Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Язык. Понятие литературного языка. Стили речи

Стилистика

Язык и речь. Стили речи

 

Величайшее богатство народа — его язык.

М. А. Шолохов, писатель 

 

Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

Сократ, древнегреческий философ

 

План урока:

  • Русский язык и его богатство
  • Слово как основная единица языка и оттенки его значения
  • Речь и её виды
  • Речевая ситуация
  • Стили речи в русском языке
  • Особенности стилей речи

Цели урока:

  • Знать, в чём заключается богатство русского языка, что является его основной единицей, что такое речь и какой она бывает, какие выделяют стили речи
  • Уметь различать разные стили речи и определять, к какому стилю речи относится текст, правильно выбирать речевые средства

 


 

Русский язык — один из богатейших языков мира. Богатство русского языка даёт возможность не только дать имя какому-либо предмету или явлению, рассказать, как оно действует и какими признаками обладает, но и выразить оттенки значения, показать оценку говорящего.

 

Например, понятие о человеке, который учится, можно передать такими словами: ученик, студент, школьник, школяр (устаревшее слово), воспитанник и др.

 

О старательном ученике можно сказать так: усердный, трудолюбивый, старательный, добросовестный и др.

 

Очень много в русском языке слов для обозначения действия трудиться. Можно просто работать; стремиться, если есть цель. Можно выпрыгивать из собственных штанов и надрываться, т. е. прикладывать максимальные усилия, или, наоборот, халтурить (разговорное слово), т. е. работать недобросовестно.

 

Итак, слово — это основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений и их свойств.

 

Лингвистика (или языкознание) изучает слово с точки зрения:

  • звучания (фонетический анализ);
  • правильного произношения и ударения (орфоэпический анализ);
  • лексического значения и его оттенков (лексический анализ);
  • морфемного состава (морфемный разбор);
  • словообразования (словообразовательный разбор);
  • правописания (орфографический разбор);
  • морфологических признаков (морфологический разбор) и т. д.

Придавать словам оттенки смысла могут приставки и суффиксы: лететь — прилететь, улететь, вылететь, долететь, перелететь и др.; собака — собачка, собачонка и др.

 

Многие русские пословицы и поговорки, несущие в себе народную мудрость, посвящены языку:

 

Язык разум открывает

Язык до Киева доведёт

Язык не стрела, а пуще стрелы

 

Человек, который умеет к месту использовать пословицы и поговорки, оживляет и украшает свою речь, делает её яркой.

 

Русский язык не просто так считается одним из самых выразительных и богатых, ведь его важную роль отмечали именитые деятели культуры разных стран. «Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», — считал французский писатель и переводчик П. Мериме.

 

Что говорить о русских мастерах слова, которые именно на этом языке создавали свои великие произведения, используя его своеобразие, звучание и выразительные возможности. Писатель А. И. Куприн утверждал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Мы с вами постараемся стать такими же умельцами, которые искусно используют язык и его средства. Восторгался русским языком и Н. В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи»

 

Говоря о языке, нельзя не упомянуть такое понятие, как речьРечь — это использование языка для общения. Можно сказать, что речь — это язык на практике, в действии.

 

Речь бывает разной:

  • устной/звучащей и письменной;
  • монологической, когда говорит один человек, и диалогической, когда говорят несколько людей.

Необходимо помнить о том, что речь моментально даёт вашему собеседнику понять, какой перед ним человек. Вы наверняка знаете такую пословицу: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Ваша речь — это та самая «одёжка» ваших мыслей. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно показать себя умным и культурным человеком.

 

Этикетные формулы для выражения: 

  • приветствия: добрый день/вечер/утро, здравствуй(те), привет;
  • прощания: до свидания, до встречи, прощай(те), всего доброго, пока;
  • просьбы: пожалуйста, будьте добры/любезны;
  • сожаления: извини(те), прости(те), мне жаль, я вам сочувствую, сожалею;
  • благодарности: спасибо, благодарю, вы очень добры, вы очень любезны;
  • ответ на благодарность: пожалуйста, не за что, не стоит благодарности.

 

Стили речи

 

Чтобы общение не просто состоялось, но и было успешным, употребление средств языка должно быть уместным. Выбор средств языка напрямую зависит от речевой ситуации, в которой мы находимся. Речевая ситуация похожа на сложное блюдо. Давайте посмотрим, из каких «ингредиентов» оно состоит.

 

Разнообразие и богатство русского языка и речевых ситуаций, в которых мы можем находиться, и объясняет необходимость существования стилей речи. Среди них принято разделять разговорный и книжный. Книжный стиль делится на несколько разновидностей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Изучает многообразие стилей стилистика — наука о стилях и стилистических средствах языка.

Таблица 2. Стили речи Таблица 2. Стили речи

Разговорный стиль обычно используется при беседе в неофициальной обстановке: с друзьями или семьёй, дома или на прогулке и т. д. Отличительная черта разговорного стиля — большая свобода употребления средств языка. В разговорной речи допустимы, например, такие слова, как газировка, т. е. газированная вода (стилистически нейтральное слово), гамать, т. е. играть в компьютерную игру (нейтр.), флексить или выделываться, т. е. выделяться (нейтр.).

 

Для научного стиля главное — точно выразить мысль, поэтому в текстах этого стиля употребляется специальная лексика, термины.

 

Официально-деловой стиль служит для написания законов, писем, заявлений, расписок, жалоб и других официальных документов. Отличительной чертой деловой речи является использование особых устойчивых словосочетаний — речевых штампов: довести до сведения, осуществить изъятие и т. д.

 

Публицистический стиль характерен для газет и журналов, блогов, выступлений на политические и морально-этические темы. Особенностью этого стиля является необходимость убедить слушателя или читателя, поэтому часто используются обращения, вопросы и особая интонация, если текст устный.

 

Художественный стиль занимает особое место среди других книжных стилей, потому что слова в нём выступают не только как средство сообщения, но и как средство создания художественных образов, которые помогают автору повлиять на внутренний мир читателя. Часто в художественной речи используются эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др. — особые речевые обороты. Они делают художественный текст ярче и выразительнее на фоне текстов других стилей.

 

Давайте рассмотрим, как можно использовать разные стили речи, говоря об одном и том же. Допустим, нам нужно описать прогул урока.

 

Разговорный стиль: Резко затрещал звонок. Все оболтусы подскочили: кто-то давил лыбу, кто-то чуть не в носу ковырялся. В кабинете химички не было только всегдашнего филонщика, Ванюхи.

 

Научный стиль: Проблема пропусков уроков учащимися поднимается не первый год. Педагоги понимают, что эта проблема напрямую связана с успеваемостью и качеством знаний. Британские учёные даже дали научное название этому явлению — абсентеизм, что соответствует русским словам «пропуски и прогулы уроков». Рассмотрим, в чём проявляется негативное влияние абсентеизма на примере эксперимента, проведённого группой учащихся 8-го «А» класса.

 

Официально-деловой стиль: Довожу до вашего сведения, что Иванов Иван, ученик 8-го «А» класса, не присутствовал на уроке химии 12 сентября 2021 года. Прошу донести этот факт до сведения родителей вышеупомянутого ученика.

 

Публицистический стиль: Ученье — свет, а неученье?.. Ответ на этот вопрос наверняка может дать некий ученик 8-го «А» класса. И. И. вновь был замечен одним из корреспондентов школьной газеты, когда выходил из школы прямо перед уроком химии.

 

Художественный стиль: Неожиданно зазвенел заливистый звонок на урок. Все ученики в кабинетах привычно вставали у парт: кто с радостью, кто со скучающим видом. Одного человека не хватало сейчас в 112-м кабинете. Ваня Иванов, озираясь, топтался у обшарпанной двери аварийного выхода: он решил прогулять химию.

 

Следует помнить, что в художественных произведениях могут употребляться элементы всех стилей.

 


Контрольные вопросы

 

  1. В чём заключается богатство русского языка?
  2. Какое мнение о русском языке сложилось у зарубежных и отечественных писателей?
  3. Чем язык отличается от речи? Какие бывают виды речи?
  4. Из каких компонентов состоит речевая ситуация?
  5. Какие стили речи существуют в русском языке?


Орфография и пунктуация. Повторение

Орфография и пунктуация
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История