Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Употребление причастий и деепричастий в речи

Морфология

23.04.2024
1418
0

Употребление причастий и деепричастий в речи

 

Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение причастий и деепричастий в 7 классе. Вам предстоит узнать, как употребляются эти особые глагольные формы в речи. Кроме того, вы научитесь правильно произносить причастия и деепричастия.

 

План урока

  • Роль причастий в речи
  • Роль деепричастий в речи
  • Произношение причастий и деепричастий

Цели урока

  • Знать стилистическую окраску причастий и деепричастий
  • Знать о переходе некоторых причастий в прилагательные
  • Знать о возможных ошибках, связанных с употреблением деепричастий в речи
  • Уметь правильно ставить ударения в причастиях и деепричастиях; правильно произносить их

Роль причастий в речи

Причастия имеют книжную окраску, употребляясь преимущественно в книжной речи. Отличительными речевыми качествами причастий являются:

 

  • книжная стилистическая окраска;
  • смысловая ёмкость (они, по словам М. В. Ломоносова, заключают «в себе имени и глагола силу»);
  • краткость (относительно придаточных предложений).

Именно из-за этих признаков причастие часто используется писателями при создании художественной прозы: Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. (М. Горький)

 

Некоторые причастия, употребляющиеся в речи в переносном значении, становятся именами прилагательными: текущая река (та, которая течёт) — текущее состояние (настоящее, актуальное).

Роль деепричастий в речи

Деепричастия, как и причастия, редко употребляются в разговорной речи, поскольку имеют книжную окраску.

 

А вот в литературной разговорной речи употребление причастий уместно, ведь они позволяют передать больше информации меньшим количеством слов, заменить сложное предложение простым и дать характеристику глаголу-сказуемому.

 

Когда ребята играли, они забывали о заботах. — Играя, ребята забывали о заботах.

 

Медвежонок ползал по берлоге и тревожно ревел. – Медвежонок ползал по берлоге, тревожно ревя.

 

Глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действие одного и того же лица или предмета. Чтобы правильно строить предложение, важно помнить, что деепричастие имеет двойную зависимость: он связано по смыслу с подлежащим и характеризует глагол-сказуемое в качестве обстоятельства.

 

Итак, деепричастие выражает побочное, добавочное действие деятеля, которого обозначает подлежащее: Заходя в магазин, бабушка уронила авоську. Поэтому нельзя считать правильным предложение Заходя в магазин, у бабушки упала авоська, поскольку в нём глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных деятелей. Буквально предложение несёт такой смысл: авоська заходила в магазин и упала из рук бабушки.

 

Хрестоматийным примером для иллюстрации этой частотной ошибки считается фраза, которую составил А. П. Чехов: «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».

Произношение причастий и деепричастий

Многие краткие страдательные причастия прошедшего времени в мужском, среднем роде и в форме множественного числа сохраняют ударение на том же слоге, что и в полной форме, а в форме женского рода чаще всего ударение переходит на окончание –а (по аналогии с краткими прилагательными): 

 

за́нятый — за́нят, за́нято, за́няты, но занята́;

 

при́нятый — при́нят, при́нято, при́няты, но принята́.

 

Вместе с тем часть причастий произносится по-другому, например:

 

повторённый — повторён, повторена́, повторено́, повторены́.

                 

Следует помнить о правильной постановке ударения и об оглушении звонкого гласного на конце некоторых деепричастий: поло[жы́ф] (положив), подня́[ф] (подняв), созда́[ф] (создав), нача́[ф] (начав), переда́[ф] (передав), поня́[ф] (поняв), про[жы́ф] (прожив), [жыэ]ле́я (жалея), роди́[фшы]сь (родившись).

 

На месте сочетаний зж, жж в корне можно произносить [жж] (долгий твёрдый согласный) и [ж'ж'] (долгий мягкий согласный). Это правило распространяется на слова разных частей речи, а не только на глаголы, причастия и деепричастия. Например: дро[жж]и и дро[ж'ж']и, прие[жж]ий и прие[ж'ж']ий, зави[жж]ав и зави[ж'ж']ав. 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Почему причастия и деепричастия почти не встречаются в разговорной речи, но часто употребляются в письменной?
  2. Какие характеристики причастий и деепричастий делают их привлекательными для писателей?
  3. Какую ошибку можно сделать, употребив деепричастный оборот? Как её избежать?
  4. Как произносятся краткие страдательные причастия прошедшего времени?
  5. Как произносятся деепричастия, оканчивающиеся на букву в?
  6. Как произносятся слова с сочетанием зж, жж?


Предыдущий урок
Междометия и звукоподражания
Морфология
Следующий урок
Полные и краткие причастия
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • В.В. Маяковский. Лирика. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

    Литература

  • Многообразие кольчатых червей

    Биология

  • Образование причастий. Страдательные и действительные причастия

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке