- Дать определение понятия «география» и изучить историю его происхождения
- Рассмотреть различные представления древних людей о Земле
- Выявить особенности накопления и использования географических знаний
- Изучить структуру географических наук
- Знать определение понятия «география» и историю его происхождения
- Знать различные представления древних людей о Земле
- Уметь находить в них черты сходства
- Знать особенности накопления и использования географических знаний
- Знать структуру географических наук
- Уметь приводить примеры различных источников географической информации
- Как вы считаете, почему в древности многие народы представляли Землю плоской?
География, как и многие другие науки, возникла в глубокой древности. Сам термин география происходит из древнегреческого языка и переводится как «землеописание».
Впервые его употребил древнегреческий учёный Эратосфен в III в. до н. э. в своём научном труде «Географические записки».
Описанием новых земель и народов занимались на протяжении многих веков путешественники, мореплаватели и полководцы. Сохранились древние письменные источники, в которых зафиксированы названия гор, рек, морей и т. д.
Представления людей о Земле:
- жители Вавилонского царства представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположена столица — город Вавилон;
- в Древней Индии представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов, которые, в свою очередь, стояли на огромной черепахе;
- Фалес Милетский — древнегреческий учёный — считал, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землёй же раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, ежедневно поднимаясь из вод Океана и погружаясь обратно;
- в Древнем Египте представление о Земле опиралось на мифологию: считалось, что внизу — Земля (бог земли Геб), над ней — богиня неба (Нут), слева и справа — корабль бога Солнца (Ра), показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
На представление людей о Земле в древности оказывали влияние окружающая их природа и мифология.
Первые изображения местности, которые стали совершенствоваться и впоследствии превратились в географические карты, начали появляться с развитием мореплавания. Мореходам необходимо было ориентироваться в незнакомой обстановке и оставлять сведения о новых землях. Так постепенно происходило накопление географических знаний.
Огромный вклад в развитие географии и накоплении географических сведений внесли известные путешественники, купцы и мореплаватели: Х. Колумб, М. Поло, Ф. Магеллан, Васко да Гама, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров и др.
Несмотря на то что к настоящему времени вся территория суши достаточно исследована и описана, учёные-географы продолжают изучать природные закономерности, явления и объекты. На Земле постоянно происходят изменения: перемещаются тектонические плиты, меняется температура воздуха, сдвигаются границы природных зон, изменяются ландшафты. Географическую информацию собирают в ходе экспедиций, с помощью космических аппаратов. Затем её анализируют, а на основе этого анализа создают карты, печатают книги или сохраняют полученные данные в современных информационных системах.
Эта информация необходима для выявления закономерности и причин происходящих на Земле процессов, составления прогнозов вероятных изменений, поиска путей для защиты населения от неблагоприятных явлений природы.
Развитие географической науки привело к выделению внутри неё множества ветвей, каждая занимается изучением определённых объектов, явлений, процессов.
Процессы, явления и все географические объекты, созданные природой, изучает физическая география. Сферой изучения общественных географических наук является человек на Земле, его деятельность и объекты, созданные в результате этой активности.
География имеет тесную связь с другими областями научных знаний — биологией, физикой, химией, социологией и др.
Географическую информацию используют не только работники определённых профессий (лётчики, моряки, строители и др.), но и обычные люди в повседневной жизни. Например, используя навигатор в смартфоне или просматривая прогноз погоды.
География — наука, возникшая ещё в древности и в настоящее время представляющая совокупность множества ветвей и направлений изучения различных объектов, явлений и процессов на Земле. Географические знания накапливались тысячелетиями и используются как представителями различных профессий, так и в повседневной жизни.
Школьный курс географии научит вас понимать, какая географическая информация будет нужна в той или иной жизненной ситуации, самостоятельно добывать новые знания и оценивать, насколько достоверна информация в различных источниках.
Контрольные вопросы
1. Приведите известные вам примеры из книг, телевизионных передач или ресурсов сети Интернет, из которых, на ваш взгляд, можно получить географическую информацию.
2. Какие есть общие черты в представлениях о Земле у разных народов мира?
3. Какую географическую информацию вы используете в повседневной жизни? Из каких источников её получаете?