Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Междометия и звукоподражания

Морфология

Междометия и звукоподражания

 

Ребята, сегодня вы заканчиваете изучение материала по русскому языку по программе 7 класса. Этот учебный год ставил перед вами новые непростые задачи, с которыми вы успешно справлялись.

 

Наша последняя в этом году тема – междометия и звукоподражания.

 

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх,

Ах!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждёт меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка я, что глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!.. Не вызвали!

 

Ц. Ангелов

 

План урока

  • Междометие как особая часть речи
  • Функции междометий
  • Пунктуационное оформление предложений с междометиями
  • Многозначность междометий
  • Междометия в разговорной и художественной речи
  • Звукоподражания
  • Междометия и звукоподражания в словообразовании

Цели урока

  • Знать функции междометий и звукоподражаний в речи, а также особенности их функционирования
  • Уметь приводить примеры междометий и звукоподражаний, находить междометия и звукоподражания в текстах, определять их роль (а также определять, какую эмоцию или чувство передают некоторые междометия)

 


Междометия — слова особой части речи, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным и выражают чувства или побуждение к действию, не называя их.


 

Междометия — неизменяемые слова.

 

В речи междометия используются с целью выражения:

 

  • различных чувств и эмоций (тревога, радость, восторг, отвращение и др.): ага, ай, ай-ай, ах, боженьки, брависсимо, вот это да, вот тебе раз, господи, да ну, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, о, ой, фи, фу;
  • команды или приказа: айда, алло, ау, кыш, марш, ну-ка, стоп, тпру, фас, фу, цып-цып, цыц, шаба́ш;
  • речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, благодарность и др.): благодарю, всего доброго, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, пока, привет, спасибо и др.

 

В предложениях междометия чаще всего выделяются запятыми . Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: в начале, в середине и в конце предложения. Например: Ай, Моська! (И. А. Крылов) Ах! Не мучьте меня, говорите скорей! (И. А. Гончаров) Если междометие образовано путём повторения, оно пишется через дефис: ай-ай, ой-ой

 

Многие междометия называют многозначными , поскольку они могут передавать разные чувства. Такая многозначность достигается при помощи интонации. Например, междометие эх! в разных контекстах может выражать досаду, недовольство, отвращение, тревогу, удивление, удовлетворение.

 

Междометия в основном  используются в разговорной и художественной речи  и передают разные чувства человека, особенности его эмоциональной речи.  Фразы с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией, часто сопровождаются мимикой, жестами, которые помогаю усилить эмоцию или чувство. 

 

Междометие используется в некоторых художественных произведениях для создания торжественности. Интонация предложений с этим междометием отличается некоторой напряжённостью.

 

Некоторые лингвисты выделяют в особую группу звукоподражательные слова  — неизменяемые слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые людьми, животными или предметами: апчхи, иа-иа, ко-ко-ко, хи-хи, скрип-скрип и т. п.

 

Междометия и звукоподражания принимают активное участие в словообразовании . Например, со звукоподражанием гав связаны такие однокоренные слова как гавкать, загавкать, прогавкать, погавкать, гавкая, гавкающий, гавканье и др.; с междометием ой – ойкнуть, ойканье, ойкнувший

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое междометия? В какой речи они чаще встречаются?
  2. Какие функции выполняют междометия? Приведите примеры.
  3. Как пунктуационно оформляются междометия в предложениях?
  4. Что такое звукоподражание? Приведите примеры.
  5. Докажите при помощи примеров, что междометия и звукоподражания являются важной частью словообразовательного процесса.


Предыдущий урок
Деепричастный оборот
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Деепричастие как особая форма глагола
Морфология
  • An informal email. Неформальное электронное письмо

    Английский язык

  • Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

    Геометрия

  • Атлантический океан. Северный Ледовитый океан

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке