Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Молодежь в современном обществе

Социальная сфера

25.04.2024
7120
0

Молодёжь в современном обществе

 

План урока

  1. Молодёжь как социальная группа
  2. Социальные роли в юношеском возрасте
  3. Молодёжная субкультура

Цели урока

  • знать определение понятий: молодёжь, молодёжная субкультура
  • уметь характеризовать молодёжь как особую социальную группу; приводить примеры неформальных молодёжных групп

Разминка

  • До какого возраста людей можно считать молодыми?
  • Чем молодёжь отличается от более взрослых людей?

Молодёжь как социальная группа

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей. В молодости люди находят спутников жизни, создают семьи, достигают экономической независимости и осознают свою ответственность перед обществом. Вместе с этим существует криминализация молодёжи, её приобщение к преступным организациям, сектам. Кто-то не верит в свои силы, кто-то хочет получить многое, не прилагая при этом усилий. Размытость ценностей в семье, низкий уровень жизни — всё это может подтолкнуть молодых людей к криминальным структурам. Несмотря на разные ценности, имущественное расслоение и социальный статус, молодёжь представляет единую социальную группу.

 


Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 30 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств. 


 

Молодость — это определённая фаза, этап жизненного цикла человека. Она биологически универсальна и свободна от стереотипов и предрассудков предыдущих лет, обладает особенными социально-психологическими качествами (схема 1). 

 

Схема 1. Социально-психологические качества молодёжи

 

 

Молодёжь обладает определёнными особенностями своего социального положения. Например, она находится в «переходном» статусе между детством и взрослостью, в этот период формируются ценности, идеалы и представления о мире, которые определят взрослую жизнь. Молодёжь осваивает новые социальные роли (работник, студент, семьянин, гражданин), связанные с изменением социального статуса. Молодёжь обладает высоким уровнем мобильности, благодаря чему активно ищет своё место в жизни. Вместе с тем молодые люди могут испытывать определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности, сомневаться и отрицать её. Молодёжь обладает высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям, т. к. находится в процессе личностного формирования. 

 


  1. Назовите социально-психологические качества молодёжи.
  2. В чём уникальность молодёжи как социальной группы?


Социальные роли в юношеском возрасте

Молодые люди осваивают новые социальные роли, такие как работник, студент, семьянин, гражданин. Каждая из этих ролей имеет свои особенности и оказывает уникальное влияние на формирование личности молодого человека. 

 

В первую очередь, после школы подавляющее количество молодёжи приобретает статус студентов. Они поступают в средне специальные и высшие учебные заведения. На выбор влияет престижность университета или колледжа, а также величина среднего заработка предпочитаемой профессии. В образовании оказываются успешными те молодые люди, которые умеют справляться со стрессом, обладают навыками самоорганизации и ставят перед собой достижимые цели. Однако на этом образование не заканчивается. Современная экономика требует от специалистов постоянного обучения, только так они могут поддерживать свою конкурентоспособность на рынке. Компьютерная грамотность, знание принципов работы социальных сетей, многозадачность, знание иностранных языков, высокие коммуникативные компетенции, умение работать в команде — одни из немногих требований для молодых работников в современном мире. 

 

Рис. 1. Марк Цукерберг

 

В XXI веке линейная карьера потеряла свою актуальность. До 30 лет молодёжь может сменить несколько мест работы в разных сферах. Работодатели и общество поддерживают поиск себя, ценят в молодых специалистах креативность, целеустремленность. Благодаря развитию информационных технологий, молодые люди становятся бизнесменами в IT-сфере. Например, Марк Цукерберг (создатель и владелец Facebook Inc.) в возрасте 26 лет стал одним из самых успешных бизнесменов в области интернет-технологий (рис. 1).

 

Постепенно молодые люди утрачивают материальную зависимость от родителей и создают собственные семьи. Однако сейчас растёт тенденция к заключению более поздних браков и рождению детей только после достижения финансовой стабильности. Вместе с тем те категории молодых людей, которые рожают детей до получения специального или высшего образования и начала карьеры, начинают нуждаться в социальной помощи от государства. Зачастую они пополняют ряды неблагополучных семей, т. к. не могут себя содержать и в должной степени заботиться о детях. 

 

В молодости человек начинает осознавать себя как полноправного гражданина своей страны. По достижении 18-летия россиянин становится полностью дееспособным и может осуществлять свои политические права и возможности в полном объёме. Его политический опыт расширяется, приходится вырабатывать политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позицию и следовать своим социальным ролям. Молодой человек может стать политиком, принять участие в деятельности общественно-политических организаций. 

 


  1. Охарактеризуйте роль студента в юношеском возрасте.
  2. Охарактеризуйте роль гражданина в юношеском возрасте.


Молодёжная субкультура

Культура молодёжи вторична к основной культуре, которая присуща взрослому населению страны. Она имеет свои ценности и идеалы, ей присущ собственный язык. 

 


Молодёжная субкультура — культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. 


 

Молодёжная субкультура формируется на базе стихийного общения молодых людей, в конкретных социальных ситуациях. В рамках неформального общения молодые люди придерживаются отличающихся от типичных норм поведения, используют сленг. Главным образом они нацелены на самоутверждение, придание себе особого социального статуса и обретение чувства защищённости. 

 

Рис. 2. Представители разных молодёжных субкультур

Для того чтобы подчеркнуть свою принадлежность к той или иной неформальной группе, используется специфическая атрибутика (рис. 2). Например, хипстеры известны своими фактурными бородами, ношением головных уборов даже в помещении и стилем в одежде. 

Типы неформальных молодёжных групп

Агрессивные

Базируются на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития (гопники)

Эпатажные

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам и мнениям, как в обыденных вещах (одежда, причёска), так и в духовных (искусство, наука). Они вызывают агрессию на себя со стороны других, чтобы их заметили (панки, готы)

Альтернативные

Выработка альтернативных, системно противоречащих общепринятым, моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты)

Социальные

Направлены на решение конкретных социальных проблем (экологические движения и т. д.)

Политические

Направлены на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы (хиппи)

 


  1. Что такое молодёжная субкультура?
  2. Какими бывают неформальные молодёжные группы?


 

Подведём итоги

 

Молодёжь — это особая социальная группа, характеризующаяся уникальными биологическими и социокультурными особенностями. Молодые люди находятся в «переходном» состоянии между детством и взрослостью, именно в этот период формируется личность человека. В процессе взросления молодёжь осваивает новые социальные роли: студента, работника, семьянина, гражданина. Существует особая молодёжная субкультура, которая вторична по отношению к господствующей культуре общества. Через неё молодые люди реализуются, чувствуют свою причастность к социальным группам, защищённость. Молодёжную субкультуру отличает специфическая внешняя атрибутика и нетипичные модели поведения. 

Предыдущий урок
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальная сфера
Следующий урок
Нации и межнациональные отношения
Социальная сфера
Поделиться:
  • Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо»

    География

  • Географическая специфика Африки

    География

  • Популяция – структурная единица вида

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке