Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словообразование имен существительных

Морфемика и словообразование

12.12.2024
2120
0

Словообразование имен существительных

 

На прошлом уроке вы узнали о морфологических признаках имени существительного, разобрали сложные случаи употребления некоторых существительных и вспомнили, роль каких членов предложения могут выполнять слова этой части речи. Сегодня мы рассмотрим, какими способами образуются новые имена существительные. 

 

План урока

  • Роль приставки и суффикса при образовании существительных
  • Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования новых имён существительных
  • Сложение без/с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса
  • Сложносокращённые слова и аббревиатуры
  • Морфемные модели

Цели урока

  • Знать: основные способы словообразования имён существительных
  • Уметь: определять способы словообразования имен существительных, выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

 

Имя существительное по многообразию словообразовательных способов превосходит другие части речи. Морфемы, которые наиболее активно участвуют в образовании существительных, – это приставки и суффиксы.

 

В русском языке насчитывается три основных способа образования новых имён существительных с использованием данных морфем: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный. Рассмотрим эти способы более подробно; для этого нужно вспомнить графические обозначения:

Рис. 1. Графические обозначения морфем

 

Рис. 2. Суффиксальный способ образования существительных

 

Рис. 3. Приставочный способ образования существительных

 

Рис. 4. Приставочно-суффиксальный способ образования существительных

Бессуффиксный способ

Рис. 5. Бессуффиксный способ образования существительных

В этом случае суффикс не добавляется к исходной основе, а, наоборот, отсекается вместе с окончанием исходного слова. Таким способом образуются имена существительные от глаголов и прилагательных:

Еще один способ, с помощью которого активно образуются имена существительные, – сложение. Результатом становится создание сложных имён существительных. Существует несколько видов сложения.

Рис. 6. Сложение без соединительный гласной

 

Рис. 7. Сложение с соединительный гласной

 

Рис. 8. Сложение с одновременным присоединением суффикса

 

Еще один способ связан с появлением сложносокращённых слов. Сложносокращённые имена существительные образуются из сокращённых частей слов: спортплощадка (спортивная площадка), стройотряд (строительный отряд), юнкор (юный корреспондент) и др.

 

Некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), вуз (высшее учебное заведение) и т. п. Такой способ образования называется аббревиа́цией, а слова – аббревиату́рами. Грамматический род аббревиатуры определяется по главному слову словосочетания, от которого она была образована:

 

СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университетначал приёмную кампанию. 
 

Иногда нужно учитывать также и число главного слова: 

 

СМИ (средства массовой информацииупомянули о важной встрече.

 

В русском языке слова образуются по морфемным (словообразовательным моделям), т. е. определённым образцам. Чтобы уметь образовывать новые слова, необходимо знать, что у каждой конкретной морфемы есть своё значение. 

 

Слова, образованные при помощи суффикса -ист-, являются именами существительными м. р. 2 скл. со значением лица по принадлежности к профессии, роду занятий и т.д. (гитарист, юморист, сумоист). От слов данной модели образуются, в свою очередь, существительные ж. р. с суффиксом -к-(а) (гитаристка, юмористка, сумоистка). 

 

Как вы уже поняли, схема строения слова, его морфемный состав с выделенным окончанием дают информацию о грамматической форме слова. Так, схема с суффиксом -ость- и окончанием говорит не только о том, что слова, которые она обозначает, являются существительными с отвлечённым значением (радостью, дерзостью), нарицательными, неодушевлёнными, 3 скл., ж. р., но и о том, что они стоят в форме единственного числа творительного падежа. 

 

Из этого мы делаем вывод: морфемная модель рассказывает о грамматическом значении слов и о том, как они образованы.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему приставки и суффиксы играют важную роль при образовании существительных?
  2. Приведите примеры имён существительных, образованных при помощи суффиксального, приставочного и приставочно-суффиксального способов.
  3. Что вам известно о сложении как о способе образования существительных? Какие типы сложения вы знаете?
  4. Что такое аббревиатура? Какие сложности связаны с их употреблением в речи?
  5. Почему важно знать о морфемных моделях? Какие морфемные модели вам известны?


 

Предыдущий урок
Словообразование глаголов
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Словообразование наречий
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

    Русский язык

  • Способности человека

    Обществознание

  • Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке