Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 11 класс
  • История
  • Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Культура во второй половине XX — начале XXI в.

Конспект урока: Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Культура во второй половине XX — начале XXI в.

Современный мир и новые вызовы ХХI века

25.04.2024
3416
0

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Культура во второй половине XX — начале XXI вв.

 

План урока

  • Главные тенденции развития
  • Прибалтийские государства
  • Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
  • Конфликты на постсоветском пространстве
  • Наука в 1945–1960-е гг.
  • Завершение эпохи модернизма. Литература
  • Искусство кино. Изобразительное искусство
  • Интернет и становление глобального информационного пространства
  • Новые ценности
  • Общая характеристика постмодернизма
  • Постмодернизм в архитектуре
  • Постмодернизм в кино
  • Постмодернизм в литературе

Цели урока

  • знать историю развития постсоветского пространства после развала СССР
  • уметь охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР
  • знать последствия национальных конфликтов
  • знать, как развивалась культура после Второй мировой войны
  • уметь увидеть взаимосвязь между развитием новых технологий и культурой
  • знать, что такое феномен «постмодернизма»
  • знать наиболее выдающиеся произведения литературы, изобразительного искусства, архитектуры и кинематографа

Разминка

  • Когда был образован СССР?
  • Какие республики и когда вошли в его состав?
  • Какие направления в искусстве начала XX в. вы знаете?
  • Что такое модернизм или модерн?

 

Вступление

 

После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств. В их развитии проявились общемировые тенденции: стремление к региональной интеграции вокруг различных центров силы, возникновение новых региональных конфликтов, в том числе вооружённых. В 90-е годы все страны постсоветского пространства встали на путь экономической и политической модернизации. В широком смысле под модернизацией подразумевается процесс политических и экономических изменений, накопление новых черт и свойств в политической и экономической системах. В узком смысле под модернизацией понимается процесс развития от традиционного общества к современному. 90-е годы в постсоветской истории получили определение «лихие», анархические, «смута». Политические и экономические реформы, проводимые государственными структурами, привели к падению промышленного производства. В ряде случаев это падение достигало 70–80 %. Эти цифры соответствуют процессам обнищания масс. Несмотря на отсутствие официальных показателей черты бедности в те годы, её уровень, очевидно, достигал тех же 70–80 %. 

Главные тенденции развития

Государства, образовавшиеся после распада СССР, географически можно разделить на следующие группы:

  • прибалтийская: Латвия, Литва, Эстония;
  • восточноевропейская: Молдавия, Украина, Белоруссия;
  • центрально-азиатская: Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан;
  • закавказская: Армения, Грузия, Азербайджан.

 

По отношению ко всем этим государствам Россия занимает особое географическое положение. После распада СССР она пыталась консолидировать территорию постсоветских государств, но вскоре отказалась от этого замысла и сосредоточилась на сохранении своего единства. В итоге каждая страна, существующая на постсоветском пространстве, стала искать с кем объединиться, заключить партнёрство. Расположенные к западу от РФ государства, а также Грузия, ориентировались на Евросоюз и НАТО. Внутренняя политика этих стран строилась вокруг борьбы пророссийских и проевропейских сил.

 

Армения ориентировалась на Россию, во многом это объяснялось наличием исторических противоречий с Турцией, а также конфликта с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Азербайджан же, в свою очередь, больше тянулся к Ирану и Турции. 

 

В Центрально-Азиатском регионе на лидирующие позиции выдвинулся Китай. Таджикистан не отличался спокойной обстановкой из-за борьбы советских и исламистских сил, обстановка в Афганистане также не способствовала стабильности. Туркмения выбрала путь самоизоляции. Узбекистан сосредоточился на поддержании внутренней стабильности, отстаивании своих интересов в отношении с соседями. Казахстан выступил с инициативой создания Евразийского союза. Основным для данной страны стал вопрос выстраивания отношений с Россией, сохраняя при этом дружественные отношения с Китаем. Наладить контакты с бывшими советскими республиками пытались и США. Всё это усложняло для России задачу стать центром притяжения на постсоветском пространстве. 

 

Правительство РФ сосредоточилось на развитии отношений с Казахстаном и Белоруссией. Эти три страны превратились в ядро евразийского интеграционного объединения. За исключением Армении все новые государства были многонациональными. Поэтому с утверждением государственности рос национализм. В странах нередко вспыхивали межнациональные конфликты и даже гражданские войны. Обострялись отношения с соседями. 

Прибалтийские государства

В 1920–1940 гг. Литва, Латвия и Эстония были независимыми, поэтому они первыми откололись от СССР и объявили о своей свободе. Эти три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО). В 2004 году прибалтийским государствам удалось стать их членами. Став независимыми, они ввели в практику юридический термин неграждане. Граждане, в свою очередь, — это только те, кто проживал на территории стран до 1940 года. Неграждане лишены избирательных прав, возможности работать в правоохранительных органах и государственном аппарате. Это сделано для ограничения влияния русскоговорящей общины, стремящейся к сближению с Россией. Число неграждан постепенно сокращается, но все же по состоянию на 2015 год в Латвии проживает 250 тыс. неграждан из 
2 млн населения.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве 

8 декабря 1991 г. в Вискулях — белорусской правительственной резиденции, расположенной в центре Беловежской пущи, — лидеры России, Украины и Белоруссии — Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич — объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 10 декабря украинский и белорусский парламенты ратифицировали «Беловежское соглашение», а 12 декабря к ним присоединился Верховный Совет РСФСР. Одновременно было принято постановление «О денонсации Договора об образовании СССР», принятого в 1922 г.


Денонсация (от франц. denoncer — расторгать) — это отказ одной из сторон от исполнения международного договора, способ прекращения действия двустороннего или выхода из многостороннего международного договора.


21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились ещё восемь республик бывшего СССР (кроме стран Прибалтики и Грузии). 25 декабря М. С. Горбачёв объявил о сложении с себя полномочий Президента СССР, а Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики — Российская Федерация (Россия). С флагштока над куполами Кремля был спущен красный флаг и заменён трёхцветным российским. Так буднично в условиях демократии распался «единый, могучий» Советский Союз. Среди россиян возобладала тогда наивно-утопическая вера в возможность быстрого развития Российской Федерации и создания либеральной демократии западного типа.

 

Главной особенностью интеграционных процессов на постсоветском пространстве можно считать то обстоятельство, что они были начаты в момент возникновения новых независимых государств и одновременно — их общественно-политической и экономической трансформацией, которая привела, в частности, к глубокому экономическому кризису. Экономическая интеграция происходила одновременно с другими глубинными общественными процессами и под их влиянием. Перед новыми государствами возникли чрезвычайно сложные задачи, которые должны выполняться одновременно: 

  • формирование собственно государства (одновременно с изменением методов государственного управления экономикой — так называемой «революцией менеджеров»);
  • трансформация экономики на рыночных принципах;
  • адаптация к жёстким международным условиям норм и правил международного разделения труда и торговли.

Кроме того, новые независимые государства вышли на мировое экономическое пространство как самостоятельные игроки и, с одной стороны, попали под влияние мировых тенденций и жёстких условий глобального экономического развития, с другой же — получили возможность выбора как торговых партнёров, так и направлений торговой интеграции. Следовательно, процессы региональной и субрегиональной экономической интеграции на постсоветском пространстве происходили под влиянием комплекса разнообразных факторов как локального, так и глобального характера. Эти факторы в сочетании привели к последствиям. 

 

Произошла трансформация общественно-политического строя. Характерной особенностью советского экономического пространства был высокий уровень монополизации и концентрации производственных мощностей, обусловленный не только едиными централизованными, хозяйственными, энергетическими системами, но и жёстким администрированием. Таким образом, новые государственно-политические элиты получили в наследство крупные монополизированные производственные комплексы и хозяйственные механизмы, направленные на централизованный контроль и распределение материальных и финансовых ресурсов. На этом фоне избранные финансово-промышленные группы получали самые разнообразные преференции, что никоим образом не могло содействовать внедрению конкурентных основ и свободного предпринимательства. Последствиями стало, во-первых, полное разрушение прежних межреспубликанских хозяйственных связей (несмотря на многочисленные институциональные попытки их восстановления), во-вторых, угнетение малого и среднего предпринимательства, в развитии которого не заинтересованы ни власть, ни крупный национальный капитал.

 

Иными словами, на пространстве СНГ к 2015 г. сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических и психотропных веществ.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, страны-наблюдатели — Украина, Молдавия, Армения. ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
  • Таможенный союз (ТС) — Белоруссия, Казахстан, Россия. При взаимной торговле между странами-участниками ТС не взимаются таможенные пошлины, не применяется большинство ограничений экономического характера. Основу ТС составили 40 договоров на международном уровне, принятых в течение 2009 г. С июня 2010 г. вступил в силу и стал применяться на территории стран-участников Таможенный кодекс. К июлю 2011 г. на границах этих государств был отменён транспортный контроль.
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия. ЕЭП заработало на территории трёх стран с июля 2012 г.
  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС), действующий с 1 января 2015 г., — экономический союз государств Таможенного союза и Единого экономического пространства: России, Белоруссии, Казахстана и Армении. В процессе вступления в союз на начало 2015 г. находится Киргизия.
  • Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 г.). 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС было принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС – ЕврАзЭС, т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы.

Отдельные государства СНГ входят в состав международных организаций. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996–1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кв. км, т. е. 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты.

Конфликты на постсоветском пространстве

Начиная с конца 1980-х годов, на территориях постсоветского пространства было зафиксировано в общей сложности 6 региональных войн, 20 кратковременных вооружённых столкновений, свыше 100 невооружённых конфликтов.
 

В общей сложности в районах бывшего СССР, затронутых конфликтами, проживало свыше 10 млн человек. Сколько из них погибло в ходе конфликтов, точно не установлено до сих пор. Наиболее остро на постсоветском пространстве стоит проблема с вооружёнными конфликтами. Условно все они подразделяются на три типа:

  • конфликты, имеющие форму гражданской войны;
  • конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
  • конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств к реализации своих прав на самоопределение.

Все они периодически разгораются с новой силой. 

 

Некоторые примеры конфликтов на постсоветском пространстве. Итак, после распада Советского Союза бывшие союзные республики столкнулись с обострением обстановки на постсоветском пространстве, приведшей к возникновению региональных кризисов и конфликтов. 

 

Приднестровский конфликт возник в 1989 году между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой из-за части левобережья Днестра, на которой практически в равных пропорциях проживали русские, украинцы и молдаване. После распада СССР он ещё более обострился: началось вооружённое противостояние, приведшее к многочисленным жертвам. Благодаря вмешательству со стороны России вооружённые действия были прекращены. Сегодня безопасность в регионе обеспечивается совместными миротворческими силами России, Приднестровья, Молдавии и военными наблюдателями от Украины. 

 

Этнополитический Грузино-югоосетинский конфликт начался ещё в конце 1980-х годов. Разгорелся он в Грузии между центральным руководством страны с одной стороны и Республикой Южная Осетия — с другой. Отношения между ними обострились из-за активизации в последние годы существования Союза национальных движений и стремлению малых народов к повышению собственного статуса. В результате ослабления государственной власти, последовавшего за распадом СССР, конфликт разгорелся ещё больше. В общей сложности в ходе боевых действий погибло свыше тысячи человек, ещё более 2,5 тысяч было ранено. Столкновения были прекращены лишь в июне 1992 года, после подписания Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. 

 

Вооружённый конфликт в Карабахе 1991–1994 гг. разгорелся между руководством Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, поддержанной Арменией. Объектом споров стал сам Нагорный Карабах и территории, к нему прилегающие. Азербайджан потерпел поражение, победа досталась армянской стороне. 

 

В 1992–1993 годах между Грузией и Абхазией разразился вооружённый конфликт, в общей сложности унёсший жизни более 5 тысяч человек. Соглашение о временном прекращении огня между сторонами было подписано в Сочи в июле 1993 года (Россия выступала гарантом). С лета 1994 года на территории Абхазии на постоянной основе присутствуют миротворческие силы СНГ. 

 

Говоря о конфликтах на постсоветском пространстве, нельзя обойти стороной Первую и Вторую чеченские кампании, проводимые на территории Чечни и приграничных регионах Северного Кавказа с целью удержания Чечни в составе России. В первом случае речь официально шла о восстановлении конституционного порядка, а во втором — о проведении контртеррористических операций. 

 

Начиная со второй половины 1990-х годов, начала обостряться ситуация в Панкисском ущелье на грузинской территории, что к 2008 году привело к конфликту в Южной Осетии и вспышке общей напряжённости в мире. В ночь с 7 на 8 августа Грузией была предпринята попытка навязывания силового решения конфликта Южной Осетии, которая на тот момент находилась в статусе непризнанной республики. Россия ввела в Южную Осетию свои войска. В конце августа Россией была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре между государствами были установлены дипломатические отношения.

 

Одним из последних конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, стал кризис на Украине 2014 года. По стране прокатился так называемый Евромайдан, приведший к насильственной смене власти в стране. Украина вступила в Евросоюз, а Крым был аннексирован Россией. В целях урегулирования конфликта были приняты Минские соглашения. 


Минские соглашения  — пакет документов, принятый в 2014–2015 годах для урегулирования ситуации на юго-востоке Украины. 


Наука в 1945–1960-е гг.

Рис. 1. Спутник

После окончания Второй мировой войны человечество стало работать над восстановлением порушенного мира. Создавались новые предприятия и научные школы. Научно-техническая революция (НТР) не была бы возможной без базовых знаний, накопленных человечеством за предшествующий период своего развития. НТР и последующий за ней научно-технический прогресс (НТП) был напрямую связан с появлением «общества потребления», а начиная с 1970-х гг. и «информационного общества». Наука окончательно встала на службу человеческому обществу.

 

Яркими примерами НТП можно считать успехи в освоении космоса: запуск первого в мире спутника (СССР, 1957 год), полёт первого человека в космос (СССР, 1961 год), выход человека в открытый космос (СССР, 1965 год), полёт человека на Луну (США, 1969 год) и т. д. Промышленность создавала космические корабли, луноходы, отправляла спутники к Венере, Марсу, другим планетам Солнечной системы (см. рис. 1).

В 1960–1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивались электроника и компьютеризация. Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла ему новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия — телевизоры, приёмники и т. д.

Рис. 2. Трансформация телефонов

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950–1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам. От мощных, занимающих целые этажи компьютеров — к переносным гаджетам 
(см. рис. 2).

 

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т. н. нанотехнологии, новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.


Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество — это общество XXI и последующих за ним веков.


Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признаёт человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные, стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомбы. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

 

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство

Переход к постиндустриальному обществу, глобализация и развитие новых технологий, несомненно, повлияли на развитие культуры и общественной мысли. Возникли не только новые художественные направления, с началом эпохи постмодернизма изменилась концепция восприятия произведения искусства читателем или зрителем.

 

В послевоенные годы кино стало самым массовым видом искусства. Мировое лидерство в кинематографе принадлежало Италии, Франции, США.

 

После войны большую популярность приобретают фильмы лёгкого жанра — мюзиклы. В силу экономических причин в Европе снимать такое кино было трудно, поэтому мир завоёвывает американская продукция «фабрики грёз» — Голливуда. Производство фильмов ставится на поток и превращается в индустрию. Именно в Америке происходит техническая революция кино: появление цветной плёнки и широкого экрана, позволявшего делать панорамные съёмки. Последнее, в совокупности с наличием дешёвой массовки (безработица и неразвитость профсоюзов), диктовало выбор сюжета. Стали снимать исторические эпопеи: «Семь заповедей», «Земля фараонов», «Клеопатра», «Закат империи», «Триста спартанцев», «Подвиги Геракла». Интерес Голливуда к мировой истории был обусловлен также политикой мировой экспансии США, которые своей истории как таковой не имели.

Из литературы в кино переходит жанр научно-популярной фантастики. Киносага Джорджа Лукаса «Звёздные войны» и «Космическая одиссея 2000 года» Стенли Кубрика на десятилетия вперёд определяли рамки развития этого жанра.

 

Творчество С. Кубрика заслуживает особого внимания, так как являет собой пример редкого для американского кинематографа элитарного психологического кино, пользующегося при этом массовой популярностью. Кубрик был родом из Англии, но карьеру сделал в Голливуде. Можно сказать, что он «ставил точки» на тех темах, за которые брался:

  • «Спартак» — последний исторический фильм с масштабными массовыми батальными сценами;
  • «Заводной апельсин» — самый значимый из череды фильмов о проблемах молодёжной преступности;
  • «Цельнометаллический жилет» — наиболее глубокий фильм на тему войны во Вьетнаме.

Так как кино в Америке превратилось в отрасль индустрии, среди актёров и режиссёров, как на производстве, произошла жёсткая специализация по амплуа и жанрам. Однако из этого правила всегда были исключения, самыми яркими из которых являются Стивен Спилберг и Френсис Коппола. Их работа в любых жанрах — это всегда высокое произведение искусства и в то же время великолепное и увлекательное зрелище.

 

Италия стала родоначальницей неореализма в кино. Темы из жизни современников — простых людей, — рассказанные простым языком. Рамки этого стиля не помешали развиться таланту самых разных режиссёров:

  • Федерико Феллини (ранний период творчества): «Они бродили по дорогам», «Сладкая жизнь»;
  • Паоло Пазолини начинал как неореалист, затем стал языком этого направления экранизировать классические произведения: «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Тысяча и одна ночь», «Семь дней Содома»;
  • Франко Дзеффирелли — так же языком неореализма экранизировал классику и даже оперы («Ромео и Джульетта», «Травиата»).

Испания стала родоначальницей сюрреалистического направления в искусстве. Первым фильмом в этом стиле стал «Полуденный пёс», снятый Бунюэлем совместно с Дали ещё до войны. Затем Дали полностью отдался живописи, а Бунюэль продолжал кинематографическую деятельность («Полуденная красавица», «Скромное обаяние буржуазии»).

 

В Японии подлинно национальным гением, получившим международное признание, стал Акиро Куросава. Он экранизировал мировую классику, перенося действие в Японию, при этом сохраняя дух произведений. Поражение Японии во Второй мировой войне, вызвавшее духовный кризис нации, нашло отражение в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот». События фильма разворачивались в послевоенной Японии, а герой князя Мышкина превратился в контуженного во время войны самурая. Экранизация драмы «Макбет» получила первый приз на кинофестивале, посвящённом Шекспиру, в Англии как самый шекспировский фильм. Обращался Куросава и к отечественной истории: фильмы «Семь самураев», «Тень воина».

 

В Англии особо выделяется Питер Брук, являющийся одновременно театральным и кинорежиссером. Его экранизации Шекспира «Король Лир», «Отелло» — это новый взгляд на классику, в котором главным является не антураж, а текст.

 

Визитной карточкой кинематографа Швеции по праву является мастер психологического кино Ингмар Бергман. Он создаёт фильмы ни про что и про всё одновременно. В его картинах чутко улавливается ментальность северных народов: сдержанность в открытом выражении своих чувств («Фани и Александр», «Осенняя соната», «Пятая печать»).

 

Во Франции Клод Лелуш своим фильмом «Мужчина и женщина» задал основное кредо французского кино: жизнь героя гораздо интереснее, чем сюжет.

 

В странах Восточной Европы в области кино, как и в сфере культуры вообще, социалистические правительства проводили двойную политику: с одной стороны, была жёсткая система партийного контроля, с другой — «реверансы» в сторону Запада в виде идей демократической свободы в искусстве. Это способствовало развитию интересного самобытного кинематографа, получившего мировое признание. Особенно следует выделить кино Польши и Венгрии.

 

В Польше выделяются своим творчеством Ежи Гофман, Анджей Вайда и Роман Полански.

 

Гофман экранизировал трилогию национального исторического романиста Генриха Сенкевича: «Пан Валдаевский», «Огнём и мечом», «Потоп», раскрывающие наиболее значимые моменты польской истории. Отечественным зрителям он так же знаком по мелодраме «Знахарь».

 

Вайда обращался как к трагическим моментам отечественной истории, так и к современным проблемам: «Пепел и Алмаз» (Польша в наполеоновских войнах); «Канал» (восстание в Варшаве 1944 г.); «Человек из мрамора» (социальные проблемы социалистической Польши). Вынужден был эмигрировать в Америку, что, к сожалению, негативно отразилось на его творчестве, которое было слишком тесно связано с национальными интересами Польши.

 

Полански эмигрировал в США достаточно рано, привнеся в американский кинематограф свежую струю. Он является создателем жанра «экшен» — интеллектуального триллера. Самая знаменитая его работа — «Ребёнок Розмари». Это экранизация культового романа периода молодёжной революции 60-х гг. ХХ века.

 

Ярким представителем национального кинематографа Венгрии является Иштван Сабо, так же обращавшийся к отечественной истории, но использовал в качестве сюжетов не кульминационные её моменты, а предшествующую каким-либо значительным событиям ситуацию: «Полковник Редли» — судьба героя, кадрового офицера, разворачивается накануне Первой мировой войны; «Мефисто» — о судьбе актёра в нацистской Германии.

 

Рост популярности кино повлиял на театральное искусство. Чтобы привлечь зрителя в театр, начался поиск новых выразительных средств: динамика, эксцентрика, высокое эмоциональное напряжение.

 

В ГДР Бертольд Брехт создал новый вид спектакля, основанный на драматических песнях (зонгах). В отличие от оперетты, где первичной была музыка, в подобных постановках основной акцент делался на тексты песен. Высокая динамичность и постоянная смена действия привели к предельному упрощению декораций и костюмов. Если кинематограф по преимуществу стремился к максимально точной детальной передачи реальности, то театр — это в первую очередь условность, которая в постановках Брехта стала выдвигаться на первое место. Это театральное направление завоевало в 70-х гг. ХХ в. мировую популярность, и подобные театры появились во многих странах. В России постановки в стиле Брехта осуществлял театр на Таганке под руководством Юрия Любимова («Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир» и т. п.).

 

В Италии Эдуардо де Филиппо стал использовать формы традиционной итальянской театральной комедии дель арте, где каждый образ — «маска» определённого характера, в постановках на современные темы: «Фелумена Мартурано», «Миллион в брачной корзине».

 

В Ирландии Семюэл Беккет создал новое направление — психологический театр абсурда. Эмоциональное напряжение и раскрытие образов и характеров строится на несоответствии текста, произносимого героями, действию.

 

В музыке развивается лёгкий вокально-инструментальный жанр. Американский джаз (смесь негритянской и «белой» музыки), сопровождавший американских солдат в Европе во время Второй мировой войны, стал господствующим направлением. В противовес в европейских странах стали развивать музыкальные стили, основанные на национальных традициях: во Франции шансон (Эдит Пиаф, Шарль Азновур); в Италии неаполитанская музыкальная школа (репертуар Робертино Лоретти); в Англии шотландское балладное пение во многом стало источником творчества Beatles (именно за мировую популяризацию национальной музыки «ливерпульская четвёрка» получила ордена из рук королевы).

 

Сочетание возможностей новых электронных инструментов с классическими формами привело к появлению нового музыкального жанра — рок-оперы. Отцом-основателем этого жанра стал Эндрю Ллойд Вебер («Иисус Христос — суперзвезда», «Волосы»).

 

Синтез упрощённой литературы и рисунка создал новый жанр — комиксы. Одним из первых героев комиксов стал Супермен. Он появился ещё до войны, но особую известность приобрёл в военные годы, когда истории о Супермене были связаны с боевыми действиями. Тема войны была интернациональна и интересна всем, отсюда международная популярность. Жанр комикса прижился, и в каждой стране появились свои национальные герои (во Франции — Пиф и Геркулес, Астерикс и Обеликс, в Германии — инспектор Варнике).

 

В литературе Западной Германии главной темой первого послевоенного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. Она нашла отражение в рассказах Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1951), в произведениях немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философский роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947), роман Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946) и др.

 

В США продолжали работать знаменитые американские писатели У. Фолкнер и 
Э. Хемингуэй.

 

Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью выбора перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Ж. П. Сартр и А. Камю.

 

Для изобразительного искусства после окончания Второй мировой войны были характерны наличие противоречивых тенденций, смена направлений, стилей, школ, поиск новых приёмов и материалов, широкий диапазон экспериментов — всё это отражало кризисные явления в современном обществе. После войны продолжали творить представители многих авангардистских направлений, возникших ещё в довоенный период. Начиная с 1950-х гг. особую популярность приобрёл абстракционизм. Крупным его представителем был американский художник Дж. Поллок. Он основал «абстрактный экспрессионизм», для которого характерно хаотическое наложение красок на полотно.

 

В те же годы большой популярностью на Западе пользовался сюрреализм. Наиболее известным представителем этого направления был испанский художник С. Дали. Кроме перечисленных, развивались и другие виды искусства (см. табл. 1).

 

Таблица № 1. Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.

 

Направления

Идеи и характерные черты

Представители 

Поп-арт 
(см. рис. 4)

В определённом контексте каждый предмет (материальная вещь) теряет своё первоначальное значение и становится произведением искусства.

Задача художника — не создание художественного предмета, а придание обыденному предмету художественных качеств путём организации определённого контекста его восприятия (изменяются масштаб и материал, обнажается приём или технический метод). Коллажный принцип создания художественного объекта.

Поп-арт направлен на максимальное сближение искусства с жизнью, стирание граней между ними.

Э. Уорхол,
Р. Гамильтон, 
Р. Раушенберг, Дж. Джонс,
К. Ольденбург

Гиперреализм

Стремление к фотографической правдивости изображения.
Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию.

Ч. Клоуз,
Ф. Герч,
Ж. Монорим

Концептуализм

Концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи.
Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видеоматериалов.

М. Дюшан, 
Ж. Коста

Оп-арт (оптическое искусство)

Искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Используя сложные приборы, достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира.

В. Вазарели, 
И. Финци

Кинетическое искусство 
(см. рис.4)

Создание подобия сложных механических устройств.
Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название мобилей. 

 

Рис. 3. Мобиль

Рис. 4. Портрет Мерлин Монро в стиле поп-арт

Интернет и становление глобального информационного пространства 

Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их активное внедрение не только в научную, учебную и производственную деятельность, но и в духовно-культурные сферы, в повседневную жизнь человека.


Слово «Интернет» (Internet) — это сокращение от выражения Interconnected Networks («связанные сети»), то есть в узком смысле оно обозначает глобальное сообщество малых и больших сетей. В более широком смысле Интернет — это глобальное информационное пространство, хранящее огромное количество информации на миллионах компьютеров, которые обмениваются данными друг с другом по различным каналам связи.


Направление развития Internet в основном определяет «Общество Internet», или ISOC (Internet Society). ISOC — это организация на общественных началах, целью которой является содействие глобальному информационному обмену через Internet. Она назначает совет старейшин, который отвечает за техническое руководство и ориентацию Internet.

 

Совет старейшин IAB (Internet Architecture Board или «Совет по архитектуре Internet») представляет собой группу приглашённых лиц, которые добровольно изъявили желание принять участие в его работе. IAB регулярно собирается, чтобы утверждать стандарты и распределять ресурсы (например, адреса). Internet работает благодаря наличию стандартных способов взаимодействия компьютеров и прикладных программ друг с другом. Наличие таких стандартов позволяет без проблем связывать между собой компьютеры производства разных фирм. IAB несёт ответственность за эти стандарты, решает, нужен ли тот или иной стандарт и каким он должен быть.

 

У каждого пользователя в Internet имеется своё мнение относительно того, как должна функционировать сеть. Пользователи Internet выражают свои мнения на заседаниях инженерной комиссии IETF (Internet Engineering Task Force). IETF — ещё один общественный орган; он собирается регулярно для обсуждения текущих технических и организационных проблем Internet. Если возникает достаточно важная проблема, IETF формирует рабочую группу для дальнейшего её изучения. Рабочие группы выполняют много различных функций — от выпуска документации и принятия решений о том, как сети должны взаимодействовать между собой в специфических ситуациях, до изменения значений битов в определённом стандарте. Доступ к Интернету сегодня стал насущной потребностью, многие специалисты просто не мыслят себя вне Сети, и в среднем каждый пользователь «проживает» в Интернете около 50–70 часов в месяц.

Новые ценности

В XX веке ушло в прошлое индустриальное общество. Человек перестал быть маленькой деталью в большом механизме. Люди начали осознавать ценность каждой жизни, её уникальность. Развитие информационных технологий расширило возможности для взаимодействия между людьми. Коммуникация заняла важное место в повседневной жизни.

 

С одной стороны, стал формироваться единый рынок, на котором господствуют общие стандарты. Люди смотрят одни и те же популярные фильмы, слушают одинаковую музыку. Культура стала массовой.

 

С другой стороны, началось возрождение интереса к национальным традициям, стремление к самобытности. Появился интерес к исчезнувшим культурам и цивилизациям. Появление свободного времени и увеличение благосостояния предоставили людям возможность для самообразования, участия в работе общественных организаций. Таким образом, главной чертой современного общества можно назвать взаимодействие.

Общая характеристика постмодернизма

Во второй половине XX века наступил новый период развития искусства, получивший название постмодернизм. Его возникновение стало следствием демократизации жизни. Искусство стало ориентироваться на вкусы простых людей. Развитие средств массовой информации, Интернета и рекламы дало возможность распространить новую культуру на многомиллионную публику. Границы между элитарным и массовым искусством стали размываться. Произведения искусства превратились в смесь уже созданных шедевров, реальных вещей и природных материалов.


Постмодернизм  — комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как хаоса, а текста как интертекста, представляющего собой «новую ткань, сотканную из старых цитат» (Р. Барт).


Постмодернизм в архитектуре

Постмодернизм как закономерное продолжение модернизма появился в результате того, что функционализм модернизма, а также его стереотипные формы и идеи, постепенно исчерпали себя. Рационализм, прослеживающийся в модернистских решениях архитектурных композиций, создавал атмосферу уныния. Время показало, что обществу требуется внесение струи оригинальности в каждое сооружение, абсолютно точно были сформулированы признаки отрицания «машинности» массовых общественных зданий. Впервые за много лет появляется замысел вернуть образность и оригинальность архитектурным сооружениям. 

 

Одной из основных особенностей постмодернизма является внедрение таких признаков исторических архитектурных стилей, как декорирование стен, барельефы, росписи и т. д. Очевидно, что всё это делалось для возвышения эстетики, для создания которой архитекторы-постмодернисты стремились заимствовать различные аспекты, вплоть до принципов построения композиции.

Ряд ключевых особенностей постмодернизма в архитектуре 

В сравнении с модернизмом, который отрицает всё прошлое, архитектура постмодерна очень тесно связана с историей, помогает людям утолить приятную ностальгию по прошлому. Вторая особенность постмодернизма прямо вытекает из первой: его можно назвать ретро-стилем, поскольку во внешнем облике зданий активно применяются элементы старых стилей, которые тяготеют к академизму. Эту черту постмодернизма можно определить как традиционализм. Для постмодернистов крайне важно, чтобы возведённое здание максимально органично вписывалось в ландшафт и внешний облик города. Важно, что некоторые архитекторы намеренно выбирают для своих зданий цвета, близкие к цвету почвы выбранного места. Категорическое отвержение от принципа обособленности, который подразумевает расположение изолированных сооружений на открытых пространствах. Альтернативой этому предлагается осваивать городской ландшафт путём «внедрения» в него новых композиций с учётом традиций, вкусов и мнения жителей. Постмодернизм иррационален. Ярые приверженцы этого архитектурного направления большое значение придают пространству и при проектировании часто обращаются к таинственным формам, делая их наполненными и замысловатыми. Главной задачей архитекторов постмодернизма является объединение в одно целое вкусов и ценностей обычных людей и профессионального языка архитектуры. Иными словами — воплотить в жизнь так называемый «двойной код»: современный и традиционный. В целом архитекторы постмодерна двигаются в направлении достижения гармонии между повседневной жизнью с её многочисленными стереотипами и быстро меняющимся искусством, а также технологиями и модой.

Рис. 5. Здание Британской секретной разведки

Одним из первых постмодернистских архитекторов в Европе был Джеймс Стирлинг (1926–1992). Он был первым критиком модернистской архитектуры, обвиняя модернизм в разрушении британских городов в годы после Второй мировой войны. Он разработал красочные проекты государственного жилья в постмодернистском стиле, а также Neue Staatsgalerie в Штутгарте, Германия (1977–1983 годы) и Kammertheater в Штутгарте (1977–1982 годы), а также музей Артура М. Саклера в Гарвардском университете в США. 

 

Одним из наиболее заметных примеров постмодернистского стиля в Европе является SIS Building в Лондоне Терри Фаррелл (Terry Farrell, 1994). Здание рядом с Темзой является штаб-квартирой Британской секретной разведки (см. рис. 5).

Итальянский архитектор Альдо Росси (1931–1997) был известен своими постмодернистскими работами в Европе, музеем Боннефантена в Маастрихте, Нидерланды, который был завершён в 1995 году. Росси был первым итальянцем, получившим самую престижную награду в области архитектуры, Притцкеровскую премию, в 1990 году. Он был отмечен сочетанием строгих и чистых форм с символическими элементами, взятыми из классической архитектуры.

 

Испанский архитектор Рикардо Бофилл также известен своими ранними постмодернистскими работами, в том числе жилым комплексом в виде замка с красными стенами в Калпе на побережье Испании (1973).

 

Работы австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера иногда считаются особым выражением постмодернистской архитектуры.

Рис. 6. Берлинская филармония

Одним из самых влиятельных зданий постмодернистского периода была Берлинская филармония (см. рис. 6), спроектированная Хансом Шаруном (1893–1972) и завершённая в 1963 году. Внешний вид с его наклонными крышами и скользким фасадом был отчётливым отрывом от более раннего, более строгого модернистского концертного зала. Реальная революция была внутри, где Шарун разместил оркестр в центре, а зрители сидели на террасах вокруг него. Он описал это так: «Форма, представленная залу, вдохновлена ​​пейзажем, в центре — долина, на дне которой находится оркестр. Вокруг него со всех сторон поднимаются террасы, как виноградники. Земной пейзаж, потолок сверху выглядит, как небо». После его описания будущие концертные залы, такие как Концертный зал Уолта Диснея Фрэнка Гери в Лос-Анджелесе и Филармония Парижа Жан Нувеля (2015), использовали термин «стиль виноградника» и поместили оркестр в центр, а не на сцене в конце зала.

Постмодернизм в кино

В 1970-е годы стали популярными различные космические фантазии и авантюрные киноленты. Внимание зрителя обращалось не на философскую глубину ленты, а на интересное повествование, трюки. Большой акцент делался на пародийной составляющей фильмов. Часто режиссёры обращались к сюжетам известных кинолент.

 

В 1984 году вышел фильм Стивена Спилберга «Индиана Джонс и храм судьбы». Сценарий фильма был написан по мотивам «Ганга Дин», появившегося в 1939 году. Всеобщее признание получили спецэффекты, использованные в фильме. Он был награждён премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Рис. 7. Криминальное чтиво

Одним из самых ярких фильмов, снятых в жанре космической оперы, стали «Звёздные войны». Первый фильм под названием «Новая надежда» вышел в прокат в 1977 году. Режиссёр Джордж Лукас позаимствовал многие элементы из других кинолент, японских и американских. А «джедай» происходит от японского словосочетания «джедаи геки», что переводится как «историческая драма». В Японии так называли телесериалы о самураях.

В эпоху постмодернизма в криминальных фильмах пропадает моральная оценка героев, зачастую они предстают в комичном или пародийном образе. Ярким примером является фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» (см. рис. 7), вышедший в 1994 году. Его особенностью стало то, что сюжет разбит на части, показанные не в хронологическом порядке. Тарантино использовал этот приём и ранее. Как и многие фильмы этого периода, «Криминальное чтиво» наполнено отсылками к другим кинолентам. 

Постмодернизм в литературе

Писатели конца ХХ — начала ХХI века в своих произведениях стали стирать границы между реальным и фантастическим. Они пытались совместить интеллектуальность книги с её успехом у массового читателя. Таким образом, постепенно произошло стирание границы между элитарной и массовой культурой.

 

Отличительной особенностью литературы стала включённость читателя в авторство произведения, возможность его самостоятельно додумать. Текст зачастую предполагает множество вариантов прочтения.

 

Чертами литературы постмодернизма стали:

  • пародия;
  • многослойность текста;
  • ирония;
  • чёрный юмор;
  • обращение к истории.

Курт Воннегут сочетал в своих произведениях чёрный юмор, научную фантастику и сатиру. Роман «Колыбель для кошки» поднимает вопрос об ответственности учёных за свои изобретения. В книге рассказывается история Феликса Хониккера, создавшего опаснейшее вещество «лёд-девять». Оно может вызвать гибель жизни на Земле. Проблему экологической обстановки Воннегут поднял в романе «Галапагосы». Здесь рассказывается о превращении людей, затерянных на далёком острове, в животных.

 

Аргентинский писатель Хулио Кортасар наполнял свои романы элементами магического реализма. Сюжет романа «Игра в классики» предполагает несколько схем чтения, порядок которых выбирает сам читатель.

 

Итальянец Умберто Эко не только писатель, но и учёный. Он много внимания уделял средневековой истории. Наиболее известными романами Эко стали «Имя розы» и «Маятник Фуко».

 

Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель, стал лауреатом Нобелевской премии в 1982 году. Его роман «Сто лет одиночества» написан в направлении магического реализма. Маркес написал историю одной семьи, которая словно закольцована во времени. Содержание романа полностью отражает его название. Все главные герои всю жизнь страдают от одиночества. Заброшенным является и город, в котором они живут.

 

Магией наполнены романы сербского автора — Милорада Павича. При написании книг он часто использовал самые необычные формы. Это, например, «Хазарский словарь», который можно начинать читать с любой части. В форме кроссворда написан «Пейзаж, нарисованный чаем». Каждая глава романа «Последняя любовь в Константинополе» представлена в виде карт Таро.

 

Популярным стал японский писатель Харуки Мураками. Его первый роман назывался «Охота на овец» и вышел в 1982 году. Он соединяет в себе мистику и фантастику. Основой для написания книги стала древняя легенда о переселении души овцы в тело человека, после чего этот человек приобретает неограниченную силу.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие государства постсоветского пространства во внешней политике отдают приоритет развитию отношений с Россией и участию в интеграционных объединениях с её участием?
  2. Что представляет собой институт неграждан в Латвии и Эстонии и почему он оценивается как форма национальной дискриминации?
  3. Перечислите основные черты постмодернизма как этапа в развитии культуры.
  4. Какое влияние оказало развитие компьютерных технологий на архитектуру и изобразительное искусство эпохи постмодернизма?
  5. Какое событие считается началом истории Интернета?
     


Предыдущий урок
Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в.
Современный мир и новые вызовы ХХI века
Следующий урок
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Послевоенная повседневность. Смена политического курса
Современная история России (1945-2020 гг.)
Поделиться:
  • Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

    История

  • Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций

    Алгебра

  • Стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке