На прошлом уроке вы узнали о морфологических признаках имени существительного, разобрали сложные случаи употребления некоторых существительных и вспомнили, роль каких членов предложения могут выполнять слова этой части речи. Сегодня мы рассмотрим, какими способами образуются новые имена существительные.
- Роль приставки и суффикса при образовании существительных
- Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования новых имён существительных
- Сложение без/с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса
- Сложносокращённые слова и аббревиатуры
- Морфемные модели
- Знать: основные способы словообразования имён существительных
- Уметь: определять способы словообразования имен существительных, выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова
Имя существительное по многообразию словообразовательных способов превосходит другие части речи. Морфемы, которые наиболее активно участвуют в образовании существительных, – это приставки и суффиксы.
В русском языке насчитывается три основных способа образования новых имён существительных с использованием данных морфем: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный. Рассмотрим эти способы более подробно; для этого нужно вспомнить графические обозначения:
Бессуффиксный способ
В этом случае суффикс не добавляется к исходной основе, а, наоборот, отсекается вместе с окончанием исходного слова. Таким способом образуются имена существительные от глаголов и прилагательных:
Еще один способ, с помощью которого активно образуются имена существительные, – сложение. Результатом становится создание сложных имён существительных. Существует несколько видов сложения.
Еще один способ связан с появлением сложносокращённых слов. Сложносокращённые имена существительные образуются из сокращённых частей слов: спортплощадка (спортивная площадка), стройотряд (строительный отряд), юнкор (юный корреспондент) и др.
Некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), вуз (высшее учебное заведение) и т. п. Такой способ образования называется аббревиа́цией, а слова – аббревиату́рами. Грамматический род аббревиатуры определяется по главному слову словосочетания, от которого она была образована:
СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) начал приёмную кампанию.
Иногда нужно учитывать также и число главного слова:
СМИ (средства массовой информации) упомянули о важной встрече.
В русском языке слова образуются по морфемным (словообразовательным моделям), т. е. определённым образцам. Чтобы уметь образовывать новые слова, необходимо знать, что у каждой конкретной морфемы есть своё значение.
Слова, образованные при помощи суффикса -ист-, являются именами существительными м. р. 2 скл. со значением лица по принадлежности к профессии, роду занятий и т.д. (гитарист, юморист, сумоист). От слов данной модели образуются, в свою очередь, существительные ж. р. с суффиксом -к-(а) (гитаристка, юмористка, сумоистка).
Как вы уже поняли, схема строения слова, его морфемный состав с выделенным окончанием дают информацию о грамматической форме слова. Так, схема с суффиксом -ость- и окончанием -ю говорит не только о том, что слова, которые она обозначает, являются существительными с отвлечённым значением (радостью, дерзостью), нарицательными, неодушевлёнными, 3 скл., ж. р., но и о том, что они стоят в форме единственного числа творительного падежа.
Из этого мы делаем вывод: морфемная модель рассказывает о грамматическом значении слов и о том, как они образованы.
Контрольные вопросы
- Почему приставки и суффиксы играют важную роль при образовании существительных?
- Приведите примеры имён существительных, образованных при помощи суффиксального, приставочного и приставочно-суффиксального способов.
- Что вам известно о сложении как о способе образования существительных? Какие типы сложения вы знаете?
- Что такое аббревиатура? Какие сложности связаны с их употреблением в речи?
- Почему важно знать о морфемных моделях? Какие морфемные модели вам известны?