Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словообразование глаголов

Морфемика и словообразование

27.04.2024
2205
0

Словообразование глаголов

 

На прошлом уроке вы вспомнили о морфологических признаках глагола как части речи. Сегодня мы рассмотрим основные способы, с помощью которых может быть образован глагол, а также вы узнаете о правописании некоторых приставок.

 

План урока

  • Способы образования глаголов
  • Значение некоторых приставок
  • Правописание слова в приставками пре- и при-
  • Буквы ы – и после приставок

Цели урока

  • Знать: основные способы образования глаголов, правила на орфограммы «Правописание слова с приставками пре- и при-» и «Буквы ы – и после приставок»
  • Уметь: определять, каким способом и с помощью какой морфемы образован глагол, правильно писать слова с орфограммами «Правописание слова с приставками пре- и при-» и «Буквы ы – и после приставок» и объяснять их написание

 

Основные способы, с помощью которых в современном русском языке образуются глаголы, – это приставочный и суффиксальный.

 

Чаще всего глаголы образуются от других глаголов приставочным способом:

Глаголы, образованные при помощи приставок о- (об-) могут обозначать движение вокруг предмета (облететь, опутать) или достижение результата (окончить, освободиться). Глаголы с приставками  раз-/рас- (разо-) обозначают разъединение (разодрать, раскидать), а также доведение действия до конца (развеселить, рассориться).

Правописание слова с приставками пре- и при-

В русском языке есть две приставки – при- и пре- – употребление и написание которых зависит от значения слова.

 

При- употребляется

Пре- употребляется

 - Если передаётся значение близости к лицу или предмету (= около, близ)

 

приволжские просторы – просторы, находящиеся недалеко от Волги 

приморский посёлок – поселок вблизи моря

 

 - Если передаётся значение присоединения, приближения (= соединить, приблизиться, достичь)

 

прилепить пластилин, прижаться носом

 

 - Если передается значение неполноты действия (= чуть-чуть, немного, ненадолго)

 

притормозить, прилечь, присесть

 - Если передаётся значение высшей степени качества или действия (= очень, самый-самый)

 

превозносить кумира – очень сильно хвалить

преумный – самый умный

 

 - Если значение схоже со значением приставки пере-

 

преступить закон – переступить

преградить дорогу – перегородить 

 - В некоторых случаях значение приставки при- установить не так просто: примечать, присутствовать, притеснять, привыкнуть, привлекать, причудливый. Такие слова нужно проверять по словарю и запоминать их написание.

 - В некоторых случаях значение приставки пре- установить не так просто: преклонный возраст, преследовать, прельщать. Такие слова нужно проверять по словарю и запоминать их написание.

 - В некоторых словах при- входит в состав корня: приключение, прибаутка, привередливый, притворяться, природа, привилегированный, принадлежать, пригласить, признание. Написание этих слов надо запомнить.

- В некоторых словах приставка пре- со временем вошла в состав корня и теперь приставкой уже не является: преподавать, препятствовать, превращать, презреть, прекратить, знаки препинания. Написание этих слов надо запомнить.

 

В русском языке используется немало заимствований, которые начинаются с пре- или при-. Запомните правописание слов и правильную постановку ударения:

 

прести́ж

президе́нт

прези́диум

премье́ра

прете́нзия [т’] и [т], [н’з’]

премирова́ть

привиле́гия

приорите́т

принципиа́льный

приватиза́ция

примити́вный

примадо́нна [н:]

 

С написанием глаголов (и не только) связана ещё одна орфограмма – буквы ы – и в корне после приставок.

 

Таблица 1. Правописание Ы - И в корне после приставок


Контрольные вопросы:

 

  1. Перечислите основные способы образования глаголов. Приведите примеры.
  2. Объясните, в каких случаях пишется приставка пре-, а в каких – при-?
  3. Когда после приставки пишется буква ы, а когда – и? Приведите примеры.


Предыдущий урок
Словообразование имен существительных
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Словообразование имен существительных
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного

    Русский язык

  • Орфоэпия. Произношение имен прилагательных

    Русский язык

  • Отношения с окружающими

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке