Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 11 класс
  • История
  • Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

Конспект урока: Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

Российская Федерация в 1991-2020 гг.

17.01.2025
4970
0

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

План урока

  1. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор
  2. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике
  3. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.
  4. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф
  5. Музыка. Театр. Изобразительное искусство
  6. Средства массовой информации
  7. Российский спорт

Цели урока

  • знать, как проходило становление федерации в России в 1990-е гг.
  • уметь раскрывать процесс становления национально-государственного устройства страны и выявлять противоречивость исторических явлений, процессов

 

Основные понятия

  • федеративный договор
  • концептуализм
  • постмодернизм
  • неоавангардизм

 

Основные личности и даты

  • Б. Н. Ельцин
  • Д. М. Дудаев
  • М. Ш. Шаймиев
  • Ш. Басаев
  • В. П. Астафьев
  • Б. Б. Гребенщиков
  • Ф. А. Искандер
  • М. Лиепа
  • Н. С. Михалков
  • В. Г. Распутин
  • А. И. Солженицын
  • О. П. Табаков
  • В. А. Гергиев
  • В. Пелевин
  • В. Т. Спиваков
  • П. Н. Фоменко
  • З. К. Церетели
  • Ю. Ю. Шевчук
  • А. М. Шилов
  • март 1992 г. — подписание субъектами РФ Федеративного договора (кроме Татарстана и Чечни)
  • февраль 1994 г. — подписание договора Российской Федерации с Татарстаном
  • декабрь 1994 г. — начало военно-политического кризиса в Чеченской Республике
  • июнь 1995 г. — нападение боевиков на г. Будённовск
  • 1996 г. — Хасавюртовские соглашения

Введение

В период распада СССР входящие в Россию национальные автономные республики стали расширять свои права. В некоторых возникли массовые движения, требовавшие полной независимости. 

 

Писатели, журналисты, режиссёры, актёры, книгоиздатели получили полную свободу творчества. Одновременно из-за нехватки средств в бюджете государство в несколько раз сократило финансирование музеев, библиотек, театров, киностудий и других учреждений культуры. Бульварная литература, низкопробные телесериалы, боевики, фильмы ужасов стали вытеснять осмысленные произведения. 

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор

В период распада СССР входящие в Россию национальные автономные республики стали расширять свои права. В некоторых возникли массовые движения, требовавшие полной независимости. Спустя почти четыре месяца после распада Советского Союза — 31 марта 1992 года — в Кремле большинство из 89 субъектов Российской Федерации (республики, края, области, округа, Москва и Санкт-Петербург) подписали Федеративный договор, определявший государственное единство России, разграничение полномочий между центральными властями и субъектами Федерации. Конституция 1993 года подтвердила этот договор, закрепив положение о том, что «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы» (рис. 1). Государственным языком России определён русский, но всем народам Конституция гарантирует сохранение родного языка, республики имеют право устанавливать свои государственные языки наряду с общефедеральным. Конституция запрещает «любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». 

Рис. 1. Конституция РФ 1993 г.

 

Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовём некоторые из них.

 

Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий, ответственности и возможностей других регионов.

Карта 1. Административная карта РФ


По карте 1 перечислите все республики, входящие в Российскую Федерацию, и названия некоторых краёв, областей, автономных округов.

Почему к началу 1990-х гг. возникла необходимость выработать новые принципы федеративного строительства в нашей стране? 

В чём причины оживления массовых национальных движений в России в начале 1990-х гг.?


Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике

Подписывать Федеративный договор категорически отказался только один субъект Федерации — Чеченская Республика. Ещё в 1991 году, когда все органы власти в стране были парализованы после путча ГКЧП и наметившимся распадом Советского Союза, группа националистов изгнала из республиканских правительственных зданий избранных ещё при советской власти депутатов и чиновников (поддержавших ГКЧП). Не проводя выборов, националисты пригласили руководить республикой бывшего генерала Советской армии 
Д. Дудаева. 


Разогнав в 1991 г., несмотря на протесты ВС, законно избранные органы власти, к руководству в Чечне пришёл Д. Дудаев, провозгласивший независимость Чечни.


Новое руководство организовало группы граждан, которые стали окружать воинские колонны, милицейские посты и отбирать у них оружие. Дудаев объявил о выходе Чечни из состава Российской Федерации. Тогда, в конце 1991 г., российское руководство рассматривало вопрос о смещении незаконного правительства Дудаева силой, но не решилось этого сделать. Тем не менее во всех документах и в новой Конституции Чеченская Республика признавалась неотъемлемой частью России. 

 

Правительство России попыталось договориться с Дудаевым, потом сместить его силами недовольных его правлением чеченцев, которым тайно помогали российские офицеры. Однако дудаевским боевикам удалось отбить наступление на столицу республики — Грозный. Министр обороны П. С. Грачёв обещал Президенту быстро провести операцию и публично говорил, что для решения проблемы хватит «двух парашютно-десантных полков». 

 

11 декабря 1994 года по распоряжению президента Б. Н. Ельцина российские войска общей численностью 40 тыс. человек вошли в Чечню. Им предстояло разоружить незаконные бандформирования и восстановить конституционный порядок. Дудаеву удалось мобилизовать значительное число жителей республики. Началась так называемая первая чеченская война (1994–1996). В ходе столкновений с боевиками во время январского штурма Грозного федеральные силы понесли большие потери убитыми и ранеными.

 

Рис. 2. Шамиль Басаев в Будённовске (1995)

Как в любой войне, было много жертв среди мирного населения, немало людей искали приют в соседней Ингушетии. Национал-патриоты требовали более решительных действий со стороны правительства, чтобы полностью разгромить боевиков и сохранить целостность России. Демократы просили учесть, что в Чечне гибнут тысячи мирных граждан, и предлагали пойти на организацию мирных переговоров. На улицах российских городов появились молодые ребята, отслужившие в армии и ставшие инвалидами в чеченской войне. В течение 1995 года, когда вытесненные в горы боевики перешли к партизанской войне и терактам в других российских регионах, в стране стали расти антивоенные настроения, призывы «отпустить Чечню». 

 

В июне 1995 года отряд боевиков во главе с Шамилем Басаевым захватил в заложники около 2 тыс. человек и удерживал их в здании больницы г. Будённовска Ставропольского края (рис. 2). 

Среди заложников были больные старики, женщины, дети. Эти события унесли жизни более 100 человек. Подобные трагедии произошли в январе 1996 года, когда отряд во главе с Салманом Радуевым захватил больницу в дагестанском городе Кизляре. Попытки освобождения заложников и ликвидации банд неизменно приводили к жертвам. 

Рис. 3. Лебедь Александр Иванович

Уже 6 августа 1996 года россияне узнали о захвате боевиками Грозного и новых больших потерях среди военнослужащих российских войск. Ельцин дал генералу Лебедю поручение встретиться с лидером сепаратистов (сторонников отделения) — А. Масхадовым (Дудаев был убит несколькими месяцами раньше). В результате переговоров 31 августа 1996 года в селении Хасавюрт А. Лебедь и А. Масхадов подписали соглашение о прекращении огня, выводе федеральных войск из Чечни, её особом статусе в составе России и о проведении через пять лет референдума о независимости (рис. 3). 


Чем вы можете объяснить причины, побудившие президента страны к силовому решению чеченской проблемы? 


Результаты федеративного строительства в 1990-е гг. 

В 1990-е гг. удалось укрепить Российскую Федерацию, сохранить её целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Таков был главный итог федеративного строительства.

 

Однако преодолеть многие противоречия и решить все проблемы на этом этапе было невозможно. Роль федерального Центра в отношениях с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал всё большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.

 

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.


Сформулируйте не менее 10 противоречий между Центром и субъектами Федерации в 1990-е гг. Каковы причины этих противоречий? 


Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф

Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времён оттепели.

 

Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов. Его отличает «всеядность» относительно каких бы то ни было творческих проявлений.

 

В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях развития страны.

 

Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально-исторические хроники) и произведения для ценителей словесности. Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике. Произведения 
А. И. Солженицына были изданы массовыми тиражами, однако попытки писателя говорить об «обустройстве России» не находили широкого читательского отклика.


Литература

В 1990-х гг. характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром. Наибольший резонанс имели публикации А. Солженицына, Л. Бородина, В. Максимова, В. Распутина, В. Белова.


Продолжали выходить в свет произведения таких известных писателей советского периода, как В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ч. Т. Айтматов, Ф. А. Искандер, 
Ю. М. Поляков, уделявших внимание традиционной для русской литературы социальной проблематике. За счёт развития коммерческого книгоиздания стал удовлетвориться читательский спрос на произведения популярных авторов последнего советского десятилетия — В. С. Токарева, Л. М. Петрушевской, 
С. Д. Довлатова.

 

В развивавшейся в русле постмодернизма литературе отмечались эксперименты с новыми формами литературного творчества. В основе исканий представителей «новой» литературы оказались отношения писателя не с жизнью, как в творчестве реалистов, а с текстом. В их прозе смещены границы реального и ирреального, прошлого и будущего. Особенно показательна в этом смысле проза В. О. Пелевина («Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation “П”»).

 

Широкой популярностью пользовались «бытийные» романы Л. Е. Улицкой. Произведения Т. Н. Толстой сочетали приёмы реалистической прозы и гротеска, мифологизации, переклички с литературным текстом прошлого.

 

Появились новые литературно-критические издания («Новое литературное обозрение» и др.), печатающие концептуальные работы и мемуары. Публикация воспоминаний деятелей отечественной истории и культуры и новых документов из открывшихся архивных фондов стала одним из самых ярких событий культурной жизни последнего десятилетия.

 

Ключевыми проблемами отечественного кинематографа, кроме скудного финансирования, оказались потеря обратной связи со зрителем из-за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство.

 

Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности («Брат» и «Брат-2», в главной роли С. С. Бодров-мл.) или в героических эпизодах истории («Звезда» 
Н. Лебедева). 

Рис. 4. С. Бодров. Художественный рисунок на стене здания. Санкт-Петербург

В 90-е гг. кинематограф вступил в новый век. Избавившись от опеки партии и государства, режиссёры начали копировать западные фильмы с лужами крови, криминалом и т. д. Тем не менее именно в эти годы появились яркие киноленты «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник» 
Н. Михалкова, «Брат» С. Бодрова, «Страна глухих» 
В. Тодоровского и др. (рис. 4).

 

Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое («Хрусталёв, машину!» А. Г. Германа и «Русский ковчег» А. Н. Сокурова, «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. С. Михалкова).

 

Известнейшие литературные произведения были экранизированы в новой манере, развивающей традиции реалистического кино («Муму» К. И. Грымова, «Русский бунт» А. А. Прошкина). Постмодернистские искания в кино пользовались приёмами игры, фантасмагории, гротеска и нашли отражение в фильме «Макаров» В. И. Хотиненко. Популярным, как и в литературе, оставался жанр иронического фильма-притчи («Свадьба» П. С. Лунгина). Известность получили такие разные по жанрам работы режиссера А. В. Рогожкина, как «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка». Появились популярные телесериалы российского производства, поставленные молодыми режиссёрами («Бригада» 
А. Сидорова).

Музыка. Театр. Изобразительное искусство

Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу-бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине 1990-х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актёров), только в Москве выходило ежегодно около 1 000 премьерных спектаклей.

 

В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами. Режиссёрский театр выдвинул целую плеяду замечательных мастеров — П. Н. Фоменко, Л. А. Додина, А. А. Житинкина и др.

 

Известнейшие режиссеры Ю. М. Соломин (Малый театр), М. А. Ульянов (Театр им. 
Е. Вахтангова), К. Ю. Лавров (Санкт-Петербургский АБДТ им. Г. А. Товстоногова), 
Т. Е. Волчек («Современник»), М. А. Захаров («Ленком»), О. П. Табаков (МХАТ и театр-студия «Табакерка») ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. И. Горина, Н. В. Коляды, Е. Гришковца. Незабываемые сценические образы создали популярные актёры Е. П. Леонов, И. М. Чурикова, 
А. Г. Абдулов, А. Б. Фрейндлих, Л. М. Гурченко, О. Е. Меньшиков, Г. С. Жжёнов, 
П. Г. Гундарева, В. С. Лановой и другие.

 

Драматический театр экспериментировал со сценическим дизайном, проектированием пространства с помощью новейших технических средств. Другим направлением поисков стал сценический минимализм, выразившийся в полном отсутствии декораций и оформления.

 

Этот приём позволял сосредоточить внимание зрителей на актёрском исполнении, особенностях текста и сценической речи. Складывался облик нового поколения режиссёров и драматургов, ориентированного на театр с ярким индивидуальным сценическим почерком.

 

Лидером в освоении оперного и балетного репертуара стал Мариинский театр Санкт-Петербурга.

Рис. 5. Николай Цискаридзе

После развала Союза за границу уехали многие деятели музыки. Большой популярностью в стране пользовался ансамбль Мариинского театра во главе с В. Гергиевым. Артисты балета — Н. Цискаридзе, 
А. Волочкова и др. (рис. 5).

 

Под руководством главного дирижёра и художественного руководителя театра В. А. Гергиева был поставлен цикл опер С. С. Прокофьева и оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга». Ежегодный фестиваль «Белые ночи», проходящий на сцене Мариинского театра и других концертных площадках северной столицы, неизменно привлекал лучших отечественных и зарубежных исполнителей.

Первые премьеры прошли на сцене открытого в 2002 г. филиала Большого театра. Новые здания появились у «Новой оперы» (художественный руководитель 
Е. В. Колобов), Камерного музыкального театра Б. А. Покровского. Заметными событиями стали музыкальные постановки в российских городах: Нижнем Новгороде (опера С. М. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», дирижёр 
М. Л. Ростропович), Саратове, Самаре, Перми, Казани, Новосибирске.

 

Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создаёт основы для развития сугубо индивидуальной манеры её исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по-прежнему связывает с именами А. Г. Шнитке, 
Э. В. Денисова, С. А. Губайдулиной, Г. А. Канчели и другими.

 

Во второй половине 1990-х гг. вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М. В. Плетнёв, А. Б. Любимов, Е. И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н. Г. Гутман (виолончель), Ю. А. Башмет (альт), Г. М. Кремер и В. В. Третьяков (скрипка).

 

Лучшие отечественные дирижёры — Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, 
В. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. М. Федосеев — работали и в России, и за рубежом.

 

В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления: новый традиционализм, или неотрадиционализм, т. е. применение уже апробированных стилистических приёмов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.

 

К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество президента Академии художеств Российской Федерации 
З. К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции в Москве и других городах России внесли новые черты в городской ландшафт и вызвали в середине 1990-х гг. ожесточённую дискуссию. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И. С. Глазунов — автор исторических композиций и портретов — и A. М. Шилов — создатель портретной галереи современников. В близкой к реализму манере работали скульпторы О. К. Комов, 
B. М. Клыков, А. И. Рукавишников и другие.

 

В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. В 1990-е гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталляции — художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов, в том числе и предметов быта; перформансы — формы общения художника и зрителя при помощи различных художественных средств (элементы театрального действия, музыка, организация пространства).

Средства массовой информации

Радикальные перемены произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из ярких примет нового времени.

 

Отечественные радиостанции, вещавшие до 1990-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FM-диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы (REN-TV, НТВ и другие).

 

Открылись новые телеканалы, кроме ОРТ и РТР, появились первые частные каналы ТВ, НТВ, Ren-TV, ТВ 6, Москва, MTV, появился телеканал «Культура», десятки газет и журналов разной тематики. В конце 90-х 4 млн россиян были пользователями Интернета (рис. 6).

Рис. 6. Фрагмент офисного здания Телекомпании НТВ. Москва

 

Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры. Большое значение стала иметь деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

 

Реалии XXI века — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью — Интернетом — в конце 1990-х гг. пользовались около 4 млн человек, а в 2007 г. — уже около 30 млн человек. Появились интернет-кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имел средств приобрести персональный компьютер.


 

Какую роль стали играть СМИ в жизни государства?


Российский спорт

Проблемы, с которыми столкнулась Россия в 1990-х гг., отразились и на состоянии спорта. Больше всего пострадала его материальная база. С уменьшением финансирования до 85 % спортивных сооружений прекратило своё существование. Материальная база для массового спорта фактически перестала существовать. Это не могло не отразиться как на спортивных достижениях страны, так и на подготовке олимпийского резерва, развитии массового спорта. Количество медалей становилось с каждой Олимпиадой всё меньше. Однако и в этих условиях российские спортсмены одерживали блистательные победы. Страна гордилась достижениями трёхкратных олимпийских чемпионов борца 
А. Карелина и лыжницы Л. Лазутиной, четырёхкратных олимпийских чемпионов пловца А. Попова и гимнаста А. Немова, выдающихся теннисистов М. Сафина, 
Е. Кафельникова и А. Курниковой, хоккеистов В. Фетисова, П. и В. Буре и 
И. Ларионова, фигуристов А. Ягудина и Е. Плющенко, вошедших в историю отечественного и мирового спорта (рис.7). 

Рис. 7. Выдающиеся спортсмены России

 

Однако становилось очевидным, что без повседневного внимания и государственной поддержки мастеров спорта, без развития массовой физкультуры и спорта Россия может в короткий срок утратить былые позиции в мировом спорте.

 


Контрольные вопросы

 

  1. Какое влияние на развитие культуры страны оказало социально-экономическое и политическое развитие России последнего десятилетия XX в. — начала XXI в.? При подготовке ответа обратите внимание на раскрытие следующих позиций: рынок и культура — негативное и позитивное влияние рынка; утраты и приобретения в культуре; что такое коммерциализация досуга.
  2. В чём проявились особенности духовной жизни российского общества в последнее десятилетие?
  3. Как вы думаете, почему в последнее десятилетие в широких кругах населения возрос интерес к истории нашей Родины? В чём, на ваш взгляд, заключается развитие новых тенденций в литературе, живописи, архитектуре?
  4. Какие из тенденций в культуре начала XX в. получили продолжение в современном мире? Дайте характеристику постмодернизму. Выскажите своё отношение к этому явлению культурной жизни.
  5. Заполните таблицу «Изменения в культурной жизни страны в начале XXI в.».

 

Отрасли культуры

Содержание

Имена


Предыдущий урок
Российская Федерация в 1991—2020 гг. Российская экономика на пути к рынку. Конституция России 1993 г.
Российская Федерация в 1991-2020 гг.
Следующий урок
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Мир после Второй мировой войны
  • Сложное синтаксическое целое. Абзац. Средства связи

    Русский язык

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие

    Русский язык

  • Атомное ядро. Элементарные частицы. Состав ядра

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке