Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий

Развитие географических знаний о Земле

03.12.2024
5046
0

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий

План урока

  • Изучить особенности и маршрут первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана
  • Рассмотреть его результаты
  • Определить значение Великих географических открытий

Цели урока

  • Знать особенности и маршрут первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана
  • Знать результаты кругосветного путешествия
  • Знать значение Великих географических открытий
  • Уметь сопоставлять и анализировать карты

Разминка

  • Вспомните и назовите доказательства шарообразности Земли.
  • С помощью ресурсов Интернета найдите информацию о том, в каких странах поставлены памятники Ф. Магеллану и его экспедиции.

Рис. 1. Фернан Магеллан

Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. К 1510 г. португальцы господствовали в Индийском океане: построили ряд крепостей на полуострове Индостан, захватили «Острова  пряностей» (современная Индонезия), владели всей торговлей в регионе. В это же время испанцы основали несколько поселений в Центральной Америке, перейдя Панамский перешеек, увидели Тихий океан (назвали его Южным морем).

Португалец Фернан Магеллан участвовал в завоевании Индии и других стран Южной и Юго-Восточной Азии. Затем в 1518 г. он предложил испанскому монарху организовать экспедицию с целью проложить «западный» путь к Индонезии.

Экспедиция началась в сентябре 1519 г. Магеллан пересек Атлантический океан, прошел вдоль побережья Южной Америки, достиг южной оконечности материка, нашёл пролив, соединяющий два океана. Выйдя в Южное море (Тихий океан), экспедиция двинулась на север, а затем на северо-запад.

 

Путешествие было крайне сложным: из пяти кораблей в Южное море вышло три, а в Испанию вернулся только один. Моряки страдали от нехватки пресной воды и провизии. 

 

В марте 1521 г. Магеллану удалось достичь островов в океане, который казался бесконечным. Позже эти острова назвали Филиппинскими. На этих островах отряд Магеллана вступил в схватку с туземцами, в ходе которой сам он был убит. Завершилась экспедиция в сентябре 1522 г., когда корабль «Виктория» под командованием Х. С. Элькано вернулся в испанский порт.

Рис. 2 Маршрут первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана

Результаты кругосветного путешествия Ф. Магеллана:

  • подтверждение шарообразности Земли;
  • переименование Южного моря в Тихий океан, поскольку за четыре месяца плавания он был спокойным;
  • доказательство существования пролива из Атлантического океана в Тихий, названный Магеллановым;
  • получение Испанией прав на Марианские и Филиппинские острова.

Значение и результаты Великих географических открытий:

  • исследована большая часть земной поверхности;
  • изучены и нанесены на карты очертания обитаемых материков;
  • открыты сотни новых географических объектов;
  • доказано наличие огромного океана между Америкой и Азией и единство водного пространства всего Мирового океана;
  • порабощение жителей многих стран Африки, Азии и Америки, образование заморских колоний европейских государств;
  • распространение в Европе новых сельскохозяйственных культур: картофеля, кукурузы, томата, табака и др.;
  • распространение в странах Нового Света европейских языков и христианства;
  • развитие процесса усиления взаимосвязей между отдельными странами и цивилизациями, сближения, взаимопроникновения и взаимообогащения их культур.

Вывод

Путешественники эпохи Великих географических открытий расширили знания человечества о Земле, дали более чёткое представление о новых землях Западного полушария, об истинных размерах суши и Мирового океана. Они доказали шарообразность Земли, обогатили человечество знаниями о природе, хозяйстве, культуре людей, населяющих вновь открытые земли.


Контрольные вопросы

 

1. Объясните, почему путешествиям, совершённым в эпоху Великих географических открытий, придают большое значение и в наше время.

2. Как в настоящее время можно подтвердить шарообразность Земли, не совершая кругосветное путешествие?


Предыдущий урок
География в эпоху Средневековья
Развитие географических знаний о Земле
Следующий урок
Географические открытия XVII—XIX вв.
Развитие географических знаний о Земле
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Вечный город и его жители

    История

  • Основные этапы развития растений на Земле

    Биология

  • Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке