Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словарное богатство русского языка

Лексика и фразеология

24.04.2024
1356
0

Словарное богатство русского языка

 

На прошлом уроке вы вспомнили правила, регулирующие написание наречий.

 

Сегодня мы поговорим о словарном составе русского языка и узнаем, на какие группы делятся все слова русского языка.

 

План урока

  • Лексика русского языка
  • Группы слов по лексическому значению
  • Группы слов по особенностям употребления в речи
  • Группы слов по происхождению

Цели урока

  • Знать определения терминов (лексика, лексикология, однозначные и многозначные слова и т. д.), основные группы лексики русского языка
  • Уметь приводить примеры слов, относящиеся к различным группам лексики, определять, к каким группам лексики относится слово


Попробуйте предположить: сколько слов в русском языке?


 

В 17-томном «Большом академическом словаре русского языка» зафиксировано 131 257 слов (и это слова только литературного языка!). А вот все слова конкретного живого языка сосчитать нельзя, ведь он ни одного дня не остаётся неизменным. Появляются одни слова, выходят из употребления другие.

 


Все слова языка составляют его лексику  (от греч. lexikosсловарный, словесный) — словарный состав языка.


Лексикология — раздел науки о языке, в котором изучается слово (как основная единица языка) и  словарный состав.


Лексическое значение слова – то, что оно обозначает.  Лексические значения слов можно найти в толковых словарях.


 

Ученые-лексикологи выделяют разные группы слов, в которых отражены:

 

  • особенности лексического значения слов (однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слов);

 

  • особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, профессионализмы, диалектизмы; стилистически нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшая лексика и неологизмы);

 

  • происхождение слов (исконно русские или заимствованные слова).

Группы слов, выделенные по лексическому значению

Слова, имеющие одно лексическое значение, называют однозначными (уравнение, домкрат, Байкал). Слова, которые имеют несколько лексических значений, называют многозначными колокольчик — маленький колокол, колокольчик — растение с цветками, похожими по форме на маленькие колокола. Если слово является многозначным, каждое его значение пишется в словарной статье под отдельным пунктом. 

 

Кроме прямого  (буквального) значения, слова могут иметь и переносное  значение. Коралловое ожерелье — ожерелье, сделанное из коралла (в прямом значении). Коралловые губы — губы кораллового цвета (в переносном значении). В словаре переносное значение слова отмечается пометой перен.

 

Омонимы — слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (печётся — заботится, печётся — готовится в печи или духовке). В словарях для каждого омонима существует отдельная статья.

 

Синонимы — слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (влюблённость — симпатия, идти — плестись, низко — низёхонько и пр.).

 

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (низко — высоко, богатство — бедность, рождаться – умирать).

Группы слов, выделяемые по особенностям употребления в речи

В общеупотребительную лексику входят слова, использование которых ничем не ограничено: их используют все и везде. Общеупотребительная лексика составляет основу словарного состава русского языка.

 

Однако есть слова, употребление которых ограничено. К ним можно отнести:

 

термины — слова, носящие официальный характер и не имеющие экспрессивности и образности, которые употребляются в профессиональной речи, т. е. в речи людей, относящихся к определённой профессии (морфология, интеграл, магма, вирус);

 

профессионализмы — слова, носящие неофициальный характер и обладающие образностью, которые употребляются в профессиональной разговорной речи (баранка — руль у водителей, окно — свободный от занятий урок у преподавателей, полено — хвост волка у охотников);

 

диалектизмы — слова и обороты речи, употребляемые жителями определённой местности, т. е. местные слова (курень — изба, музга — болото, поребрик — бордюр).

 

На фоне стилистически нейтральных слов принято выделять книжные и разговорные слова. Книжные слова  употребляются в письменно-книжной сфере, при введении в разговорную речь они придают ей оттенок книжности (апофеоз, единомыслие, квинтэссенция). 

 

Разговорная лексика — это слова, которые употребляются в разговорной речи, в неофициальной обстановке (балагурить, дешёвка, прихворнуть). 

 

Слова, которые больше не употребляются в речи, называются устаревшими. Они делятся на две группы: историзмы и архаизмы.  Историзмы  — это устаревшие слова, которые обозначают не существующие в наше время предметы и понятия (боярин – сан Московской Руси, камзол – вид мужской одежды, аршин — мера длины, алтын — вид монеты ценностью в три копейки). В современном русском языке нет синонимов к историзмам. Архаизмы  — устаревшие синонимы современных слов (ланиты — щёки, паче — больше, тать — вор).

 

Неологизмы — новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными. В прошлом веке с развитием космонавтики в языке возникли такие неологизмы: ракета, космонавт, луноход и т. п. Но сейчас они общеупотребительны и знакомы всем. Из неологизмов последних лет можно выделить такие слова, как хайп, коронавирус, локдаун, биткойн, зумиться, симпл-димпл и т.д.

 

Группы слов, выделенные по происхождению

 

Исконно русские слова — это слова, которые всегда входили в состав русского языка; они составляют основу русского языка (мать, отец, воин, есть, жить, долг, мысль и т.д.). 

 

Заимствованные слова  — слова, пришедшие в русский язык из других языков (директор, сундук, мюсли, нокаут).

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое лексика? Какая наука изучает лексику?
  2. На какие группы делятся слова русского языка по лексическому значению? Приведите примеры
  3. Чем отличаются термины и профессионализмы?
  4. Что такое диалектизмы? Употребляете ли вы их в своей речи?
  5. На какие две группы делятся устаревшие слова? Как называются новые слова в языке? Приведите примеры.
  6. Какие слова можно отнести к исконно русским?


Предыдущий урок
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слова
Фонетика
Следующий урок
Словарное богатство русского языка
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

    География

  • Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере

    Информатика

  • Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке