- Президент Д. А. Медведев и его программа
- Военный конфликт в Закавказье
- Новый этап политической реформы
- Россия и мировой экономический кризис
- Социальная политика в условиях экономического кризиса
- Ориентиры инновационного развития
- Россия в системе международных отношений
- Выборы в Государственную думу 2011 г.
- знать этапы развития Российской Федерации в период президентства Д. А. Медведева
- уметь давать характеристику социально-экономического развития страны; давать анализ сложившейся исторической ситуации; характеризовать программу государственного деятеля; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами; приводить примеры для подтверждения вывода
Основные личности и даты
- В. В. Жириновский
- Г. А. Зюганов
- Д. А. Медведев
- В. В. Путин
- 2008 г. — избрание Д. А. Медведева Президентом РФ
- август 2008 г. — операция по принуждению Грузии к миру
- 2008 г. — вступление России в мировой финансовый кризис; корректировка тактики социально-экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ
- 2008 г. — принятие закона об увеличении срока полномочий Государственной думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет
При Медведеве впервые за 15 лет изменяется Конституция: президентский срок увеличивается на два года, срок депутатских полномочий — на год, правительство становится обязано ежегодно отчитываться депутатам, вводятся несколько других поправок. Президентство Медведева отмечается и результативной борьбой с коррупцией, реформой МВД, Вооружённых сил. В регионах сменяется большая часть губернаторов. Деятельность в сфере внешней политики была отмечена осложнившимися на почве конфликта с Грузией, но впоследствии урегулированными отношениями с США, а также подписанным договором о сокращении наступательных вооружений. По окончании президентского срока Дмитрий Анатольевич председательствует в Правительстве России.
Следует отметить, что Медведев за годы своего управления страной не ускользнул от критики со стороны оппозиции, в частности, по поводу реформы российских часовых поясов.
Президент Д. А. Медведев и его программа

20 декабря 2007 года во время подачи документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации Медведев сообщил, что покинет пост председателя Совета директоров ОАО «Газпром», если будет избран Президентом России, в соответствии с законодательством.
Избирательный штаб Дмитрия Медведева возглавил руководитель Администрации Президента Сергей Собянин, ушедший в отпуск на время работы в нём (рис. 1).
Основными темами и лозунгами кампании стали:
- повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами;
- закладывание в основу государственной политики принципа «свобода лучше, чем несвобода» (выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008–2020. Управление ростом» 15 февраля 2008 г.);
«…главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии, — десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы» (выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008); - следование идеям «Концепции-2020» — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, а также сотрудничество и помощь бизнесу;
- возвращение России статуса мировой державы и её дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам, повсеместное отстаивание российских интересов.
В своей он речи заявил, что приоритетной задачей на новой должности считает «дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей».
Подтвердил этот курс подписанием своих первых указов, которые напрямую касаются социальной сферы. В частности, первым документом стал федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов войны до мая 2010 г.
Следующим указом «О мерах по развитию жилищного строительства» в рамках модернизации соответствующей инфраструктуры предусмотрено создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Его основной целью будет содействие развитию преимущественно индивидуальному жилому строительству: оно рассматривается как переходное звено в процессе формирования рынка доступного жилья и будущего использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в качестве площадей для последующей застройки объектами частной собственности.
Кроме того, в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики Указом «О федеральных университетах» планируется продолжить формирование сети федеральных вузов, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. В рамках указа Президент поручил Правительству рассмотреть вопрос о создании Дальневосточного федерального университета, наряду с уже созданными Сибирским и Южным федеральными университетами.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого вскоре после инаугурации Медведева, о том, что он уже является Президентом, знали 86 % россиян; 10 % считали Президентом В. В. Путина; 1 % опрошенных считал Медведева Председателем Правительства.
Назовите основные положения программы развития России президента Д. А. Медведева.
Военный конфликт в Закавказье
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвал и прилегающих районов; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено (см. карта 1).
Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.
Согласно ряду сообщений в нескольких российских газетах, а также утверждениям грузинской разведки, обнародованным спустя месяц, в сентябре 2008 года отдельные подразделения российской 58-й армии перебрасывались в Южную Осетию начиная с раннего утра 7 августа 2008 года. Однако согласно российским данным, а также сообщениям ряда западных СМИ и политиков, утверждения грузинской стороны о ранней переброске российских войск являются ложными. Вечером того же дня грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия.
Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сёл Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвали; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа 8 августа 2008 г.

Позднее Медведев отмечал:
«В конечном счёте до какой-то поры у нас ещё оставались надежды на то, что это всё-таки некая провокация, которая не будет доведена до конца. Но в тот момент, когда реально заработали ракетные орудия, начали стрелять танки, и мне было доложено о гибели наших граждан, в том числе миротворцев, я ни минуты не колебался и отдал приказ на поражение и ответные действия».
9 августа президент Медведев как Верховный главнокомандующий Вооружённых сил РФ начал совещание с министром обороны А. Сердюковым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил Н. Макаровым словами: «Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру».
Никакой информации о официальном документе (указе или приказе Верховного главнокомандующего), на основании которого начала действия 58-я армия и другие подразделения, обнародовано не было; в заявлениях официальных лиц отсутствовало также какое-либо упоминание о таком документе. Согласно заявлению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковника А. Ноговицына от 9 августа 2008 года, Россия не находилась в тот момент в состоянии войны с Грузией: «Все подразделения 58-й армии, прибывшие в Цхинвали, направлены сюда на оказание помощи российскому миротворческому батальону, понесшему большие потери в результате обстрелов его позиций частями грузинской армии».
12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру». В тот же день на совместной пресс-конференции с президентом Франции Николя Саркози вслед за Владимиром Путиным он назвал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта «геноцидом» и «этническими чистками» и оскорбительно высказался о руководстве Грузии.
Военные действия Российской Федерации на территории сопредельного государства вызвали негативную оценку и критику большинства западных государств. Возможное нарушение российского законодательства при применении Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны (102-я статья Конституцией России и др.) позволили бывшему помощнику Президента Российской Федерации Георгию Сатарову в конце августа высказать предположение: «Медведев как президент и как Верховный главнокомандующий ввёл войска в зону грузино-осетинского конфликта без санкции Совета Федерации — это грубейшее нарушение Конституции. Поэтому я могу предложить такой сюжет: Путин даёт возможность Медведеву насовершать кучу ошибок, а потом устраивает импичмент и организует новые президентские выборы, для него это не составит никакого труда. Если бы Путин был настоящим товарищем, он бы не оставил Медведева в этой ситуации в одиночестве».
В ходе российско-грузинского вооружённого конфликта Дмитрий Медведев дважды встречался в официальной обстановке с президентом непризнанной Абхазии и один раз — с президентом непризнанной Южной Осетии. 26 июня Медведев принял в Кремле президента Республики Абхазия Сергея Багапша,
а 14 августа (по окончании активных боевых действий в Грузии) встретился в Кремле с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем и президентом Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. В ходе встречи Кокойты и Багапш подписали шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, ранее разработанных Медведевым и Саркози; президентам непризнанных республик было сообщено, что Россия поддержит любое решение о статусе Южной Осетии и Абхазии, которое примут народы этих республик.
Как выяснилось в октябре 2008 года на основании анализа спутниковых снимков окрестностей Цхинвали, дополнительные разрушения гражданских объектов происходили в период с 10 по 19 августа 2008 года, то есть после занятия города российскими войсками: были сожжены сотни домов в этнически грузинских сёлах в Южной Осетии.
Почему Россия поддержала Южную Осетию и Абхазию в противостоянии с Грузией? Почему, по вашему мнению, страны Запада не поддержали Россию в её действиях по принуждению Грузии к миру?
Новый этап политической реформы
Президент Д. А. Медведев объявил о необходимости изменений в политической системе страны в соответствии с новыми задачами. Главным направлением этого процесса было провозглашено повышение уровня доверия в обществе. Так, были даны гарантии представительства в Думе избирателям, проголосовавшим за партии, не набравшие требуемого процента. Предложения по кандидатурам будущих руководителей субъектов Федерации стали представляться президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Было решено Совет Федерации формировать только из числа лиц, избранных населением в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Представительным органам местного самоуправления предоставили право более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Было предусмотрено обязательное участие представителей неправительственных организаций, Общественной палаты РФ в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы: свободы, здоровья, собственности.
Впервые были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Расширились права Федерального собрания. К предметам ведения Государственной думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Правительство должно было ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Увеличивались сроки полномочий Президента до 6 лет и депутатов Государственной думы до 5 лет.
Была усилена роль политических партий в жизни страны: снижен до 5 % барьер прохождения партий в Государственную думу; партии получили право выдвигать своих кандидатов на выборах руководителей субъектов Российской Федерации; была предоставлена гарантия равного освещения деятельности партий в государственных СМИ.
Россия и мировой экономический кризис
Мировой экономический кризис начался летом 2007 г. с краха на рынке недвижимости в США. К осени 2008 г. кризис практически уничтожил финансовую систему США в том виде, в котором она существовала весь послевоенный период. Вслед за этим началось сужение реального сектора экономики как в США, так и в других странах мира. Масштабы мирового кризиса вплотную приблизились к показателям Великой депрессии конца 20-х — начала 30-х гг. XX в.
Практически во всех странах снижались доходы населения. Рост экономики продолжился лишь в Индии и Китае, но и там темпы этого роста снизились почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП упал более чем на 2 %.
У экономического кризиса в России были свои особенности. Они связаны с сырьевой структурой экспорта, недостаточной развитостью рыночных институтов, включая финансовую систему. Главным следствием кризиса для России стало снижение не только цен на товары сырьевого экспорта, но и спроса на них. Ещё одной проблемой оставалась низкая конкурентоспособность несырьевых секторов российской экономики. В результате уже в 2008 г. началось значительное падение промышленного производства, рост безработицы, снижение заработной платы.
Чтобы сгладить возможные социальные последствия кризиса, было усилено государственное регулирование экономики. Средства Стабилизационного фонда, государственные золотовалютные резервы были использованы для поддержки банковской системы, а также крупнейших системообразующих корпораций. Под угрозой разорения и перехода в руки иностранных владельцев государство национализировало ряд крупных компаний. Большое значение имела координация усилий руководства России с лидерами других ведущих мировых держав.
Как мировой экономический кризис повлиял на развитие России?
Социальная политика в условиях экономического кризиса
Правительство приняло меры по поддержке государственной системы здравоохранения с целью не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения. Несмотря на повышение цен на лекарства и медицинские услуги, были подтверждены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. Правительство поставило задачу повышения эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами.
Принятые меры дали положительные результаты. Несмотря на то что в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран, в 2010 г. экономический рост составил около 4 %, а численность безработных сократилась на 2 млн человек. По сравнению с 2005 г. рождаемость в России увеличилась к началу 2011 г. более чем на 21 %, а младенческая смертность сократилась на четверть. В 2009 г. впервые за предшествующие 15 лет удалось увеличить рост численности населения страны.
Используя текст параграфа, расскажите о социальной политике государства в годы кризиса.
Ориентиры инновационного развития
Приоритетами инновационного развития были определены внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Началась реализация программы «Наша новая школа».
С 2009 г. в Сколково под Москвой началось создание по аналогии с Кремниевой долиной США российского инновационного центра по разработке и коммерциализации новых технологий.
Центр начал работу по пяти приоритетным направлениям модернизации: энергетике, информационным технологиям, телекоммуникациям, биомедицинским технологиям, ядерным технологиям.
К началу 2010 г. 11 российских компьютерных систем вошли в мировой рейтинг суперкомпьютеров. Российский суперкомпьютер «Ломоносов» стал одним из самых мощных в мире. Нобелевской премии по физике были удостоены А. Гейм и К. Новосёлов.
Выборы в Государственную думу 2011 г.
4 декабря 2011 г. состоялись очередные выборы депутатов Государственной думы. «Единая Россия» лишилась конституционного большинства в Думе, однако её фракция продолжала оставаться самой крупной по численности. Заметно увеличилось представительство оппозиционных партий. Многочисленные митинги и демонстрации, прошедшие в столице и других городах страны, свидетельствовали об усилении политической активности в российском обществе.
Как вы думаете, почему заметно увеличилась роль оппозиционных партий во время выборов?
Контрольный вопрос
В чём, на ваш взгляд, заключаются проблемы во внутриполитической и внешнеполитической жизни России во втором десятилетии XXI в.?
- Президент Д. А. Медведев и его программа
- Военный конфликт в Закавказье
- Новый этап политической реформы
- Россия и мировой экономический кризис
- Социальная политика в условиях экономического кризиса
- Ориентиры инновационного развития
- Россия в системе международных отношений
- Выборы в Государственную думу 2011 г.
- знать этапы развития Российской Федерации в период президентства Д. А. Медведева
- уметь давать характеристику социально-экономического развития страны; давать анализ сложившейся исторической ситуации; характеризовать программу государственного деятеля; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами; приводить примеры для подтверждения вывода
Основные личности и даты
- В. В. Жириновский
- Г. А. Зюганов
- Д. А. Медведев
- В. В. Путин
- 2008 г. — избрание Д. А. Медведева Президентом РФ
- август 2008 г. — операция по принуждению Грузии к миру
- 2008 г. — вступление России в мировой финансовый кризис; корректировка тактики социально-экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ
- 2008 г. — принятие закона об увеличении срока полномочий Государственной думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет
При Медведеве впервые за 15 лет изменяется Конституция: президентский срок увеличивается на два года, срок депутатских полномочий — на год, правительство становится обязано ежегодно отчитываться депутатам, вводятся несколько других поправок. Президентство Медведева отмечается и результативной борьбой с коррупцией, реформой МВД, Вооружённых сил. В регионах сменяется большая часть губернаторов. Деятельность в сфере внешней политики была отмечена осложнившимися на почве конфликта с Грузией, но впоследствии урегулированными отношениями с США, а также подписанным договором о сокращении наступательных вооружений. По окончании президентского срока Дмитрий Анатольевич председательствует в Правительстве России.
Следует отметить, что Медведев за годы своего управления страной не ускользнул от критики со стороны оппозиции, в частности, по поводу реформы российских часовых поясов.
Президент Д. А. Медведев и его программа

20 декабря 2007 года во время подачи документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации Медведев сообщил, что покинет пост председателя Совета директоров ОАО «Газпром», если будет избран Президентом России, в соответствии с законодательством.
Избирательный штаб Дмитрия Медведева возглавил руководитель Администрации Президента Сергей Собянин, ушедший в отпуск на время работы в нём (рис. 1).
Основными темами и лозунгами кампании стали:
- повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами;
- закладывание в основу государственной политики принципа «свобода лучше, чем несвобода» (выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008–2020. Управление ростом» 15 февраля 2008 г.);
«…главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии, — десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы» (выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008); - следование идеям «Концепции-2020» — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, а также сотрудничество и помощь бизнесу;
- возвращение России статуса мировой державы и её дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам, повсеместное отстаивание российских интересов.
В своей он речи заявил, что приоритетной задачей на новой должности считает «дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей».
Подтвердил этот курс подписанием своих первых указов, которые напрямую касаются социальной сферы. В частности, первым документом стал федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов войны до мая 2010 г.
Следующим указом «О мерах по развитию жилищного строительства» в рамках модернизации соответствующей инфраструктуры предусмотрено создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Его основной целью будет содействие развитию преимущественно индивидуальному жилому строительству: оно рассматривается как переходное звено в процессе формирования рынка доступного жилья и будущего использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в качестве площадей для последующей застройки объектами частной собственности.
Кроме того, в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики Указом «О федеральных университетах» планируется продолжить формирование сети федеральных вузов, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. В рамках указа Президент поручил Правительству рассмотреть вопрос о создании Дальневосточного федерального университета, наряду с уже созданными Сибирским и Южным федеральными университетами.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого вскоре после инаугурации Медведева, о том, что он уже является Президентом, знали 86 % россиян; 10 % считали Президентом В. В. Путина; 1 % опрошенных считал Медведева Председателем Правительства.
Назовите основные положения программы развития России президента Д. А. Медведева.
Военный конфликт в Закавказье
В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвал и прилегающих районов; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате атаки более десяти российских военнослужащих миротворческих сил было убито, несколько десятков — ранено (см. карта 1).
Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.
Согласно ряду сообщений в нескольких российских газетах, а также утверждениям грузинской разведки, обнародованным спустя месяц, в сентябре 2008 года отдельные подразделения российской 58-й армии перебрасывались в Южную Осетию начиная с раннего утра 7 августа 2008 года. Однако согласно российским данным, а также сообщениям ряда западных СМИ и политиков, утверждения грузинской стороны о ранней переброске российских войск являются ложными. Вечером того же дня грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия.
Президент Грузии Михаил Саакашвили в телеобращении заявил об «освобождении» силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сёл Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвали; он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это «классической международной агрессией»; в Грузии была объявлена всеобщая мобилизация. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа 8 августа 2008 г.

Позднее Медведев отмечал:
«В конечном счёте до какой-то поры у нас ещё оставались надежды на то, что это всё-таки некая провокация, которая не будет доведена до конца. Но в тот момент, когда реально заработали ракетные орудия, начали стрелять танки, и мне было доложено о гибели наших граждан, в том числе миротворцев, я ни минуты не колебался и отдал приказ на поражение и ответные действия».
9 августа президент Медведев как Верховный главнокомандующий Вооружённых сил РФ начал совещание с министром обороны А. Сердюковым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил Н. Макаровым словами: «Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру».
Никакой информации о официальном документе (указе или приказе Верховного главнокомандующего), на основании которого начала действия 58-я армия и другие подразделения, обнародовано не было; в заявлениях официальных лиц отсутствовало также какое-либо упоминание о таком документе. Согласно заявлению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковника А. Ноговицына от 9 августа 2008 года, Россия не находилась в тот момент в состоянии войны с Грузией: «Все подразделения 58-й армии, прибывшие в Цхинвали, направлены сюда на оказание помощи российскому миротворческому батальону, понесшему большие потери в результате обстрелов его позиций частями грузинской армии».
12 августа Медведев объявил, что принял решение завершить операцию по «принуждению грузинских властей к миру». В тот же день на совместной пресс-конференции с президентом Франции Николя Саркози вслед за Владимиром Путиным он назвал действия грузинской армии в зоне грузино-югоосетинского конфликта «геноцидом» и «этническими чистками» и оскорбительно высказался о руководстве Грузии.
Военные действия Российской Федерации на территории сопредельного государства вызвали негативную оценку и критику большинства западных государств. Возможное нарушение российского законодательства при применении Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны (102-я статья Конституцией России и др.) позволили бывшему помощнику Президента Российской Федерации Георгию Сатарову в конце августа высказать предположение: «Медведев как президент и как Верховный главнокомандующий ввёл войска в зону грузино-осетинского конфликта без санкции Совета Федерации — это грубейшее нарушение Конституции. Поэтому я могу предложить такой сюжет: Путин даёт возможность Медведеву насовершать кучу ошибок, а потом устраивает импичмент и организует новые президентские выборы, для него это не составит никакого труда. Если бы Путин был настоящим товарищем, он бы не оставил Медведева в этой ситуации в одиночестве».
В ходе российско-грузинского вооружённого конфликта Дмитрий Медведев дважды встречался в официальной обстановке с президентом непризнанной Абхазии и один раз — с президентом непризнанной Южной Осетии. 26 июня Медведев принял в Кремле президента Республики Абхазия Сергея Багапша,
а 14 августа (по окончании активных боевых действий в Грузии) встретился в Кремле с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем и президентом Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. В ходе встречи Кокойты и Багапш подписали шесть принципов урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, ранее разработанных Медведевым и Саркози; президентам непризнанных республик было сообщено, что Россия поддержит любое решение о статусе Южной Осетии и Абхазии, которое примут народы этих республик.
Как выяснилось в октябре 2008 года на основании анализа спутниковых снимков окрестностей Цхинвали, дополнительные разрушения гражданских объектов происходили в период с 10 по 19 августа 2008 года, то есть после занятия города российскими войсками: были сожжены сотни домов в этнически грузинских сёлах в Южной Осетии.
Почему Россия поддержала Южную Осетию и Абхазию в противостоянии с Грузией? Почему, по вашему мнению, страны Запада не поддержали Россию в её действиях по принуждению Грузии к миру?
Новый этап политической реформы
Президент Д. А. Медведев объявил о необходимости изменений в политической системе страны в соответствии с новыми задачами. Главным направлением этого процесса было провозглашено повышение уровня доверия в обществе. Так, были даны гарантии представительства в Думе избирателям, проголосовавшим за партии, не набравшие требуемого процента. Предложения по кандидатурам будущих руководителей субъектов Федерации стали представляться президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Было решено Совет Федерации формировать только из числа лиц, избранных населением в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Представительным органам местного самоуправления предоставили право более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Было предусмотрено обязательное участие представителей неправительственных организаций, Общественной палаты РФ в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы: свободы, здоровья, собственности.
Впервые были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Расширились права Федерального собрания. К предметам ведения Государственной думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Правительство должно было ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Увеличивались сроки полномочий Президента до 6 лет и депутатов Государственной думы до 5 лет.
Была усилена роль политических партий в жизни страны: снижен до 5 % барьер прохождения партий в Государственную думу; партии получили право выдвигать своих кандидатов на выборах руководителей субъектов Российской Федерации; была предоставлена гарантия равного освещения деятельности партий в государственных СМИ.
Россия и мировой экономический кризис
Мировой экономический кризис начался летом 2007 г. с краха на рынке недвижимости в США. К осени 2008 г. кризис практически уничтожил финансовую систему США в том виде, в котором она существовала весь послевоенный период. Вслед за этим началось сужение реального сектора экономики как в США, так и в других странах мира. Масштабы мирового кризиса вплотную приблизились к показателям Великой депрессии конца 20-х — начала 30-х гг. XX в.
Практически во всех странах снижались доходы населения. Рост экономики продолжился лишь в Индии и Китае, но и там темпы этого роста снизились почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП упал более чем на 2 %.
У экономического кризиса в России были свои особенности. Они связаны с сырьевой структурой экспорта, недостаточной развитостью рыночных институтов, включая финансовую систему. Главным следствием кризиса для России стало снижение не только цен на товары сырьевого экспорта, но и спроса на них. Ещё одной проблемой оставалась низкая конкурентоспособность несырьевых секторов российской экономики. В результате уже в 2008 г. началось значительное падение промышленного производства, рост безработицы, снижение заработной платы.
Чтобы сгладить возможные социальные последствия кризиса, было усилено государственное регулирование экономики. Средства Стабилизационного фонда, государственные золотовалютные резервы были использованы для поддержки банковской системы, а также крупнейших системообразующих корпораций. Под угрозой разорения и перехода в руки иностранных владельцев государство национализировало ряд крупных компаний. Большое значение имела координация усилий руководства России с лидерами других ведущих мировых держав.
Как мировой экономический кризис повлиял на развитие России?
Социальная политика в условиях экономического кризиса
Правительство приняло меры по поддержке государственной системы здравоохранения с целью не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения. Несмотря на повышение цен на лекарства и медицинские услуги, были подтверждены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. Правительство поставило задачу повышения эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами.
Принятые меры дали положительные результаты. Несмотря на то что в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран, в 2010 г. экономический рост составил около 4 %, а численность безработных сократилась на 2 млн человек. По сравнению с 2005 г. рождаемость в России увеличилась к началу 2011 г. более чем на 21 %, а младенческая смертность сократилась на четверть. В 2009 г. впервые за предшествующие 15 лет удалось увеличить рост численности населения страны.
Используя текст параграфа, расскажите о социальной политике государства в годы кризиса.
Ориентиры инновационного развития
Приоритетами инновационного развития были определены внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Началась реализация программы «Наша новая школа».
С 2009 г. в Сколково под Москвой началось создание по аналогии с Кремниевой долиной США российского инновационного центра по разработке и коммерциализации новых технологий.
Центр начал работу по пяти приоритетным направлениям модернизации: энергетике, информационным технологиям, телекоммуникациям, биомедицинским технологиям, ядерным технологиям.
К началу 2010 г. 11 российских компьютерных систем вошли в мировой рейтинг суперкомпьютеров. Российский суперкомпьютер «Ломоносов» стал одним из самых мощных в мире. Нобелевской премии по физике были удостоены А. Гейм и К. Новосёлов.
Выборы в Государственную думу 2011 г.
4 декабря 2011 г. состоялись очередные выборы депутатов Государственной думы. «Единая Россия» лишилась конституционного большинства в Думе, однако её фракция продолжала оставаться самой крупной по численности. Заметно увеличилось представительство оппозиционных партий. Многочисленные митинги и демонстрации, прошедшие в столице и других городах страны, свидетельствовали об усилении политической активности в российском обществе.
Как вы думаете, почему заметно увеличилась роль оппозиционных партий во время выборов?
Контрольный вопрос
В чём, на ваш взгляд, заключаются проблемы во внутриполитической и внешнеполитической жизни России во втором десятилетии XXI в.?