Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Междометия и звукоподражания

Морфология

18.04.2024
1182
0

Междометия и звукоподражания

 

Ребята, сегодня вы заканчиваете изучение материала по русскому языку по программе 7 класса. Этот учебный год ставил перед вами новые непростые задачи, с которыми вы успешно справлялись.

 

Наша последняя в этом году тема – междометия и звукоподражания.

 

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх,

Ах!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждёт меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка я, что глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!.. Не вызвали!

 

Ц. Ангелов

 

План урока

  • Междометие как особая часть речи
  • Функции междометий
  • Пунктуационное оформление предложений с междометиями
  • Многозначность междометий
  • Междометия в разговорной и художественной речи
  • Звукоподражания
  • Междометия и звукоподражания в словообразовании

Цели урока

  • Знать функции междометий и звукоподражаний в речи, а также особенности их функционирования
  • Уметь приводить примеры междометий и звукоподражаний, находить междометия и звукоподражания в текстах, определять их роль (а также определять, какую эмоцию или чувство передают некоторые междометия)

 


Междометия — слова особой части речи, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным и выражают чувства или побуждение к действию, не называя их.


 

Междометия — неизменяемые слова.

 

В речи междометия используются с целью выражения:

 

  • различных чувств и эмоций (тревога, радость, восторг, отвращение и др.): ага, ай, ай-ай, ах, боженьки, брависсимо, вот это да, вот тебе раз, господи, да ну, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, о, ой, фи, фу;
  • команды или приказа: айда, алло, ау, кыш, марш, ну-ка, стоп, тпру, фас, фу, цып-цып, цыц, шаба́ш;
  • речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, благодарность и др.): благодарю, всего доброго, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, пока, привет, спасибо и др.

 

В предложениях междометия чаще всего выделяются запятыми . Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: в начале, в середине и в конце предложения. Например: Ай, Моська! (И. А. Крылов) Ах! Не мучьте меня, говорите скорей! (И. А. Гончаров) Если междометие образовано путём повторения, оно пишется через дефис: ай-ай, ой-ой

 

Многие междометия называют многозначными , поскольку они могут передавать разные чувства. Такая многозначность достигается при помощи интонации. Например, междометие эх! в разных контекстах может выражать досаду, недовольство, отвращение, тревогу, удивление, удовлетворение.

 

Междометия в основном  используются в разговорной и художественной речи  и передают разные чувства человека, особенности его эмоциональной речи.  Фразы с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией, часто сопровождаются мимикой, жестами, которые помогаю усилить эмоцию или чувство. 

 

Междометие используется в некоторых художественных произведениях для создания торжественности. Интонация предложений с этим междометием отличается некоторой напряжённостью.

 

Некоторые лингвисты выделяют в особую группу звукоподражательные слова  — неизменяемые слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые людьми, животными или предметами: апчхи, иа-иа, ко-ко-ко, хи-хи, скрип-скрип и т. п.

 

Междометия и звукоподражания принимают активное участие в словообразовании . Например, со звукоподражанием гав связаны такие однокоренные слова как гавкать, загавкать, прогавкать, погавкать, гавкая, гавкающий, гавканье и др.; с междометием ой – ойкнуть, ойканье, ойкнувший

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое междометия? В какой речи они чаще встречаются?
  2. Какие функции выполняют междометия? Приведите примеры.
  3. Как пунктуационно оформляются междометия в предложениях?
  4. Что такое звукоподражание? Приведите примеры.
  5. Докажите при помощи примеров, что междометия и звукоподражания являются важной частью словообразовательного процесса.


Предыдущий урок
Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор
Морфология
Следующий урок
Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

    Литература

  • Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

    География

  • О. Генри. «Дары волхвов»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке