Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Послевоенная повседневность. Смена политического курса

Современная история России (1945-2020 гг.)

26.07.2024
3012
0

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

План урока

  1. Разделение Европы;
  2. Консолидация социалистических стран;
  3. Образование КНР и советско-китайские отношения;
  4. Корейская война;
  5. Наращивание вооружений.

Цели урока

  • Выяснить причины начала «холодной Войны», основные её проявления;
  • Уметь раскрывать взаимосвязь между внешней политикой государств и мировым развитием. Давать характеристику межгосударственных отношений. Давать характеристику геополитического положения страны.

Основные понятия:

  • Страны «народной демократии»
  • Организация Североатлантического договора (НАТО)
  • Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

Основные личности и даты:

  • И. В. Сталин
  • Конрад Аденауэр
  • И. Броз Тито
  • Мао Цзэдун
  • Ким Ир Сен
  • Ли Сын Ман
  • Д. Макартур
  • М.Т.Калашников
  • 1949 г. — создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); создание Организации Североатлантического договора (НАТО)
  • 1948-1949 гг. — первый Берлинский кризис
  • 1950-1953 гг. - война в Корее

Введение

Вокруг США и СССР начали группироваться поддерживавшие их страны. Так возникли два лагеря — капиталистический и социалистический. Капиталистический составили развитые страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия.


В социалистический вошли государства Восточной Европы, которые были освобождены СССР от фашистов и где к власти пришли местные коммунисты: Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Югославия, Болгария, Румыния, Албания. При этом демократические свободы здесь были постепенно свернуты, установлены диктатуры компартий и их вождей. Также ведущую роль СССР признали те страны Азии, где до или после Второй мировой войны утвердились коммунистические режимы: Монголия, Китай (Мао Цзэдун), Северная Корея (Ким Ир Сен), Северный Вьетнам. Позднее к каждому из враждующих лагерей присоединялись и другие страны. 

 

Разделение Европы

 

Первоначально в восточно-европейских государствах, находившихся под контролем Красной Армии, социалистические преобразования не форсировались. В Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии создавались коалиционные правительства, в которых коммунисты играли важную роль наравне с представителями других партий. Такая политическая система называлась народной демократией (в отличие от диктатуры пролетариата, созданной после революции 1917 г. в Советской России). Важной причиной такой компромиссной политики было нежелание советского руководства вступать в конфликт с западными союзниками. Однако в связи с усилением противостояния в «холодной войне» в 1947-1948 гг. коммунисты в Восточной Европе взяли власть в свои руки.

 

После завершения войны вся территория Германии была поделена на четыре оккупационных зоны — советскую, американскую, английскую и французскую. У вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции существовали совершенно различные планы относительно будущей судьбы этого государства. Парижский кабинет занимал наиболее радикальную позицию в этом вопросе. В частности, на первых двух сессиях СМИД в Лондоне (сентябрь-октябрь 1945 г.) и в Париже (апрель-июнь 1946 г.) французская делегация во главе с министром иностранных дел Ж. Бидо добивалась расчленения Германии за счет отделения от нее Рейнской области, Рура и Саара. Эти предложения французской стороны были отклонены руководителями».

 

В декабре 1946 г. руководители США и Великобритания приняли решение объединить свои оккупационные секторы в единую зону — «Бизонию», мотивируя свое решение необходимостью проведения согласованной экономической политики для двух оккупационных зон. На третьей сессии СМИД в Нью-Йорке (декабрь 1946 г.) были окончательно согласованы тексты всех мирных соглашений с Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, которые были подписаны в Париже в феврале 1947 г.

 

Германский вопрос по-прежнему оставался источником напряженности в отношениях между ведущими мировыми державами. Поэтому все попытки его урегулировать на четвертой и пятой сессиях СМИД, состоявшихся в Москве (март—апрель 1947 г.) и Лондоне (ноябрь—декабрь 1947 г.), привели к переговорному тупику.»

 

«Неуспех многомесячного диалога с Москвой по германскому вопросу подтолкнул руководство США и Великобритании к откровенно сепаратным действиям. С этой целью в первой половине 1948 г. в Лондоне прошло несколько встреч представителей США, Британии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга для согласования их позиций в германском вопросе, которые завершились в июне 1948 г. подписанием сепаратного Лондонского договора. 

 

По условиям этого соглашения:
 

  • по настоянию Франции был создан Международный контрольный орган по Руру;
  • территория французской оккупационной зоны присоединялась к Бизонии, которая становилась Тризонией;». «Тризония становилась полноправным участником «плана Маршалла»;
  • для решения всех текущих вопросов управления Тризонией создавался Союзный совет военной безопасности;
  • было принято решение о подготовке Конституции Тризонии, что фактически означало, что идея расчленения Германии, против которой всегда и везде выступало высшее советское руководство, и создания независимого Западногерманского государства получила одобрение ведущих западных держав.»

«Сразу после подписания Лондонского договора в странах Западной Европы, в том числе на территории Западной Германии, началось проведение конфискационной денежной реформы и введение новых денежных купюр и монет. В результате этого на территорию Восточной Германии хлынул поток обесцененных старых денежных знаков, что вызвало реальную угрозу экономического хаоса в советской зоне оккупации с непредсказуемыми последствиями. На эту провокацию, устроенную американской администрацией, Москва ответила предельно жестко и 24 июня 1948 г. ввела запрет на передвижение всех товаров и грузов из западных зон в восточную зону. Одновременно были прекращены и все поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Таким образом, западная часть города оказалась полностью отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных секторов».

 

«Советская блокада Западного Берлина вызвала резкое обострение отношений СССР со станами Западной Европы и США, которые, используя военно-транспортную авиацию, организовали воздушный мост с Западным Берлином. При этом в нарушение существующих договоренностей союзные державы постоянно вторгались в воздушное пространство советской оккупационной зоны, что могло привести к непоправимым последствиям, в случае если командование Группы советских оккупационных войск в Германии (маршал В.Д. Соколовский) отдало бы приказ о нанесении превентивного удара по авиации противника.

 

Но благодаря разумной позиции советского руководства Берлинский кризис не перерос в новую «горячую войну», и после относительной стабилизации обстановки в августе 1948 г. в ходе московских переговоров послов четырех великих держав было достигнуто частичное соглашение о мерах по урегулированию кризиса. Выполнение этого соглашения было сорвано американской стороной, и только в мае 1949 г. в ходе шестой сессии СМИД в Париже СССР снял блокаду Западного Берлина.

Закрепление раскола Германии: образование ФРГ и ГДР (1949).

 

В сентябре 1948 г. после официального слияния трех западных оккупационных зон в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет, наделенный правами временного законодательного органа западногерманских земель. Руководителем этого органа стал известный германский политик, лидер христианско-демократического союза Конрад Аденауэр, который имел репутацию умеренного «франкофила» и «европейского патриота». В мае 1949 г. Парламентский совет утвердил новую Конституцию, на основании которой были проведены выборы в новый западногерманский бундестаг, от имени которого 20 сентября 1949 г. было провозглашено создание Федеративной Республики Германии (ФРГ), первым президентом которой стал Теодор Хойс (1949-1959), а федеральным канцлером — Конрад Аденауэр (1949-1963). Одновременно бундестаг принял заявление о распространении новой Конституции на территорию всех земель, входивших в состав Германии до подписания Мюнхенского договора (1938). Этот беспрецедентный шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был прямым вызовом СССР, который отказался признать эту страну.

 

После этих событий И.В. Сталин, всегда выступавший за сохранение единой и нейтральной Германии, дал добро на создание в советской оккупационной зоне альтернативного германского государства. 7 октября 1949 г. Народный конгресс, собравшийся в Восточном Берлине, где доминировали представители Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ), провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР), первым президентом которой стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик (1949-1960).»

 

В апреле 1949 г. США, Канада и западноевропейские государства подписали договор о создании военно-политического союза, который вскоре получил название «Организация Североатлантического договора» (НАТО). 

 

Консолидация социалистических стран

 

Отказ СССР и стран народной демократии от «плана Маршалла» поставил на повестку дня вопрос о поиске экономической альтернативы. Поскольку восточноевропейские страны не только понесли огромные потери в годы войны, но и были вынуждены проводить радикальные реформы, связанные с ограничением товарно-денежных отношений, принудительным курсом на ускоренные темпы индустриализации и сворачивание мелкотоварного производства, то формирование принципиально иной структуры хозяйства неизбежно вынудило перейти от прежнего двустороннего сотрудничества отдельных соцстран к установлению многостороннего соглашения между ними. 

 

Эту задачу отчасти решил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный по инициативе И.В. Сталина в январе 1949 г. Первоначально членами новой организации стали семь государств социалистического лагеря - СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и Албания, а затем в 1950 г. ее полноправным членом стала ГДР. Фактическим куратором СЭВ сразу стал представитель советской стороны - первый заместитель председателя Госплана СССР Г.П. Косяченко.


Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

  • Межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
  • СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС.
  • Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
  • Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.


На первом этапе своего существования в круг основных задач СЭВ, рабочим органом которого была Общая сессия, входили обмен хозяйственным опытом, техническими и технологическими новинками, организация взаимных поставок промышленного сырья, машин, оборудования и продовольствия».

 

Кроме того, главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля, однако более сложные вопросы развития и углубления специализации и кооперации промышленных производств всеми странами соцлагеря на повестке дня еще не стояли.

 

Позднее, в 1962 г. был образован Исполнительный комитет СЭВ и стали регулярно проводиться заседания различных рабочих органов - секретариата, отраслевых комитетов и комиссий и т.д. В результате создания новых структур стало возможным осуществлять более тесное экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав свою работу с согласования взаимных поставок ряда промышленных товаров и сырья, постепенно страны-участницы СЭВ перешли к более развитым формам экономического сотрудничества, которые стали охватывать целые отрасли производства, науки и технологий.

 

В начальный период своего существования СЭВ все же больше выполнял чисто политические, нежели экономические функции, в частности, закрепление советского доминирования во всем восточноевропейском регионе путем формирования однотипных экономических структур и хозяйственных механизмов в странах соцлагеря. Таким образом, к началу 1950-х гг. экономическому и политическому союзу стран Западной Европы и США было противопоставлено объединение государств Восточной Европы, в котором ведущую роль играл Советский Союз.

 

Мало кто знает, что само создание СЭВ было лишь началом далеко идущего сталинского плана противящихся тотальной долларизации и диктату американских финансовых и торгово-промышленных структур. В апреле 1952 г. в Москве прошло международное экономическое совещание, в котором приняли участие представители 49 государств, в том числе Австрии, Финляндии, Аргентины, Китая, Индии и Филиппин. На этом совещании было выдвинуто предложение создать в противовес политико-экономической экспансии США общий рынок товаров, услуг и инвестиций всех социалистических и развивающихся стран без долларовых расчетов. Иными словами, в Москве де-факто началось формирование общего «недолларового» рынка и И.В. Сталин, совершенно верно оценив высокий уровень поддержки этой новаторской идеи, активизировал работу в этом направлении. В феврале-марте 1953 г. по предложению Москвы в столице Филиппин Маниле состоялось региональное экономическое совещание стран Южной Азии и Дальнего Востока и одновременно началась подготовка проведения подобных региональных конференций в Аддис-Абебе, Тегеране, Буэнос-Айресе и даже в Хельсинки. Однако внезапная смерть вождя похоронила этот перспективный проект.»

Рис. 1. И. Броз Тито

Участниками СЭВ являлись все социалистические страны Европы, кроме Югославии. Это было связано с тем, что в 1948 г. возник острый конфликт между советскими и югославскими руководителями. Лидер Югославии Иосиф Броз Тито проводил достаточно самостоятельную политику, что вызывало недовольство И. В. Сталина.

 

Поводом для открытого конфликта Белграда и Москвы стало намерение И.Б. Тито и Г. Димитрова создать мощную федерацию южных славян. С учетом давних противоречий двух государств из-за «македонской проблемы» идея создания Балканской федерации была своеобразной формой растворения этого давнего этно-территориального конфликта двух стран в их тесное сотрудничество в рамках общей федерации. Кроме того, Болгаро-Югославская федерация могла стать центром притяжения других балканских и дунайских государств, что создавало бы реальную угрозу перемещения центра восточноевропейской политики в Белград и появления нового центра силы в социалистическом лагере, что совершенно не могло устроить Москву».

 

«В октябре 1949 г. был расторгнут советско-югославский «Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве», подписанный В.М. Молотовым и И.Б. Тито в апреле 1945 г.»

Советско-югославский конфликт дал старт охоте на сторонников И.Б. Тито и национальных моделей строительства социализма во всех восточноевропейских компартиях. Жертвами этих чисток стали многие видные партийные и государственные деятели стран » «социалистического лагеря, в том числе В. Гомулка (Польша), Р. Сланский (Чехословакия), Л. Патрашкану (Румыния), Л. Райк (Венгрия), Т. Костов (Болгария), К. Дзодзе (Албания) и другие».


Перечислите факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны». 


Образование КНР и советско-китайские отношения

Рис. 2. Чан Кайши, Мао Цзэдун

После окончания Второй мировой войны острейшим очагом международной напряженности оставался Китай, где после разгрома японских оккупантов фактически существовало два правительства — официальное, которое возглавлял лидер партии Гоминьдан Чан Кайши, и коммунистическое, которое возглавлял лидер КПК Мао Цзэдун.

 

Первоначально, пытаясь укрепить правительство Чан Кайши, Москва и Вашингтон подталкивали Гоминьдан и КПК к созданию коалиционного правительства, поскольку они не сразу смогли оценить степень непримиримости этих политических сил, между которыми шло беспрецедентно жесткое противостояние, основанное на революционной и консервативно-традиционалистской моделях китайского национализма.

Гипотетически существовало четыре возможных варианта «китайской политики» — буферный, просоветский, проамериканский и националистический. СССР и США изначально тяготели к первому варианту, поскольку, опираясь на печальный опыт Японии, прекрасно понимали, что не смогут целиком включить Китай в сферу своего влияния. Однако в марте 1946 г. после эвакуации советских войск с территории Маньчжурии и срыва переговоров о создании коалиционного правительства, шедших в Чунцине под патронатом американского дипломата П. Херли, в стране возобновилась широкомасштабная гражданская война. В этой ситуации Чан Кайши попытался договориться со И.В. Сталиным и послал на переговоры в Москву своего сына Цзянь Цзинго, но они завершились безрезультатно. Тогда в начале 1947 г. Чан Кайши начал наступление против Народно-Освободительной армии Китая (НОАК) и захватил столицу коммунистов Яньань. Но вскоре ситуация кардинально изменилась, и в конце 1948 г. вооруженные силы НОАК в составе 1-й (Пэн Дэхуай), 2-й (Лю Бочэн), 3-й (Чэнь И) и 4-й (Линь Бяо) армий нанесли сокрушительное поражение правительственным войскам и в январе 1949 г. вошли в Пекин.

 

В этой ситуации И.В. Сталин, опасаясь вооруженного вмешательства в китайский конфликт американской стороны, что грозило обернуться новой мировой войной, сумел возобновить мирные переговоры между Чан Кайши и Мао Цзэдуном. В апреле 1949 г., убедившись в слабости Гоминьдана и нежелании США поддерживать его режим, НОАК возобновила свое наступление и, форсировав Янцзы, в конце мая 1949 г. заняла Нанкин и Шанхай. Остатки армии Чан Кайши эвакуировались на Тайвань, а победившая КПК 1 октября 1949 г. провозгласила создание Китайской Народной Республики (КНР), президентом которой стал Мао Цзэдун.

 

В ноябре 1949 г. в Москве начались советско-китайские переговоры, которые завершились в феврале 1950 г. подписанием «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и КНР», который прямо предусматривал обязательство сторон по оказанию вооруженной поддержки двух стран в случае возникновения войны.

Американская администрация расценила этот договор как прямой вызов США, хотя непосредственно он был направлен против Японии. С этого момента начался поворот азиатской политики США от опоры на дружественный буферный Китай к поиску новых союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В первые послевоенные годы США и СССР делали ставку на сохранение статус-кво в АТР».


Почему Китай выбрал путь социалистического развития и модернизации? Каковы были особенности советско-китайских отношений в послевоенный период?


После окончания Второй мировой войны на территории Корейского полуострова, который давно являлся колониальным владением Японии, возникли советская и американская оккупационные зоны, границей которых стала 38-я параллель. В августе-сентябре 1948 г. на территории этих зон возникло два суверенных государства - Северная Корея (КНДР), где к власти пришли коммунисты во главе с Ким Ир Сеном, и Южная Корея (РК), где к власти пришли проамериканские силы во главе президентом Ли Сын Маном.

Выработанная для Кореи буферная формула стабильности могла работать только при взаимопонимании ее гарантов - СССР и США. Но при начавшейся деградации советско-американских отношений эта формула сразу дала сбой и вызвала первый военный конфликт, который принято называть Корейской войной (1950-1953).

На основе архивных документов удалось установить, что советское политическое руководство было в курсе планов Ким Ир Сена начать войну с южным соседом. Более того, советское военное командование на Дальнем Востоке в лице главкома войск ДВ маршала Р.Я. Малиновского и командующего ДВО генерал-полковника Н.И. Крылова принимало частичное участие в составлении плана возможных военных операций, однако установить причастность И.В. Сталина к непосредственной разработке этих планов до сих пор не удалось.

 

25 июня 1950 г. северокорейские войска перешли демаркационную линию и с боями стали продвигаться в направлении Сеула. В «тот же день Совет Безопасности ООН принял резолюцию с осуждением этой военной акции и потребовал немедленно отвести войска КНДР за 38-ю параллель. 27 июня, не дожидаясь повторного обсуждения корейского вопроса на СБ ООН, президент Г. Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам оказать всемерную помощь южнокорейским войскам, положение которых было отчаянным. Руководство этой операцией было поручено генералу Д. Макартуру - командующему оккупационными американскими войсками в Японии. В тот же день Совет Безопасности ООН принял новую резолюцию с общей рекомендацией всем странам ООН оказать помощь Южной Корее. Однако 28 июня северяне взяли Сеул и отбросили южнокорейскую армию далеко на юг, где она удерживала лишь небольшой плацдарм в районе порта Пусан, где предполагалась высадка американских экспедиционных войск.

 

7 июля Совет Безопасности ООН принял третью резолюцию, в которой предусматривалось создание многонационального контингента сил ООН в Корее под американским командованием. С этого момента американское вмешательство в корейский конфликт получило правовое обоснование, а американские вооруженные силы стали действовать под флагом ООН. В результате военная обстановка на фронте резко изменилась и отступать теперь пришлось северянам. Осенью 1950 г. американские войска, выйдя за рамки мандата ООН, не только очистили территорию Южной Кореи от северян, но и, предприняв ряд наступательных операций, взяли Пхеньян и вышли к границам КНДР с КНР и СССР. Теперь война фактически шла не за восстановление статус-кво, а за объединение двух Корей.

 

В этой ситуации по настоятельной просьбе СССР и КНДР в октябре 1950 г. в войну вступила Китайская Народная Республика, 270-тысячная армия под командованием маршала Пэн Дэхуая перешла китайско-северокорейскую границу и, остановив продвижение американо-ооновских сил, неожиданно перешла в контрнаступление. Пользуясь численным превосходством, китайские войска вытеснили противника с территории КНДР и стали стремительно продвигаться к Сеулу, который вновь пал в январе 1951 г.

 

Войска ООН, основу которых составлял американский контингент, оказались в тяжелейшем положении, им грозило полное уничтожение. Ввиду угрозы военной катастрофы главком вооруженных сил генерал Д. Макартур предложил администрации США расширить масштаб военной операции и нанести прямой удар по КНР. Администрация Г. Трумэна, опасаясь эскалации военного конфликта и вмешательства в конфликт СССР, который был связан советско-китайским договором 1950 г., отвергла это предложение.

 

Более того, генералу Д. Макартуру была направлена директива Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ), которая предписывала рассмотреть вопрос о немедленной эвакуации американских войск с территории Кореи. Нарушив это указание, 23 марта 1951 г. Д. Макартур выступил с ультиматумом в адрес КНР, в котором прямо пригрозил применить против нее ядерное оружие, если наступление китайских войск не будет остановлено.

 

В Москве, Вашингтоне, Лондоне и Париже возникла атмосфера тревожного ожидания, поскольку новой «большой войны» никто не хотел. Советское руководство предприняло энергичные шаги, чтобы убедить КНР отказаться от плана уничтожения американской группировки, и наступление китайских сил было прекращено. Более того, ооновские вой «ка даже смогли перейти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к 38-й параллели, которая в основном совпала с демаркационной линией, существовавшей до начала войны. В начале апреля 1951 г. генерал Д. Макартур был смещен со своего поста, а в июле 1951 г. при негласной поддержке СССР в Кэсоне начались переговоры представителей КНДР, КНР и США. Боевые действия не прекратились, но стали носить спорадический и локальный характер.

 

Корейская война и особенно «ультиматум Макартура» произвели шоковое впечатление на американских союзников в Европе. Серьезный риск новой «большой» войны из-за незначительного, как казалось в европейских столицах, конфликта на азиатском континенте представлялся в Париже и Лондоне неприемлемым. Поэтому глава британского правительства К. Эттли после консультаций со своим парижским коллегой Р. Плевеном отправился в Вашингтон, где добился согласия президента Г. Трумэна не применять ядерного оружия без консультации со всеми союзниками по НАТО.

 

В начале 1953 г., после прихода к власти нового президента США генерала Д. Эйзенхауэра и смерти И.В. Сталина, переговорный процесс по корейской проблеме получил новый импульс и завершился 27 июля 1953 г. подписанием договора о прекращении огня, который положил конец Корейской войне, хотя мирный договор между двумя странами не подписан до сих пор.

Рис. 3. Корейская война 1950-1953 гг.

Корейская война была первым вооруженным конфликтом времен «холодной войны» и явилась прообразом многих последующих военных конфликтов в разных регионах мира. Она фактически создала «модель локальной войны», когда две сверхдержавы «воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия, что вывело «холодную войну» в новую, более острую фазу противостояния двух мировых лагерей.


Расскажите о корейской войне. 


Наращивание вооружений 

 

1945 г. – сер. 50-х гг. – ликвидация военного превосходства США, основанного на монопольном владении ими атомным оружием, создание советского ядерного оружия и средств его доставки; создание новейших образцов обычного вооружения; развитие реактивной авиации.

 

Важнейшее направление военной политики СССР на первом этапе:
 

  • Реорганизация Вооруженных Сил, их значительное сокращение. Предстояло обеспечивая высокую боеспособность и боеготовность войск, безопасность государства, сократить Вооруженные Силы, насчитывавшие к концу войны 11365 тыс. чел. Сокращение Вооруженных Сил проводилось путем расформирования соединений и частей, перевода сохраняемых на новые штаты. Процесс демобилизации в основном завершился к началу 1948 г., из армии и флота было уволено около 8,5 млн. чел. 33-х призывных возрастов. Численность Вооруженных Сил составила 2874 тыс. чел. Были приняты меры по сохранению в ВС лучших военных кадров, способных решать задачи строительства Вооруженных Сил в мирных условиях. С этой целью не разрешалось увольнять офицеров, имеющих высшее военное, военно-техническое, военно-политическое образование;
  • Вывод советских войск из освобожденных стран. Осенью 1945 г. советские войска были полностью выведены из Югославии, Чехословакии и Норвегии, с датского острова Борнхольм – к апрелю, из Ирана и Китая – в мае 1946 г. В декабре 1947 г. советские войска покинули Болгарию, в декабре 1948 г. – Северную Корею, в 1955 г. – Австрию, Румынию, Венгрию. В Финляндии в районе Порккала-Удд Советский Союз имел свою военно-морскую базу и небольшой гарнизон, охранявший ее. В сентябре 1955 г. СССР добровольно вывел с арендованной территории все корабли и гарнизон. 1955 г. был отмечен выводом советских войск из Порт-Артура, все сооружения в районе базы СССР безвозмездно передал Китаю. Исключение составили Германия (Группа советских оккупационных войск, с 1949 г. – Группа советских войск в Германии) и Польша (Северная группа войск) для поддержания коммуникаций с ней;
  • Совершенствование системы управления Вооруженными Силами. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования. В феврале 1946 г. произошла реорганизация Народных комиссариатов обороны и Военно-Морского Флота. Руководство армией, авиацией и флотом возглавил Наркомат Вооруженных Сил (с марта 1946 г. – Министерство Вооруженных Сил, с марта 1953 г. – Министерство обороны СССР). В первые послевоенные годы Вооруженные Силы СССР имели трехвидовую структуру – Сухопутные войска, Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот. Организационной самостоятельностью обладали войска ПВО страны и воздушно-десантные войска. К Вооруженным Силам относились пограничные войска КГБ СССР и внутренние войска МВД СССР. Управление ими осуществляли соответствующие главнокомандующие и главные штабы. В целях быстрого и организационного сокращения армии и перевода ее на мирное положение значительно увеличилась численность военных округов. К 1 октября 1945 г. их было 32, затем по мере сокращения Вооруженных Сил упраздняются и округа (1946 г. – 21, с нач. 50-х – 16);
  • Изменения в системе подготовки военных кадров. Начался переход от ускоренной подготовки кадров к планомерной, четко организованной учебе на основе стабильных программ. В военных училищах вводится двух-, а затем трехгодичный срок обучения. Наряду с совершенствованием существующих академий и училищ создаются новые (в 1946-1953 гг. открыты 4 академии и 32 военных училища) в основном инженерно-технического профиля. Увеличилась численность слушателей и курсантов, менялся профиль их подготовки, на преподавательскую работу направлялись офицеры, имевшие боевой опыт;
  • Перевооружение войск и сил флота. Главная задача состояла в создании вооружения, количественно и качественно не уступающего вооружению вероятного противника и обеспечивающего решение задачи по защите Родины. Широкое распространение получили автоматы, пистолеты, пулеметы, ручные и станковые пулеметы, рассчитанные на унифицированный 7, 62 мм патрон. Количество образцов оружия сократилось вдвое. В послевоенные годы значительно возросли боевые и маневренные возможности артиллерии. На вооружение поступили новые пушки и гаубицы, радиолокационные станции обнаружения и засечки наземных целей.

Рис. 4. Т-54

Появились безотказные противотанковые орудия с повышенной системой автоматизации. Дальнейшее развитие получило реактивное оружие. Совершенствовалась бронетанковая техника. На вооружение поступил средний танк Т-54, созданный группой конструкторов под руководством А.А. Морозова.

Рис. 5. МиГ-15

Войска связи получили усовершенствованные КВ и УКВ радиостанции, новые типы специальных радиоприемников, подвижных узлов связи, радиорелейных линий.

В послевоенный период советская военная авиация перешла от поршневых самолетов к реактивным и турбовинтовым. К нач. 50-х гг. конструкторские бюро А.И. Микояна, М.И. Гуревича, С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева создали реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17; Ла-15, Як-17, Як-23. 

Рис. 6. Ил-28

В бомбардировочную авиацию поступают самолеты Ту-4, Ту-16, Ил-28 конструкторов А.Н. Туполева, В.С. Ильюшина

 

Усиливается военно-техническая оснащенность ВМФ. К 1953 г. 30 % боевых кораблей в составе флота было построено после войны. Это новые серии крейсеров и эсминцев, дизельные, а затем и атомные подводные лодки;

Создание и принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия

Рис. 7. Водородная бомба

Самоотверженный труд ученых, конструкторов, инженеров и рабочих позволил в 1947 г. Советскому правительству официально заявить, что секрета атомной бомбы не существует, а в 1949 г. было осуществлено первое ее испытание. В 1953 г. была испытана водородная бомба.

К нач. 1954 г. ВС располагали ядерным оружием различной мощности, средствами его доставки, экспериментальными данными о поражающей  силе  его,  способах  и  средствах

защиты.


Рис. 8. М.Т. Калашников

Михаил Тимофеевич Калашников (1919-2013 гг.):
 

Советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук (1971), генерал-лейтенант (1999), создатель всемирно известного автомата Калашникова (АК), первые образцы которого были приняты на вооружение в 1947 г. Герой Российской Федерации (2009). Дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976). Лауреат Ленинской премии (1964) и Сталинской премии (1949). Кавалер ордена Андрея Первозванного.


Вывод

Враждебность между двумя сверхдержавами на фоне продолжения войны в Корее, отсутствие ядерного паритета между СССР и США стимулировали рост гонки вооружений на Западе.

Развязывание «холодной войны» положило начало разделению Европы и всего мира на два враждующих военно-политических лагеря.


Каким образом СССР стремился установить военный паритет с США?


Контрольные вопросы:

 

  1. Составьте схему «Международные отношения во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.».
  2. Покажите на карте социалистические страны. Охарактеризуйте геополитическое положение Советского государства.


Предыдущий урок
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
Следующий урок
Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
Современная история России (1945-2020 гг.)
Поделиться:
  • Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

    История

  • Экстремумы функции

    Алгебра

  • Описанный четырёхугольник

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке