Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: География в эпоху Средневековья

Развитие географических знаний о Земле

26.04.2024
7687
0

География в эпоху Средневековья

План урока

  • Изучить особенности развития географии в эпоху Средневековья
  • Рассмотреть открытия Марко Поло, Афанасия Никитина, Чжэн Хэ
  • Изучить вклад разных народов в накопление географических знаний в указанный исторический период

Цели урока

  • Знать особенности развития географии и накопления знаний в эпоху Средневековья
  • Знать маршруты путешествий Марко Поло, Афанасия Никитина, Чжэн Хэ
  • Уметь анализировать карты путешествий

Разминка

  • Какие богатства Востока больше всего интересовали европейцев и почему?

Географические исследования, открытия и накопление знаний продолжились в эпоху Средневековья.

Рис. 1. Путешествия викингов 800–1015 гг.

В IX в. викинги (норманны), жившие на Скандинавском полуострове, открыли Исландию. В X в. они открыли Гренландию и основали там поселения, а в XI в. достигли берегов Северной Америки задолго до Колумба, что подтверждают археологические находки. Но викинги считали открытые земли европейскими странами, а не новым материком.

 

Купец Ибн Баттута из Марокко стал самым известным арабским путешественником. В период с 1325 по 1354 г. он совершил путешествия по Северной Африке, Южной Европе, Среднему Востоку и Азии, достигнув Китая. После завершения путешествия он очень подробно описал все посещённые страны. 

Рис. 2. Марко Поло

В XIII в. возникла Монгольская империя в результате завоеваний Чингисхана. Эта огромная территория, протянувшаяся от Восточной Европы до берегов Тихого океана и от Руси до Тибета, стала дорогой между Европой и Азией. Известный венецианский путешественник Марко Поло прошёл по торговому пути, который получил название Великий шёлковый путь.  Он стал первым европейцем, описавшим Китай.

Рис. 3. Маршрут путешествия Марко Поло

Начав путешествие в 1271 г., он прожил в Китае 20 лет. После возвращения Марко Поло написал «Книгу о разнообразии мира», наполненную не только сведениями о Китае, но также о странах Восточной Африки, островах Занзибар и Мадагаскар. Ими его снабдили китайские путешественники.

 

Ценные географические сведения о Древней Руси содержатся в «Повести временных лет».  Летописный свод хранит подробно описанные древнерусские торговые маршруты: от Балтийского моря на юг по реке Днепр к Чёрному морю (известному как путь «из варяг в греки») и на юго-восток по реке Волге к Каспийскому морю.

Важную роль в расширении географических знаний на Руси сыграл Новгород. К середине XII в. новгородцы прошли на север к Белому морю, основали Соловецкий монастырь на островах, откуда затем по морям Северного Ледовитого океана добирались до острова Шпицберген в Баренцевом море и устья реки Оби.

Рис. 4. Афанасий Никитин

В 60-х гг. XV в. Афанасий Никитин совершил путешествие из Твери в Индию, используя водный путь по Волге и Каспийскому морю, а затем по суше. Обратно он возвращался через Персию, Чёрное море и Днепр. Воспоминания о путешествиях он оформил в виде путевых заметок под названием «Хождение за три моря».

Рис. 5. Маршрут путешествия Афанасия Никитина

В начале XV в. в Китае путешественник, дипломат и флотоводец Чжэн Хэ возглавил экспедиции в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Важно, что в ходе путешествий составили удивительно точные для того времени морские навигационные карты некоторых частей Тихого и Индийского  океанов.

Вывод

Эпоха Средневековья принесла новые открытия. Основное направление исследований — страны Востока. До наших дней дошли письменные источники, содержащие описание путешествий по Персии, Индии, Китаю, вдоль побережий Индийского и Тихого океанов и др. 


Контрольные вопросы

 

1. Объясните, почему долгое время никто не знал, что первыми из европейцев, достигших берегов Америки, были викинги.

2. Почему свои путевые заметки Афанасий Никитин назвал «Хождение за три моря»?

3. В каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века?


 

Предыдущий урок
Географические исследования XX—XXI вв.
Развитие географических знаний о Земле
Следующий урок
Эпоха Великих географических открытий
Развитие географических знаний о Земле
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Правописание согласных в корне слова

    Русский язык

  • Рабство в Древнем Риме

    История

  • Голосеменные растения. Многообразие голосеменных

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке