Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова

Фонетика

18.04.2024
1948
0

Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова

 

На прошлом уроке вы вспомнили о трёх типах речи: повествовании, описании и рассуждении; повторили понятия «данного» и «нового», а также способы и средства связи в тексте.

 

Сегодня мы поговорим о фонетическом уровне языка: повторим необходимые определения, звуковой состав русского языка, знаки, используемые при записи транскрипции. Результатом сегодняшнего урока станет выполнение фонетического анализа. 

План урока:

  • Фонетика и орфоэпия
  • Фонетический состав русского языка
  • Гласные и согласные
  • Знаки в транскрипции
  • Звукопись
  • Фонетический анализ слова
  • Обозначение некоторых безударных гласных

Цели урока:

  • Знать определения терминов, фонетический состав русского языка, знаки, использующиеся при транскрибировании, порядок фонетического анализа слова, приёмы звукописи
  • Уметь выполнять фонетический разбор слова, находить в тексте приём звукописи

 

Русский язык, как любая другая система, делится на уровни. В качестве основных уровней языка выделяются следующие: фонетический, морфемный, лексический, синтаксический и стилистический.

 

Изучение фонетических единиц и принципов их взаимодействия часто вызывает большое количество трудностей. Сегодня мы попробуем избавиться от некоторых из них.


Фонетика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.


Звук — наименьшая фонетическая единица , выделяемая при последовательном членении речи.


Орфоэпия — раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.


 

В русском языке 33 буквы и 42 звука. Буквы ь и ъ не обозначают звуков. Все звуки русского языка делятся на две большие группы: гласные ([а], [о], [у] и пр.) и согласные ([б], [в’], [р] и пр.). 

 

Гласные, в свою очередь, могут быть ударными или безударными. Безударный гласный, находящийся перед ударным слогом, называется предударным. Безударный гласный, находящийся после ударного слога, называется заударным.

 

Согласные делятся на гораздо большее количество групп:

звонкие и глухие (звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует голос; глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос); твёрдые и мягкие.

 

Согласные звуки могут быть парными (иметь пару по звонкости/глухости или мягкости/твёрдости) или непарными.


Транскрипция — передача элементов звучащей речи на письме с помощью системы знаков.


 

В некоторых сложных словах кроме основного ударения ставится ещё и побочное (или добавочное): тѐлепрогра́мма, а̀втомоби́ль, фо̀тообору́дование.

   

В транскрипции используются особые знаки. Сама транскрипция слова пишется в квадратных скобках ([ ]). Для обозначения мягкости звука используется апостро́ф (). Для указания короткой паузы используется одна вертикальная черта (/), для указания продолжительной паузы, обычно располагающейся в конце фразы, — две вертикальные черты (//).

 

Для усиления выразительности речи писатели (чаще поэты) используют приём звукописи, который заключается в целенаправленном подборе звуков. Эти звуки помогают озвучить описываемую картину, услышать некое явление. Так, скопление звуков [р], [р’], [г], [гр] помогает нарисовать образ грозы в известном стихотворении Ф. Тютчева:

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Фонетический анализ слова

1. Произнести слово, подсчитать количество слогов.

 

2. Записать и затранскрибировать слово, поставить ударение.

 

3. Охарактеризовать звуки:

 

  • гласные — ударные и безударные;
  • согласные — звонкие или глухие (парные или непарные), твёрдые или мягкие (парные или непарные).

 

4. Указать количество букв, звуков и слогов. Если количество букв и звуков не совпадает, написать причину, например: буква ё в начале слова обозначает два звука, и т. д.

При выполнении фонетического анализа слова важно помнить о сложных случаях, которые возникают при обозначении безударных гласных:

 

 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое фонетика и орфоэпия?
  2. Сколько звуков насчитывается в русском языке? На какие две большие группы делятся все звуки?
  3. На какие подгруппы делятся гласные звуки? А согласные?
  4. Какие знаки используются при записи транскрипции?
  5. Какой приём основан на использовании в тексте одинаковых или похожих звуков? Для чего он используется поэтами и писателями?
  6. По какому алгоритму выполняется фонетический анализ слова?


Предыдущий урок
Морфология и синтаксис
Морфология и синтаксис
Следующий урок
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова
Фонетика
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Действие одного тела на другое. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

    Физика

  • Сословия в XVII в.: верхи общества. Сословия в XVII в.: низы общества

    История

  • Прямоугольные треугольники

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке