Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

География в древности

Развитие географических знаний о Земле

География в древности

План урока

  • Изучить вклад в географию цивилизаций Древнего Востока;
  • Изучить вклад в географию путешественников Древнего Египта;
  • Изучить вклад в географию учёных Древней Греции;
  • Изучить вклад в географию учёных Древнего Рима.

Цели урока

  • Знать, какой вклад в развитие географии и накоплении географических знаний внесли учёные и путешественники древних цивилизаций;
  • Уметь приводить доказательства шарообразности Земли;
  • Уметь сравнивать древние карты с современными, находить сходства.

Разминка

  • Для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания?
  • Древнегреческий учёный Эратосфен рассчитал радиус Земли равным 6311 км. Найдите в Интернете значение радиуса Земли по современным данным, посчитайте, на сколько эти значения отличаются.

Как вы уже знаете, накопление географических знаний началось ещё в глубокой древности. Многие цивилизации внесли значительный вклад в развитие науки.

Рис. 1. Вавилонская карта мира (ок. 600 гг. до н.э.) Рис. 1. Вавилонская карта мира (ок. 600 гг. до н.э.)

1. Древний Восток. К цивилизациям Востока относят Египетскую (в долине реки Нил), Месопотамскую (в междуречье рек Тигра и Евфрата), Хараппскую (в долине реки Инд). Население этих царств во время завоевательных походов и торговых экспедиций  знакомились с новыми землями, открывали для себя новые географические объекты, вырабатывали навыки  ориентирования по Солнцу, Луне и звёздам. Создали солнечный календарь, опираясь на повторяющиеся разливы рек, сезоны дождей и засух. Например, в Хараппской цивилизации были открыты муссоны – ветры, меняющие направление два раза в год (летом приносили дожди).

2. Древний Египет. Египетская цивилизация возникла вдоль реки Нил. Около 1500 г. до н.э. египтяне открыли морской путь вдоль побережья Африки, отправившись в страну Пунт на востоке Африки. Совершались экспедиции и в южные страны. К 1700 г. до н.э. египтяне составили карту освоенной ими части реки Нил (порядка 2000 км). Египтяне активно контактировали с жителями разных стран и территорий того времени: Нубией, Критом, странами Средиземноморского региона. При фараоне Тутмосе III (середина второго тысячелетия до н.э.) совершались завоевательные походы в Азию (Синайский п-ов, Аравия).

Свои путешествия  древние египтяне совершали  на  лодках, сделанных из папируса.

 

3. Древняя Греция. Вклад древних греков в накопление географических знаний сложно переоценить. Поскольку греки славились как искусные мореходы и путешественники, не удивительно, что к 800 г. до н.э. они уже в совершенстве ориентировались в Средиземном море, освоили его и основали там более 100 колоний. Грекам принадлежат первые попытки фиксирования знаний об открытых путях и составления географических карт. Считается, что первую карту создал учёный-философ Анаксимандр в VI в. до н.э.

Рис. 2. Карта мира Анаксимандра Рис. 2. Карта мира Анаксимандра

Греческий мореплаватель и астроном Пифей в периоде между 350 и 320 гг. до н.э. плавал по Атлантическому океану далеко на север, доходя до берегов Норвегии. Во время путешествия он сделал записи о таких явлениях, как приливы и отливы, плавучие морские льды и не заходящее в ночное время за горизонт солнце.

Величайшим достижением древних греков считаются доказательства шарообразности Земли и теория единства Мирового океана. Эти умозаключения принадлежат известному философу Аристотелю (IV в. до н.э.).

Доказательства шарообразности Земли:

  • круглая тень от Земли при лунных затмениях;
  • расширение кругозора при подъёме на гору;
  • изменение звёздной панорамы относительно горизонта при движении наблюдателя к югу или северу.

Рис. 3. Карта мира Эратосфена Рис. 3. Карта мира Эратосфена

 Ещё один древнегреческий учёный Эратосфен (276 – 194 до н.э.) вычислил размеры земного шара и длину экватора, используя простейшие инструменты. Ему же принадлежит создание достаточно информативной карты известной в то время части суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южной Европы, Северной Африки и западной части Азии.

Рис. 4. Карта мира Птолемея Рис. 4. Карта мира Птолемея

4. Древний Рим. В то время Римская империя занимала территорию от Британии до берегов Персидского залива. Считается, что родоначальником страноведения является греческий учёный Страбон (ок. 64/63 г. до н.э. – 23/24 н.э.), который дал подробное описание Римской империи в своём 17-томном труде под названием «География». Это произведение до сих пор считается лучшим источником географической информации о Древнем мире.

 Спустя век научный труд с таким же названием «География» написал Клавдий Птолемей. В восьми томах содержится информация о названиях более чем 8000 географических объектов с указанием координат почти 400 точек. На географической карте Птолемея уже показаны параллели и меридианы. Карта Птолемея содержала неточности и ошибки, которые были исправлены арабскими мореходами в XIV – XV вв., а затем португальскими моряками в конце XV – начале XVI в.

Вывод

Жители древних цивилизаций внесли огромный вклад в накопление географических знаний. Путешественники изучали новые территории, составляли их описания, создавали первые карты. В Древней Греции учёные с помощью простейших инструментов делали расчёты радиуса Земли и длины экватора. В Древнем Риме была создана самая подробная карта мира того времени.


Контрольные вопросы

 

1. Сравните карты Эратосфена и Птолемея. Какие новые объекты нанёс на карту Птолемей?

2. Сравните карту Птолемея с современной картой мира. Какие между ними есть черты сходства

3. Какой вклад в географию внесли цивилизации Востока?


География в эпоху Средневековья

Развитие географических знаний о Земле

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика