Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Русская литература XX века

22.05.2025
3607
0

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

 

План урока

  • Слово о В.П. Астафьеве
  • Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»

Цели урока

  • Знать биографию В. П. Астафьева, содержание рассказа «Васюткино озеро»
  • Уметь анализировать композицию и образы геров в литературном произведении

Разминка

Найдите соответствия между названиями произведений и их авторами.

 

Автор

Произведение

1

Николай Васильевич Гоголь

А

«Муму»

2

Иван Сергеевич Тургенев

Б

«Заячьи лапы»

3

Константин Георгиевич Паустовский

В

«Заколдованное место»

4

Павел Петрович Бажов

Г

«Мороз, Красный нос»

5

Николай Алексеевич Некрасов

Д

«Медной горы Хозяйка»

 

По какому признаку можно объединить все эти произведения?

Слово о В.П. Астафьеве

Рис. 1. В.П. Астафьев Рис. 1. В.П. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) 

 

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Мальчик был третьим ребёнком в семье, две его сестры умерли ещё во младенчестве. Через несколько лет после появления В.П. Астафьева на свет, отец попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Мать утонула в Енисее, когда писателю было 7 лет. Заботу о мальчике взяла на себя бабушка Екатерина Петровна. Светлые воспоминания о ней В.П. Астафьев расскажет в первой части автобиографии «Последний поклон».

 

Отец писателя, выйдя из тюрьмы, женился. Но отношения В.П. Астафьева с мачехой не сложились. Начальную школу он окончит в Играке, куда отправился с отцом на заработки. В 1936 году отец попал в больницу, а семья мачехи отказалась от мальчика. Какое-то время писатель жил в заброшенном здании парикмахерской, пока не оказался в Игарском детском доме. Здесь он встретит замечательного человека – учителя литературы и поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского, который поддерживает мальчика, видя в нём живой огонёк. Благодаря его помощи, в 1941 году В.П. Астафьев окончил шестой класс.

 

После Великой Отечественной войны писатель получает специальное техническое образование и какое-то время работает на станции. Ужасы, увиденные на фронте, оставили неизгладимый след в душе писателя. Чувствуя себя виноватым перед погибшими товарищами, В.П. Астафьев твёрдо решает для себя жить в полную силу за себя и за них. Тяжёлые ранения лишили писателя рабочей профессии. Какое-то время он перебивается случайными заработками, пока не попадает на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». С этого момента начинается путь В.П. Астафьева в литературу. В качестве литературного сотрудника газеты он много ездит по родному краю. Написанные за это время рассказы, статьи и очерки ложатся в основу первых двух книг – «До будущей весны» (1953) и «Огоньки» (1955).


  1. Каким было детство В.П. Астафьева?
  2. Как начинается творческий путь писателя?


Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»

В.П. Астафьев пишет рассказ «Васюткино озеро» в 1952 году, а публикует в 1956 году. Сюжет рассказа появился на свет, когда ещё пятиклассник Витя Астафьев, выполняя задание учителя литературы, написал сочинение о прошедшем лете. Он поведал историю о том, как потерявшись в тайге, провёл наедине с природой много тревожных дней. Он не только обнаружил неизвестное старожилам озеро, но и смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика был опубликован в школьном журнале.


В автобиографическом произведении автор описывает собственную жизнь или наделяет героя своей биографией, судьбой, характером.


В.П. Астафьев рассказывает в произведении не о себе, но наделяет своего героя биографическими чертами. Действие происходит в одной из енисейской деревень в 30-е годы XX века. Это тяжёлое время, когда детям приходилось рано взрослеть, помогать старшим, работать.

 

В экспозиции читатель знакомиться с героем, которому на момент повествования было 13 лет. Именно в честь этого мальчика Васютки названо озеро. Здесь же описана жизнь рыбаков, среди которых живёт герой.

 

Завязкой истории является поход Васютки за орехами в тайгу. Мальчик отвлёкся на погоню за глухарём и заблудился. Когда он понимает ужас своей ситуации, то также понимает, что ждать помощи неоткуда. Вспомнив всё, что слышал от стариков о том, как вести себя в подобных обстоятельства, он грамотно организует не только выживание в лесу, но и находит пропитание, находит водоём с ценной рыбой. С отчаянием Васютка справляется, вспомнив слова своего деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

 

Талица 1. Черты характера Васютки, которые помогли ему выжить в тайге

Черты характера героя

Примеры

Стремление помогать старшим

Собирал кедровые орехи для рыбаков

Закалка таёжного жителя

Умел стрелять, пользоваться спичками и беречь их, экономить хлеб и соль

Умение находиться одному в лесу

Разжёг костер, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замёрзнуть

Оптимизм, вера в победу над тайгой

Не пал духом, старался не плакать

Любовь к родной земле

Нежные, радостные чувства при встрече с Енисеем

 

Васютка обладает следующими знаниями и умениями: 

  • знает, как определить стороны света;
  • знает, как найти по типу леса реку;
  • знает, как понять проточный характер озера;
  • знает, как выбрать направление выхода из тайги;
  • знает, как предсказать погоду на следующий день;
  • умеет добывать кедровые орехи;
  • умеет пользоваться затесями;
  • умеет разводить огонь;
  • умеет подстрелить, разделать и запечь птицу;
  • умеет подготовить ночлег;
  • умеет экономить патроны.

 

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливо и подробное изложение позволяет читателя оказаться на месте главного героя, сопереживать Васютке.

 

В рассказе две кульминации: приближение пассажирского парохода (надежда на спасение и разочарование) и спасение Васютки. Зная, что рыбаки тоскуют давно без улова, мальчик первым делом сообщает о найденном озере и показывает старожилам путь к водоёму. Это развязка рассказа, в которой Васютка чувствует себя сопричастным общему делу.

 

В.П. Астафьев использует разнообразные средства выразительности. Благодаря красочным описаниям природа тайги близ Енисея оживает. Образности действующим героям писатель добавляет с помощью применения местного наречия.

 

Средства выразительности:

  • метафора: «пахучий мякиш тишины», озеро кляксочка»;
  • сравнения: «как сова, прилетела ночь», «густая, как смоль, темень»;
  • олицетворение: «солнце пошло на закат», «звёзды перемигивались»;
  • эпитеты: «потемневшего леса», «пылающие угли».

 

Произведение завершает эпилог, в котором автор рассуждает о красоте своего края. В.П. Астафьев знакомит читателя с родным краем, показывает и его суровость, и сторгую красоту, и щедрость. 


Контрольные вопросы

 

  1. Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным?
  2. Какие качества, знания и умения помогают Васютке выжить в тайге?
  3. Какая основная мысль рассказа?
  4. Зачем автор использует в рассказе средства выразительности?


В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

 

План урока

  • Слово о В.П. Астафьеве
  • Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»

Цели урока

  • Знать биографию В. П. Астафьева, содержание рассказа «Васюткино озеро»
  • Уметь анализировать композицию и образы геров в литературном произведении

Разминка

Найдите соответствия между названиями произведений и их авторами.

 

Автор

Произведение

1

Николай Васильевич Гоголь

А

«Муму»

2

Иван Сергеевич Тургенев

Б

«Заячьи лапы»

3

Константин Георгиевич Паустовский

В

«Заколдованное место»

4

Павел Петрович Бажов

Г

«Мороз, Красный нос»

5

Николай Алексеевич Некрасов

Д

«Медной горы Хозяйка»

 

По какому признаку можно объединить все эти произведения?

Слово о В.П. Астафьеве

Рис. 1. В.П. Астафьев Рис. 1. В.П. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) 

 

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Мальчик был третьим ребёнком в семье, две его сестры умерли ещё во младенчестве. Через несколько лет после появления В.П. Астафьева на свет, отец попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Мать утонула в Енисее, когда писателю было 7 лет. Заботу о мальчике взяла на себя бабушка Екатерина Петровна. Светлые воспоминания о ней В.П. Астафьев расскажет в первой части автобиографии «Последний поклон».

 

Отец писателя, выйдя из тюрьмы, женился. Но отношения В.П. Астафьева с мачехой не сложились. Начальную школу он окончит в Играке, куда отправился с отцом на заработки. В 1936 году отец попал в больницу, а семья мачехи отказалась от мальчика. Какое-то время писатель жил в заброшенном здании парикмахерской, пока не оказался в Игарском детском доме. Здесь он встретит замечательного человека – учителя литературы и поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского, который поддерживает мальчика, видя в нём живой огонёк. Благодаря его помощи, в 1941 году В.П. Астафьев окончил шестой класс.

 

После Великой Отечественной войны писатель получает специальное техническое образование и какое-то время работает на станции. Ужасы, увиденные на фронте, оставили неизгладимый след в душе писателя. Чувствуя себя виноватым перед погибшими товарищами, В.П. Астафьев твёрдо решает для себя жить в полную силу за себя и за них. Тяжёлые ранения лишили писателя рабочей профессии. Какое-то время он перебивается случайными заработками, пока не попадает на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». С этого момента начинается путь В.П. Астафьева в литературу. В качестве литературного сотрудника газеты он много ездит по родному краю. Написанные за это время рассказы, статьи и очерки ложатся в основу первых двух книг – «До будущей весны» (1953) и «Огоньки» (1955).


  1. Каким было детство В.П. Астафьева?
  2. Как начинается творческий путь писателя?


Сюжет и композиция рассказа «Васюткино озеро»

В.П. Астафьев пишет рассказ «Васюткино озеро» в 1952 году, а публикует в 1956 году. Сюжет рассказа появился на свет, когда ещё пятиклассник Витя Астафьев, выполняя задание учителя литературы, написал сочинение о прошедшем лете. Он поведал историю о том, как потерявшись в тайге, провёл наедине с природой много тревожных дней. Он не только обнаружил неизвестное старожилам озеро, но и смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика был опубликован в школьном журнале.


В автобиографическом произведении автор описывает собственную жизнь или наделяет героя своей биографией, судьбой, характером.


В.П. Астафьев рассказывает в произведении не о себе, но наделяет своего героя биографическими чертами. Действие происходит в одной из енисейской деревень в 30-е годы XX века. Это тяжёлое время, когда детям приходилось рано взрослеть, помогать старшим, работать.

 

В экспозиции читатель знакомиться с героем, которому на момент повествования было 13 лет. Именно в честь этого мальчика Васютки названо озеро. Здесь же описана жизнь рыбаков, среди которых живёт герой.

 

Завязкой истории является поход Васютки за орехами в тайгу. Мальчик отвлёкся на погоню за глухарём и заблудился. Когда он понимает ужас своей ситуации, то также понимает, что ждать помощи неоткуда. Вспомнив всё, что слышал от стариков о том, как вести себя в подобных обстоятельства, он грамотно организует не только выживание в лесу, но и находит пропитание, находит водоём с ценной рыбой. С отчаянием Васютка справляется, вспомнив слова своего деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

 

Талица 1. Черты характера Васютки, которые помогли ему выжить в тайге

Черты характера героя

Примеры

Стремление помогать старшим

Собирал кедровые орехи для рыбаков

Закалка таёжного жителя

Умел стрелять, пользоваться спичками и беречь их, экономить хлеб и соль

Умение находиться одному в лесу

Разжёг костер, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замёрзнуть

Оптимизм, вера в победу над тайгой

Не пал духом, старался не плакать

Любовь к родной земле

Нежные, радостные чувства при встрече с Енисеем

 

Васютка обладает следующими знаниями и умениями: 

  • знает, как определить стороны света;
  • знает, как найти по типу леса реку;
  • знает, как понять проточный характер озера;
  • знает, как выбрать направление выхода из тайги;
  • знает, как предсказать погоду на следующий день;
  • умеет добывать кедровые орехи;
  • умеет пользоваться затесями;
  • умеет разводить огонь;
  • умеет подстрелить, разделать и запечь птицу;
  • умеет подготовить ночлег;
  • умеет экономить патроны.

 

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливо и подробное изложение позволяет читателя оказаться на месте главного героя, сопереживать Васютке.

 

В рассказе две кульминации: приближение пассажирского парохода (надежда на спасение и разочарование) и спасение Васютки. Зная, что рыбаки тоскуют давно без улова, мальчик первым делом сообщает о найденном озере и показывает старожилам путь к водоёму. Это развязка рассказа, в которой Васютка чувствует себя сопричастным общему делу.

 

В.П. Астафьев использует разнообразные средства выразительности. Благодаря красочным описаниям природа тайги близ Енисея оживает. Образности действующим героям писатель добавляет с помощью применения местного наречия.

 

Средства выразительности:

  • метафора: «пахучий мякиш тишины», озеро кляксочка»;
  • сравнения: «как сова, прилетела ночь», «густая, как смоль, темень»;
  • олицетворение: «солнце пошло на закат», «звёзды перемигивались»;
  • эпитеты: «потемневшего леса», «пылающие угли».

 

Произведение завершает эпилог, в котором автор рассуждает о красоте своего края. В.П. Астафьев знакомит читателя с родным краем, показывает и его суровость, и сторгую красоту, и щедрость. 


Контрольные вопросы

 

  1. Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным?
  2. Какие качества, знания и умения помогают Васютке выжить в тайге?
  3. Какая основная мысль рассказа?
  4. Зачем автор использует в рассказе средства выразительности?


Предыдущий урок
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»
Русская литература XX века
Следующий урок
Русские писатели о родной природе и о себе
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Графики

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке