Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Химические реакции

Химические взаимодействия

28.03.2024
2220
0

Химические реакции

План урока

  • Классификация химических реакций
  • Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация
  • Реакции ионного обмена
  • Окислительно-восстановительные реакции

Цели урока

  • дать классификацию химических реакций по различным признакам
  • повторить понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация
  • вспомнить признаки реакций ионного обмена
  • повторить основные понятия по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Разминка

  • Что такое химическая реакция?
  • Какие вещества способны проводить электрический ток?
  • Что такое степень окисления элемента?

Классификация химических реакций

В природе мы можем наблюдать два типа явлений: физические и химические. Для химии наибольший интерес представляют химические явления, или химические реакции. Существенным отличием химических явлений от физических является то, что во время химических явлений происходит превращение одних веществ в другие . При физических явлениях состав вещества не изменяется.

 

Химические реакции всегда сопровождаются какими-либо признаками :

  • изменение цвета;
  • выпадение или растворение осадка;
  • выделение газа;
  • изменение окраски индикатора;
  • появление запаха и пр.

Конечно, не всегда проявление признака указывает на то, что протекает именно химическая реакция.

 

Чтобы не потеряться в огромном разнообразии химических реакций, принято их классифицировать по различным признакам.

 

Признак классификации

Тип реакций

По числу и составу реагентов и продуктов реакции

  • Реакции соединения (из нескольких веществ образуется одно сложное вещество)
  • Реакции разложения (из одного сложного вещества образуется несколько веществ)
  • Реакции замещения (из одного простого вещества и одного сложного вещества образуется новое простое и новое сложное)
  • Реакции обмена (из двух сложных веществ образуется два новых сложных)

По тепловому эффекту реакции

  • Эндотермические — реакции, протекающие с поглощением теплоты
  • Экзотермические — реакции, протекающие с выделением теплоты

По изменению степеней окисления элементов

  • Окислительно-восстановительные реакции
  • Реакции без изменения степеней окисления

По наличию катализатора

  • Каталитические реакции
  • Некаталитические реакции

По обратимости

  • Обратимые реакции
  • Необратимые реакции


Упражнение 1

 

Дано уравнение реакции: CaCO3  CaO + CO2 + Q. Классифицируйте данную реакцию по известным вам признакам.


Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

Вспомним основные понятия.

 

  • Электролиты — вещества, которые в расплавах или растворах проводят электрический ток.
  • Неэлектролиты — вещества, которые в расплавах или растворах не проводят электрический ток.
  • Электролитическая диссоциация  — процесс распада электролита на ионы в растворе или расплаве.
  • Ионы — положительно или отрицательно заряженные частицы.

Положительные ионы называют катионами , например, катион водорода H+ или катионы металлов Mn+ и пр.

 

Отрицательные ионы называют анионами, например, гидроксид-анион ОН− или анионы кислотных остатков Acdn.

 

Диссоциация электролитов характеризуется особой величиной — степенью диссоциации α , которая находится по формуле:

α=nдnр,

где nд — количество вещества электролита, распавшегося на ионы; nр — количество растворенного вещества.

 

Степень диссоциации в растворе зависит от природы электролита и его концентрации (чем больше концентрация, тем меньше степень диссоциации, соответственно, степень диссоциации можно увеличить, разбавив раствор).

 

По степени электролитической диссоциации электролиты можно разделить на сильные и слабые.

 

Сильные электролиты в растворе полностью распадаются на ионы (α→1), то есть диссоццируют необратимо. К ним относят:

  • все растворимые в воде соли;
  • щёлочи;
  • многие кислоты, например, HCl, HNO3, H2SO4.

Слабые электролиты лишь частично распадаются на ионы (α→0). Диссоциируют такие электролиты обратимо. 

 

К слабым электролитам относят:

  • многие неорганические кислоты, например: HNO2, H2S, H2CO3, HF;
  • гидрат аммиака NH3 · H2O;
  • органические кислоты, например, CH3COOH (уксусная кислота).


Упражнение 2

 

Запишите уравнения электролитической диссоциации сульфата цинка, фосфата калия и гидрокарбоната натрия.


Упражнение 3

 

При диссоциации 1 моль какого вещества будет образовываться наибольшее число анионов:

1) KCl      2) CuSO4      3) Ba(OH)2     4) AgNO3.


Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена могут протекать в растворах при соблюдении некоторых условий:

  • выпадение осадка;
  • выделение газа;
  • образование слабого электролите (в частности воды).

Для протекания реакции должно соблюдаться хотя бы одно условие.

 

В растворе не могут одновременно существовать ионы, которые образуют нерастворимое или малорастворимое вещество, газ или молекулы слабого электролита.


Упражнение 4

 

Запишите молекулярное, полное ионное и сокращённое ионное уравнения взаимодействия сульфита калия и азотной кислоты. 


Окислительно-восстановительные реакции

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) — реакции, в ходе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.

 

При протекании химических реакций осуществляются два процесса: окисление и восстановление.

 

Окисление — процесс отдачи электронов. Вещество, которое отдаёт электроны, называется  восстановитель .

 

Восстановление — процесс принятия электронов. Вещество, принимающее электроны, называется  окислитель .

 

Взаимосвязь значений степеней окисления и процессов окисления и восстановления можно увидеть на схеме ниже.

К ОВР относятся все реакции замещения, так как в них всегда участвует простое вещество. Любая реакция с участием простого вещества будет окислительно-восстановительной.

 

В ОВР число электронов, которые отдал восстановитель, будет равно числу электронов, которые принял окислитель, то есть соблюдается электронный баланс .

 

Чтобы составить уравнение ОВР методом электронного баланса, нужно выполнить следующие действия:

  1. Определить степени окисления химических элементов в уравнении реакции и найти те элементы, которые изменили свою с. о.;
  2. Составить уравнения перехода электронов, схему электронного баланса и определить процессы окисления и восстановления, а также окислитель и восстановитель;
  3. Составить молекулярное уравнение реакции с учётом коэффициентов, полученных при составлении электронного баланса.


Пример 1 

 

Дана схема реакции: Al + Cl2 = AlCl3. Уравнять методом электронного баланса.


Решение

 

1. Определяем степени окисления:

Al0 + Cl20 = Al+3Cl3-1.

Степень окисления изменили и алюминий, и хлор.

 

2. Составляем уравнения перехода электронов и схему электронного баланса:

Коэффициент перед алюминием – 2, а перед хлором – 3.

 

3. Записываем молекулярное уравнение с учетом коэффициентов:

2Al + 3Cl2 = 2AlCl3.


Упражнение 5

 

Уравняйте методом электронного баланса:

Cu + HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O.


Контрольные вопросы

  1. Перечислите типы химических реакций.
  2. Какой величиной характеризуется электролитическая диссоциация?
  3. Какие вещества не подвергаются электролитической диссоциации?
  4. Что такое окисление и восстановление?


Предыдущий урок
Гидролиз солей
Химические взаимодействия
Следующий урок
Гидролиз солей
Химические взаимодействия
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида. Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции

    Биология

  • Государство

    Обществознание

  • Places to stay. Место проживания

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке