Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Географические исследования XX—XXI вв.

Развитие географических знаний о Земле

29.05.2024
5948
0

Географические исследования XX–XXI вв.

План урока

  • Изучить историю исследования полярных областей Земли
  • Изучить особенности исследования Мирового океана
  • Рассмотреть особенности современных географических исследований

Цели урока

  • Знать историю исследования полярных областей Земли и имена путешественников
  • Знать особенности исследования Мирового океана
  • Знать особенности современных географических исследований

Разминка

  • Кто и когда открыл Антарктиду?
  • Почему изучение Мирового океана представляет интерес для человечества?

Исследование полярных областей Земли. Арктика и Антарктика всегда привлекали путешественников и исследователей. Но покорение полярных областей сопровождалось значительными трудностями.

Рис. 1. Роберт Пири

Роберт Пири  трижды пытался покорить Северный полюс и потратил на это 23 года. Только в 1909 г. последняя попытка увенчалась успехом. Вначале экспедиция по морю достигла северной оконечности острова Элсмир, а затем на собачьих упряжках по замёрзшему океану за 43 дня добралась до Северного полюса.

Рис. 2. Руаль Амундсен

В конце 1911 года сразу две экспедиции отправились к Южному полюсу: норвежская под руководством Руаля Амундсена и английская, возглавляемая Робертом Скоттом. Первыми Южного полюса достигли норвежцы 14 декабря 1911 г.

Рис. 3. Участники первого беспосадочного перелёта через Северный полюс

1937 г. — совершен первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Северную Америку тремя российскими лётчиками: В. П. Чкаловым, Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым.

Тогда же, в 1937 г., экспедиция под руководством Ивана Папанина открыла первую в мире дрейфующую полярную станцию — «Северный полюс — 1», которая преодолела 2 000 км за 9 месяцев.

 

1956 г. — в Антарктиде создали первую отечественную научную станцию «Мирный» — антарктическую обсерваторию и базу исследователей.

 

1957 г. — создана внутриконтинентальная станция «Восток», где зафиксировали самую низкую температуру воздуха на планете — −89,2 °С. 

 

В настоящее время на материке действует около 90 научных станций (из них 9 российских).

 

1 декабря 1959 г. — подписан международный договор, согласно которому Антарктида признана материком мира и сотрудничества, на её территории запрещены любые военные приготовления и ни одна страна не может объявить её своей территорией. 

 

1977 г. — атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным кораблём, достигшим Северного полюса.

 

В настоящее время в Арктике работает более 70 российских постоянно действующих полярных станций, размещённых на материке и на островах в Северном Ледовитом океане. Кроме того, Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире.

Антарктида представляет для научного сообщества огромный интерес, поскольку процессы, происходящие в атмосфере, участвуют в формировании климатов на Земле, толщи льда содержат информацию о прошлом планеты и колоссальные запасы пресной воды, в недрах находятся залежи полезных ископаемых. 

 

Изучение Мирового океана. Мировой океан занимает большую площадь нашей планеты и играет важную роль в природных процессах:

  • оказывает огромное влияние на климат;
  • является важнейшим источником продуктов питания и минеральных ресурсов;
  • с процессами в глубинах океана связаны природные катастрофы.

Рис. 4. Жак Пикар

Исследования Мирового океана позволили лучше узнать рельеф его дна. В 1957 г. экспедиция научно-исследовательского судна «Витязь» измерила самую глубокую впадину океана — Марианский желоб в Тихом океане.

В 1960 г. швейцарский учёный Жак Пикар погрузился на батискафе «Триест» на глубину около 11 км на дно Марианского жёлоба.

Географические исследования XXI в. В современных исследованиях учёным помогают космические аппараты. Несмотря на наличие современной техники, технологий и методов исследования, остаются вопросы, ответы на которые должны дать географы.

Они занимаются изучением причин изменений климата, определяют возможные последствия для жизни людей, ищут способы недопущения катастрофических последствий этих перемен. Современные исследования должны дать ответ на вопрос, как на климат Земли влияет сокращение площади льдов. 

Важное место отводится изучению природных катастроф и способам их заблаговременного прогнозирования.

Географы занимаются поиском решения проблем, возникающих в результате хозяйственной деятельности человека. Среди таких проблем загрязнение воздуха и воды, сокращение площади лесов, потеря плодородия почв, исчезновение редких видов животных и растений. 

Вывод

В ХХ в. начали активно исследоваться полярные территории планеты и Мировой океан. Несмотря на то что на карте мира не осталось «белых пятен», географы продолжают изучать процессы и явления, происходящие в земных оболочках. Для этого они используют самые современные средства, включая космические аппараты.


Контрольные вопросы

 

1. Какой вклад в изучение полярных областей Земли внесли российские учёные?

2. Почему полярники использовали собачьи упряжки во время экспедиций?

3. С какими трудностями сталкиваются исследователи глубин Мирового океана?


Предыдущий урок
География в эпоху Средневековья
Развитие географических знаний о Земле
Следующий урок
Эпоха Великих географических открытий
Развитие географических знаний о Земле
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологический разбор имён существительных

    Русский язык

  • Полные и краткие прилагательные. Правописание суффиксов -К- и -СК-

    Русский язык

  • Мхи

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке