НЕ не употребляются. 

 

Их немного, поэтому их можно легко запомнить: 

 

  • недолюбливать, ненавидеть, невзлюбить, негодовать, несдобровать, нездоровится, неволить, недоумевать, недоставать и др.

НЕ с любыми формами глаголов пишется раздельно: 

 

не быть, не было, не бывать, не могла, не могу, не можешь, не можете, не могут и т.д.


Контрольные вопросы

 

 

  1. Что такое морфология?
  2. Приведите примеры самостоятельных и служебных частей речи.
  3. Что такое глагол?
  4. Каковы правила правописания НЕ с глаголами?


Предыдущий урок
Полные и краткие прилагательные. Правописание суффиксов -К- и -СК-
Орфография
Следующий урок
НЕ с именами существительными и прилагательными
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры

    Литература

  • «Данное» и «новое» в тексте. Структура текста типа повествования

    Русский язык

  • Изображение на плане неровностей земной поверхности

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке