Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словообразование имен существительных

Морфемика и словообразование

31.03.2025
2343
0

Словообразование имен существительных

 

На прошлом уроке вы узнали о морфологических признаках имени существительного, разобрали сложные случаи употребления некоторых существительных и вспомнили, роль каких членов предложения могут выполнять слова этой части речи. Сегодня мы рассмотрим, какими способами образуются новые имена существительные. 

 

План урока

  • Роль приставки и суффикса при образовании существительных
  • Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования новых имён существительных
  • Сложение без/с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса
  • Сложносокращённые слова и аббревиатуры
  • Морфемные модели

Цели урока

  • Знать: основные способы словообразования имён существительных
  • Уметь: определять способы словообразования имен существительных, выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

 

Имя существительное по многообразию словообразовательных способов превосходит другие части речи. Морфемы, которые наиболее активно участвуют в образовании существительных, – это приставки и суффиксы.

 

В русском языке насчитывается три основных способа образования новых имён существительных с использованием данных морфем: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный. Рассмотрим эти способы более подробно; для этого нужно вспомнить графические обозначения:

Рис. 1. Графические обозначения морфем Рис. 1. Графические обозначения морфем

 

Рис. 2. Суффиксальный способ образования существительных Рис. 2. Суффиксальный способ образования существительных

 

Рис. 3. Приставочный способ образования существительных Рис. 3. Приставочный способ образования существительных

 

Рис. 4. Приставочно-суффиксальный способ образования существительных Рис. 4. Приставочно-суффиксальный способ образования существительных

Бессуффиксный способ

Рис. 5. Бессуффиксный способ образования существительных Рис. 5. Бессуффиксный способ образования существительных

В этом случае суффикс не добавляется к исходной основе, а, наоборот, отсекается вместе с окончанием исходного слова. Таким способом образуются имена существительные от глаголов и прилагательных:

Еще один способ, с помощью которого активно образуются имена существительные, – сложение. Результатом становится создание сложных имён существительных. Существует несколько видов сложения.

Рис. 6. Сложение без соединительный гласной Рис. 6. Сложение без соединительный гласной

 

Рис. 7. Сложение с соединительный гласной Рис. 7. Сложение с соединительный гласной

 

Рис. 8. Сложение с одновременным присоединением суффикса Рис. 8. Сложение с одновременным присоединением суффикса

 

Еще один способ связан с появлением сложносокращённых слов. Сложносокращённые имена существительные образуются из сокращённых частей слов: спортплощадка (спортивная площадка), стройотряд (строительный отряд), юнкор (юный корреспондент) и др.

 

Некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), вуз (высшее учебное заведение) и т. п. Такой способ образования называется аббревиа́цией, а слова – аббревиату́рами. Грамматический род аббревиатуры определяется по главному слову словосочетания, от которого она была образована:

 

СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университетначал приёмную кампанию. 
 

Иногда нужно учитывать также и число главного слова: 

 

СМИ (средства массовой информацииупомянули о важной встрече.

 

В русском языке слова образуются по морфемным (словообразовательным моделям), т. е. определённым образцам. Чтобы уметь образовывать новые слова, необходимо знать, что у каждой конкретной морфемы есть своё значение. 

 

Слова, образованные при помощи суффикса -ист-, являются именами существительными м. р. 2 скл. со значением лица по принадлежности к профессии, роду занятий и т.д. (гитарист, юморист, сумоист). От слов данной модели образуются, в свою очередь, существительные ж. р. с суффиксом -к-(а) (гитаристка, юмористка, сумоистка). 

 

Как вы уже поняли, схема строения слова, его морфемный состав с выделенным окончанием дают информацию о грамматической форме слова. Так, схема с суффиксом -ость- и окончанием говорит не только о том, что слова, которые она обозначает, являются существительными с отвлечённым значением (радостью, дерзостью), нарицательными, неодушевлёнными, 3 скл., ж. р., но и о том, что они стоят в форме единственного числа творительного падежа. 

 

Из этого мы делаем вывод: морфемная модель рассказывает о грамматическом значении слов и о том, как они образованы.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему приставки и суффиксы играют важную роль при образовании существительных?
  2. Приведите примеры имён существительных, образованных при помощи суффиксального, приставочного и приставочно-суффиксального способов.
  3. Что вам известно о сложении как о способе образования существительных? Какие типы сложения вы знаете?
  4. Что такое аббревиатура? Какие сложности связаны с их употреблением в речи?
  5. Почему важно знать о морфемных моделях? Какие морфемные модели вам известны?


 

Словообразование имен существительных

 

На прошлом уроке вы узнали о морфологических признаках имени существительного, разобрали сложные случаи употребления некоторых существительных и вспомнили, роль каких членов предложения могут выполнять слова этой части речи. Сегодня мы рассмотрим, какими способами образуются новые имена существительные. 

 

План урока

  • Роль приставки и суффикса при образовании существительных
  • Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования новых имён существительных
  • Сложение без/с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса
  • Сложносокращённые слова и аббревиатуры
  • Морфемные модели

Цели урока

  • Знать: основные способы словообразования имён существительных
  • Уметь: определять способы словообразования имен существительных, выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

 

Имя существительное по многообразию словообразовательных способов превосходит другие части речи. Морфемы, которые наиболее активно участвуют в образовании существительных, – это приставки и суффиксы.

 

В русском языке насчитывается три основных способа образования новых имён существительных с использованием данных морфем: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный. Рассмотрим эти способы более подробно; для этого нужно вспомнить графические обозначения:

Рис. 1. Графические обозначения морфем Рис. 1. Графические обозначения морфем

 

Рис. 2. Суффиксальный способ образования существительных Рис. 2. Суффиксальный способ образования существительных

 

Рис. 3. Приставочный способ образования существительных Рис. 3. Приставочный способ образования существительных

 

Рис. 4. Приставочно-суффиксальный способ образования существительных Рис. 4. Приставочно-суффиксальный способ образования существительных

Бессуффиксный способ

Рис. 5. Бессуффиксный способ образования существительных Рис. 5. Бессуффиксный способ образования существительных

В этом случае суффикс не добавляется к исходной основе, а, наоборот, отсекается вместе с окончанием исходного слова. Таким способом образуются имена существительные от глаголов и прилагательных:

Еще один способ, с помощью которого активно образуются имена существительные, – сложение. Результатом становится создание сложных имён существительных. Существует несколько видов сложения.

Рис. 6. Сложение без соединительный гласной Рис. 6. Сложение без соединительный гласной

 

Рис. 7. Сложение с соединительный гласной Рис. 7. Сложение с соединительный гласной

 

Рис. 8. Сложение с одновременным присоединением суффикса Рис. 8. Сложение с одновременным присоединением суффикса

 

Еще один способ связан с появлением сложносокращённых слов. Сложносокращённые имена существительные образуются из сокращённых частей слов: спортплощадка (спортивная площадка), стройотряд (строительный отряд), юнкор (юный корреспондент) и др.

 

Некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), вуз (высшее учебное заведение) и т. п. Такой способ образования называется аббревиа́цией, а слова – аббревиату́рами. Грамматический род аббревиатуры определяется по главному слову словосочетания, от которого она была образована:

 

СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университетначал приёмную кампанию. 
 

Иногда нужно учитывать также и число главного слова: 

 

СМИ (средства массовой информацииупомянули о важной встрече.

 

В русском языке слова образуются по морфемным (словообразовательным моделям), т. е. определённым образцам. Чтобы уметь образовывать новые слова, необходимо знать, что у каждой конкретной морфемы есть своё значение. 

 

Слова, образованные при помощи суффикса -ист-, являются именами существительными м. р. 2 скл. со значением лица по принадлежности к профессии, роду занятий и т.д. (гитарист, юморист, сумоист). От слов данной модели образуются, в свою очередь, существительные ж. р. с суффиксом -к-(а) (гитаристка, юмористка, сумоистка). 

 

Как вы уже поняли, схема строения слова, его морфемный состав с выделенным окончанием дают информацию о грамматической форме слова. Так, схема с суффиксом -ость- и окончанием говорит не только о том, что слова, которые она обозначает, являются существительными с отвлечённым значением (радостью, дерзостью), нарицательными, неодушевлёнными, 3 скл., ж. р., но и о том, что они стоят в форме единственного числа творительного падежа. 

 

Из этого мы делаем вывод: морфемная модель рассказывает о грамматическом значении слов и о том, как они образованы.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему приставки и суффиксы играют важную роль при образовании существительных?
  2. Приведите примеры имён существительных, образованных при помощи суффиксального, приставочного и приставочно-суффиксального способов.
  3. Что вам известно о сложении как о способе образования существительных? Какие типы сложения вы знаете?
  4. Что такое аббревиатура? Какие сложности связаны с их употреблением в речи?
  5. Почему важно знать о морфемных моделях? Какие морфемные модели вам известны?


 

Предыдущий урок
Словообразование глаголов
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Орфоэпия. Произношение имен прилагательных
Фонетика
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Жёсткость воды и способы её устранения

    Химия

  • Какие бывают растения

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке