Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Гендер-социальный пол

Социальная сфера

18.04.2024
9191
0

Гендер — социальный пол

 

План урока

  1. Гендерные стереотипы и роли
  2. Гендер и социализация
  3. Гендерные отношения в современном обществе

Цели урока

  • знать определение понятий: гендерные стереотипы, эмансипация, гендер, гендерная идентичность
  • уметь различать гендерный и биологический пол; характеризовать социализацию человека в русле гендерной роли; рассуждать о гендерной идентичности на собственном примере

Разминка

  • В чём разница между социальным полом и биологическим?
  • Легко ли люди осваивают новые социальные роли?

Гендерные стереотипы и роли

Долгое время в обществе и науке господствовало мнение, согласно которому поведение человека определяется его биологическим полом. Мужчины — сильные, властолюбивые, ответственные и рациональные. Женщины — нежные, покорные, чуткие, эмоциональные. Сегодня, с развитием социальных и биологических наук, это мнение опровергается. Социальные роли и поведение имеют общественную природу, и складываются под влиянием культуры, воспитания и действующих в обществе правил поведения. Различие между полами в социальном аспекте охватывает понятие «гендер».

 


Гендер — социальные ожидания определённого поведения для мужчин и женщин, социально формируемые особенности мужественности и женственности. 


 

Особое место в распределении гендерных ролей играет хозяйственная деятельность человека. Мужчина как добытчик, завоеватель, защитник с древних времен захватывает «власть» в производственной сфере, оставляя женщинам роль «хранительниц очага». С течением времени эти роли укреплялись, превращаясь в стереотипы — устоявшиеся представления о гендерном поведении человека. Стереотипы делают реальность проще и доступнее для анализа. 

 


Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях. 


 

Хозяйственная деятельность изменялась во времени, как и мышление человека. С расширением и усложнением производства в экономику включаются женщины. С этого момента разворачивается процесс эмансипации. Работая столько же, сколько работают мужчины, получая образование, женщины начинают борьбу за свои права, происходит демократизация в отношении полов. Сегодня женщины составляют конкуренцию мужчинам в бизнесе, спорте, творчестве и любой другой деятельности. На первый план выходят личностные качества человека, а не его принадлежность к биологическому полу с закреплёнными за этим гендерными стереотипами. 

 

Рис. 1. Пример мужского стереотипа

Однако полностью избавиться от гендерных стереотипов нельзя, они сохраняют свою устойчивость во многих культурах и странах. В социальных сетях широко распространяется мнение, что настоящим мужчиной может считаться лишь обеспеченный бизнесмен, способный удовлетворять потребности своей семьи (рис. 1).

 

Рис. 2. Пример женского стереотипа

А женщина является «украшением» этого мужчины — она красива, ухожена и популярна (рис. 2). Таким образом, и мужчина, и женщина исполняют гендерные роли, навязанные им обществом. Люди, не желающие исполнять предписанные гендерные роли, нередко становятся участниками гендерных конфликтов в отношениях, семье, на работе. Причиной становится столкновение целей и интересов людей из-за разного понимания гендерных ценностей. Например, родители постоянно спрашивают у своей взрослой дочери о том, когда она выйдет замуж и родит внуков, при этом не интересуясь её целями на жизнь. Возможно, она хотела бы посвятить себя карьере, а не становиться «хранительницей очага». Женщине в современном обществе не нужно быть «пристроенной замуж», чтобы реализовать себя. В развитых странах люди обладают возможностями для расширения социальных ролей, избавляются от стереотипов, отстаивают свои права.

 


  1. Что такое гендерный стереотип?
  2. Как гендерный стереотип связан с гендерной ролью?
  3. Что становится причиной гендерного конфликта?


Гендер и социализация

Гендерные роли осваиваются людьми в процессе социализации, т. е. приобщения к существующим в обществе нормам, ценностям и культуре. Первое понимание о своей принадлежности к мужскому или женскому гендеру человек получает в семье. 

 

В культурах многих стран воспитание мальчиков и девочек протекает по разным моделям. В мальчиков закладываются установки и правила, которые, по мнению родителей, помогут им вырасти сильными, волевыми и целеустремленным. Карьера и высокий уровень дохода являются приоритетами их жизненного пути. Выражение эмоций табуируется, зачастую поощряется только агрессия, потому что «настоящий мужчина» должен отстаивать свои права и права женщины рядом с ним. Творческое начало подвергается критике, предпочтение отдаётся спорту. На мужчину с детства накладывается неподъёмный груз обязательств по отношению к родителям, к будущей семье. Финансовая несостоятельность равносильна личностному провалу. 

 

В девочках воспитывают покорность, мягкость, услужливость. Их игрушки — кукольные домики и младенцы — как бы предопределяют их социальную роль. Образование и хорошие оценки выступают показателем прилежности, но не так важны для карьеры, ведь в первую очередь девочка вырастет в жену и мать. Девушкам позволено свободно выражать эмоции, однако причины эмоций игнорируются, будто бы плаксивость и чувствительность заложена в них биологически. Дети перенимают модели поведения, действующие в семье, и повторяют гендерные роли своих родителей. 

 

В школе процесс социализации продолжается. Закрепляются уже сложившиеся у ребёнка гендерные представления. Девушки редко дружат с мальчиками, компании часто формируются по гендерному признаку в силу разнополярных интересов. Дети пробуют накладывать ожидания на своих ровесников согласно их полу: спортивную, громкую и энергичную одноклассницу могут назвать «пацанкой» лишь потому, что она не соответствует представлению о «настоящей девочке». 

 

Покидая родительскую семью, оставляя за спиной школу и университет, люди продолжают подчиняться гендерным стереотипам и заученным ролям. Мир вокруг них в лице массовой культуры  ежедневно демонстрирует, как стоит себя вести, если ты мужчина или женщина. Компании продают свои продукты, создавая для покупателей образ, к которому они могут тянуться: ухоженной и утонченной женщины; успешного и привлекательного мужчины. Женские журналы пишут о кулинарии, психологии отношений, детях и моде. Мужские журналы рассказывают о бизнесе, отдыхе и достижении успеха. Реклама, где героями являются обычные люди или семья — обезличена. Женщина только мать и хозяйка, мужчина — добытчик и муж. Они зачастую представлены как «картонные» персонажи, воплощающие в себе исключительно гендерную роль. 

 

Семья, школа, университет, армия, государство, средства массовой информации с ранних лет подталкивают человека к осознанию своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Постепенно формируется гендерная идентичность. 

 


Гендерная идентичность — внутреннее ощущение человеком своей принадлежности к определённому полу. 


  1. Какое влияние семья оказывает на гендерное самоопределение человека?
  2. Почему массовая культура так активно распространяет стереотипы о гендерной роли мужчины и женщины?


Гендерные отношения в современном обществе

По данным на 2021 год в мире на 1 000 мужчин приходится 1 162 женщины. В России по последним данным на 1 000 женщин приходится 866 мужчин. 

 

В развитых демократических странах законодательно закреплено равноправие мужчин и женщин. В 1979 году была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этот международный документ предусматривает включение принципа равноправия в конституции и другие законы; обеспечение равных для мужчин и женщин возможностей пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. Конвенцию обязаны соблюдать все государства, под ней подписавшиеся. Однако есть немало стран, в которых принцип равенства мужчин и женщин не работоспособен сегодня, в первую очередь это страны с мусульманским укладом. 

 

Рис. 3. Статистика о трудоустройстве женщин

Женщины получили доступ к общественной, публичной жизни. Они представляют организации и выступают на телевидении, декларируют свои права и оказывают влияние на распространение гендерных стереотипов. Культура ведения интернет-блогов позволяет людям делиться своей историей и личностью, благодаря чему читатели под иным углом смотрят на проблему гендерной идентичности и важности социального пола. Распространение получило движение феминизма (идеология о защите и расширении прав женщин), которое имеет как последователей, так и противников. Женщины всё ещё имеют неравный доступ к различным профессиям (рис. 5), их зарплаты меньше, чем зарплаты мужчин. Ежедневно они сталкиваются с гендерными стереотипами и отстаивают свои права.

 

Гендерные изменения затрагивают и частную жизнь. Всё чаще можно встретить семьи, в которых обязанности между супругами распределяются равноправно, мужчины берут декретный отпуск для ухода за детьми, поддерживают жён в карьере. В современном мире место человека в обществе определяется не его полом, а личными качествами и желаниями. 

 


  1. Регулируются ли законодательно отношения между мужчинами и женщинами?
  2. Какие тенденции гендерной идентичности наблюдаются в международном сообществе?


 

Подведём итоги

 

Гендер — это социальный пол человека, ожидания определённого поведения для мужчин и женщин, основанные на устоявшихся гендерных стереотипах. Если поведение не соответствует предписываемым ценностям и нормам, то возникает гендерный конфликт. Гендерная роль человека берёт своё начало в семье, укрепляется в школе, подпитывается массовой культурой и обществом. В современном мире диапазон социальных ролей женщин и мужчин расширяется. Личные качества человека преобладают над его биологическим и гендерным полом. 

Предыдущий урок
Семья и брак
Социальная сфера
Поделиться:
  • Б.Л. Пастернак. Лирика

    Литература

  • От молекул к клеткам. Первые клетки и их эволюция

    Биология

  • Великобритания во второй половине ХХ – начале ХХI в.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке