Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Биосфера - оболочка жизни

Биосфера

Биосфера — оболочка жизни

План урока

  • Разнообразие организмов на Земле
  • Распространение организмов на Земле
  • Законы распространения жизни на Земле
  • Человек и биосфера

Цели урока

После изучения темы выбудете знать:

  • о том, как живые существа устраивали себе дом;
  • о законах и правилах расселения.

 

После изучения темы вы будете уметь: 

  • сравнивать условия обитания живых организмов;
  • объяснять законы широтной зональности и высотной поясности.

Разминка

  • Какое животное на Земле является самым крупным (это не слон!)?
  • Почему белые медведи не едят пингвинов?
  • Кто базарит на птичьем базаре (не путайте с птичьим рынком!)?
  • Почему сумчатые животные водятся только в Австралии (вспомните о Лавразии и Гондване)?

 

Как работает жизнь? Жизнь — везде! 

 

Первое живое существо появилось на нашей планете около 4 млрд лет назад, это были бактерии. Все живые организмы и всё, что было ими создано или изменено, выделяются в отдельную оболочку Земли. Учение об этой оболочке создал российский учёный Владимир Иванович Вернадский (1863–1945).


Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и изменённая ими, называется биосферой.


Разнообразие организмов на Земле

 

Невозможно подсчитать, сколько всего видов живых организмов жило и живёт сейчас на Земле. 

Все живые организмы на Земле разделяются на царства. Конечно же, мы знаем пока не обо всех видах растений, животных, грибов или бактерий. Но пока мы считаем, что царства составляют: 

  • растения (около 500 тыс. видов);
  • животные (более 1,5 млн видов);
  • грибы (свыше 100 тыс. видов);
  • бактерии (около 10 тыс. видов).

Древние виды живых организмов, которые смогли приспособиться к новым условиям обитания, называются реликтовыми. Например, утконос и ехидна, варан, губки, медузы, мечехвосты или кистепёрая рыба латимерия, которой уже 400 млн лет. 

 

Распространение организмов на Земле

 

Условия жизни всех живых организмов зависят от температуры воздуха, влажности, светового режима. Рыбы, живущие на большой глубине, не могут подняться выше. Животные экваториального леса не выживут в пустыне. А пингвины не окажутся на Северном полюсе, рядом с белыми медведями. Потому что живут на Южном, в Антарктиде. Изучением особенностей распространения живых организмов занимается наука биогеография

На суше границу распространения живых организмов проводят на разной глубине: от сотен метров до нескольких километров. Существуют бактерии, которым не нужен воздух. 

Нижнюю границу владений жизни в Мировом океане проводят на некоторой глубине под океаническим дном (рис. 1). 

Рис. 1. Распространение жизни Рис. 1. Распространение жизни

Самое крупное скопление живых организмов находится на границе суши и тропосферы, суши и океана. Здесь сформировались наиболее комфортные условия для жизни, благоприятное соотношение температуры и влажности воздуха, солнечного света и питательных веществ. Озоновый слой в атмосфере — это верхняя граница биосферы, он защищает живые организмы Земли от ультрафиолетового излучения Солнца.

 

Каким законам подчиняются живые существа на суше 

 

Распространение живых организмов подчиняется закону широтной зональности. Географическая широта влияет на разнообразие животных и растений. Оно уменьшается при движении от экватора к полюсам, что связано с изменением климатических условий. 

Эта закономерность в распределении тепла и влаги привела к появлению природных зон (рис. 2). Широтная зональность — это следствие шарообразности Земли. Так утверждал знаменитый российский учёный Владимир Владимирович Докучаев, основатель почвоведения. 


Природная зона — это часть поверхности Земли (географической оболочки), обладающей определёнными особенностями климата, почв, растительности и животного мира. На Земле выделяют несколько природных зон. В океане также проявляется широтная зональность.


Рис. 2. Карта природных зон Рис. 2. Карта природных зон

Высотная поясность

 

В горах закон широтной зональности не действует. В силу вступает высотная поясность. Это связано с тем, что температура воздуха понижается с высотой, а осадков становится больше (в зависимости от того, на какой склон их приносят ветры).   

Поэтому при подъёме вверх характер растительности изменяется. Каждый «этаж» называют высотным поясом. Смена высотных поясов от подножий к вершинам гор происходит так же, как смена природных зон на равнинах по направлению от экватора к полюсам. 

 

Человек и биосфера

 

В начале своего существования человек полностью зависел от природы. Она давала ему всё. Человек был ребёнком «природы».

Затем зависимость от природы уменьшилась. Человек стал менять природу всё больше и больше. Стал выжигать леса, чтобы на этих участках выращивать хлеб и пасти скот. 

 

Начал добывать полезные ископаемые, развивать промышленность.

Численность населения на Земле стала резко увеличиваться. Люди научились использовать достижения цивилизации для жизни в неблагоприятных природных условиях. 

 

Всё это привело к массовому уничтожению лесов, загрязнению почв, воздуха, водных ресурсов различными отходами. 

Как следствие, нарушается среда обитания живых организмов, что приводит к гибели и исчезновению представителей животного и растительного мира. Это свидетельствует о том, что человек оказывает огромное влияние на биосферу. Разрушение среды обитания сказывается пагубно и на человеке. 

 

В настоящее время в мире создано большое количество заповедников и заказников, национальных и природных парков, резерватов и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ), где деятельность человека ограничена или запрещена. В международную Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Это позволяет сохранить животный и растительный мир на нашей планете.


Контрольные вопросы

 

1. Что такое биосфера? 

2. Когда на Земле появилась жизнь? 

3. Сколько живых организмов на Земле? 

4.К каким царствам они принадлежат? 

5. Что такое «широтная зональность»? 

6. Почему в горных областях действует другой закон — высотной поясности?


Предыдущий урок
Водяной пар в атмосфере, облака
Атмосфера. Климат
Следующий урок
Природно-территориальный комплекс
Биосфера
  • А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

    Литература

  • Решение уравнений

    Математика

  • Охрана растительного мира

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке