Ребята, сегодня вы заканчиваете изучение материала по русскому языку по программе 7 класса. Этот учебный год ставил перед вами новые непростые задачи, с которыми вы успешно справлялись.
Наша последняя в этом году тема – междометия и звукоподражания.
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх,
Ах!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
Если б кто-нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка я, что глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!.. Не вызвали!
Ц. Ангелов
- Междометие как особая часть речи
- Функции междометий
- Пунктуационное оформление предложений с междометиями
- Многозначность междометий
- Междометия в разговорной и художественной речи
- Звукоподражания
- Междометия и звукоподражания в словообразовании
- Знать функции междометий и звукоподражаний в речи, а также особенности их функционирования
- Уметь приводить примеры междометий и звукоподражаний, находить междометия и звукоподражания в текстах, определять их роль (а также определять, какую эмоцию или чувство передают некоторые междометия)
Междометия — слова особой части речи, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным и выражают чувства или побуждение к действию, не называя их.
Междометия — неизменяемые слова.
В речи междометия используются с целью выражения:
- различных чувств и эмоций (тревога, радость, восторг, отвращение и др.): ага, ай, ай-ай, ах, боженьки, брависсимо, вот это да, вот тебе раз, господи, да ну, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, о, ой, фи, фу;
- команды или приказа: айда, алло, ау, кыш, марш, ну-ка, стоп, тпру, фас, фу, цып-цып, цыц, шаба́ш;
- речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, благодарность и др.): благодарю, всего доброго, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, пока, привет, спасибо и др.
В предложениях междометия чаще всего выделяются запятыми. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: в начале, в середине и в конце предложения. Например: Ай, Моська! (И. А. Крылов) Ах! Не мучьте меня, говорите скорей! (И. А. Гончаров) Если междометие образовано путём повторения, оно пишется через дефис: ай-ай, ой-ой.
Многие междометия называют многозначными, поскольку они могут передавать разные чувства. Такая многозначность достигается при помощи интонации. Например, междометие эх! в разных контекстах может выражать досаду, недовольство, отвращение, тревогу, удивление, удовлетворение.
Междометия в основном используются в разговорной и художественной речи и передают разные чувства человека, особенности его эмоциональной речи. Фразы с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией, часто сопровождаются мимикой, жестами, которые помогаю усилить эмоцию или чувство.
Междометие используется в некоторых художественных произведениях для создания торжественности. Интонация предложений с этим междометием отличается некоторой напряжённостью.
Некоторые лингвисты выделяют в особую группу звукоподражательные слова — неизменяемые слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые людьми, животными или предметами: апчхи, иа-иа, ко-ко-ко, хи-хи, скрип-скрип и т. п.
Междометия и звукоподражания принимают активное участие в словообразовании. Например, со звукоподражанием гав связаны такие однокоренные слова как гавкать, загавкать, прогавкать, погавкать, гавкая, гавкающий, гавканье и др.; с междометием ой – ойкнуть, ойканье, ойкнувший.
Контрольные вопросы:
- Что такое междометия? В какой речи они чаще встречаются?
- Какие функции выполняют междометия? Приведите примеры.
- Как пунктуационно оформляются междометия в предложениях?
- Что такое звукоподражание? Приведите примеры.
- Докажите при помощи примеров, что междометия и звукоподражания являются важной частью словообразовательного процесса.