Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

Произведения о природе

Виктор Петрович Астафьев “Стрижонок Скрип”

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением Виктора Астафьева
  • проанализируем и выделим главную мысль
  • дадим характеристику героям произведения

Словарь

Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.
Заполошно – суматошно, неспокойно, взбалмошно.
Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.
Яр – крутой берег, обрыв.

Литература для самостоятельного изучения

В.П. Астафьев - рассказы для детей.

 


Рис. 1. В. П. Астафьев Рис. 1. В. П. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев  (1924 - 2001) — русский писатель, драматург, сценарист. Советский и российский писатель.

 

Виктор Астафьев был человеком редких талантов. За свою жизнь он написал много произведений, живо описывающих деревенскую жизнь, и сделал это настолько талантливо, что человек, знакомый с ней не понаслышке, согласится с правдивостью описания. 


Интересные факты из жизни писателя

 

  • Своё первое произведение он написал ещё во время школьного обучения. Позднее оно было опубликовано под названием «Васюткино озеро».
  • В 27-летнем возрасте Виктор Астафьев опубликовал свой первый рассказ, после чего его произведения начали печатать все чаще и чаще.
  • Несмотря на военные заслуги, карьеру в армии Астафьев не сделал и остался в звании рядового.
  • После войны Астафьев успел попробовать себя в качестве слесаря, дежурного по вокзалу, мойщика мясных туш, учителя, вахтера мясокомбината, подсобного рабочего и кладовщика.
  • За свою литературную карьеру Астафьев написал более сотни книг, которые издавались почти в 30 странах мира.


О произведении

 

Рис. 2. Иллюстрация к произведению Рис. 2. Иллюстрация к произведению

Замечательный, добрый рассказ «Стрижонок Скрип» был написан Виктором Петровичем Астафьевым в 1961 году. 


Историю птиц, которую повествует он в своем произведении, можно полноправно сравнить с человеческой жизнью. Будучи писателем-фронтовиком, автор облек жизнь послевоенного поколения, подрастающего без отцов, в образы стрижат, на долю которых выпало совсем незавидное 

и трудное детство.


В центре внимания рассказчика Стрижонок Скрип – собирательный образ всех тех, кому судьбой предначертано было родиться в такое нелегкое время. На глазах читателя птенец проходит уроки жизни, которые закаляют его волю и дух, учат морали и нравственности, учат бороться со злом, сохраняя в себе человека. Именно поэтому произведение рекомендовано к прочтению детьми младшего школьного возраста – в нем сохранены все мотивы русских народных сказок, однако оно более адаптировано, приближено к современному для автора времени.


Вопросы к тексту

 

Как стрижонок Скрип появился на свет? Кто стал первым учителем птенца?

 

Рис. 3. Иллюстрация к произведению. Рис. 3. Иллюстрация к произведению.

Рождение стрижонка Скрипа в рассказе Астафьева описано достаточно подробно.

 

Скрип вылупившись из яйца тут же удивленно пищит и прижимается к маме - такой теплой и мягкой. Конечно же мама для стрижонка оказывается самым главным существом на свете. Мама заботится о своих птенцах, носит им в клюве воду и мошек, хотя ей приходится для этого много трудиться, ведь отца у скрипа не было.

 

Первое время Скрип только ждал маму, ел и пил, но потом стал порываться исследовать окружающий мир.

Мама не дала ему выползти из гнезда и даже сильно поругала его. Она объяснила, что снаружи очень много опасностей и очень многие враги могут съесть беспомощного птенчика.

 

Также мама скрипа учила птенцов справедливости. Она не позволяла кому-то получить больше еды, чем другие, и строжилась за попытки урвать лишнюю мошку или отобрать ее у собрата.


Какие слова подбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе-матери?

 

В рассказе "Стрижонок Скрип" автор описывает маму-стрижиху трогательно-нежными словами, подчеркивая, что для любого зверя или птицы его мама - самое любимое и нежное существо. Для стрижонка Скрипа его мама - “теплая и мягкая”. Капля дождя, которую она приносит в клюве необычайно вкусная. Мама-стрижиха при этом очень справедливая и строгая, она тщательно следила, чтобы каждый птенец получил свою порцию воды и еды. Когда Скрип хотел выбраться из норки, его мама очень рассердилась и сурово наказала его, но зато он понял, что вылезать нельзя - опасно.

 

Мама-стрижиха была очень хорошей матерью, она кормила детей, хотя ей было трудно это делать одной, она оберегала их, грела и защищала, бесстрашно бросившись в погоню за соколом.


Что случилось с мамой стрижат? Как им удалось выжить?

 

Жизнь животных и птиц в дикой природе часто связана с многими опасностями, и всегда находятся те, кто считает тебя вкусной пищей.

 

В рассказе "Стрижонок Скрип" мы читаем описание главных врагов стрижей - гадюка, коршун, сокол, мальчишки с рогатками.

 

Именно мальчишки и убили папу Скрипа, когда тот еще не родился. Мама стрижонка погибла в битве с соколом. И совсем маленькие стрижата остались сиротами.

 

Однако стрижи оказались очень дружными птицами. Другие взрослые стрижи не бросили маленьких сирот, а начали опекать их всей стаей. Птенцам приносили и еду, и питье, и согревали их всей стаей по очереди. Этим описание заботы других стрижей о малышах писатель Астафьев показал, какие они дружные птицы.


Как Скрип учился летать?

 

Летать для птицы - умение совершенно необходимое. Вот и стрижонок Скрип стремился научиться летать, видя, как летает его мама, а потом, как летают другие птицы стаи. Но, конечно, первый полет дело особенное и волнительное. Наверняка Скрип испытывал некий страх и потому вожак Белое брюшко сам подтолкнул Скрипа к выходу из норки, а когда Скрип полетел, то другие стрижи стаи не давали ему упасть, гоняя его кругами над водой.

 

Автор описывает, что в первый момент скрип боялся, что может упасть, хотя вряд ли это было правдой, мы же не боимся упасть, вставая первый раз на ноги в детстве. Вот и птицы не должны бояться лететь. Потом Скрипу понравилось летать, ему стало очень радостно, и он летал и над самой водой и поднимался высоко в облака.

 

Слова, которые описывают состояние Скрипа: испуганно, с ужасом, с удивлением, радостно, крикнул всему миру.

“Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и... полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.”


Как стрижонок оказался в руках мальчиков? Как автор относится к их поступку?

 

Рис. 4. Иллюстрация к произведению. Рис. 4. Иллюстрация к произведению.

Много приключений пришлось пережить стрижонку Скрипу, пока он не стал взрослой птицей, способной заботиться не только о себе, но и о других стрижах.

 

Когда пришло время ему строить собственную норку, собственный дом, совершил обычную для молодежи ошибку - слишком поспешил и, может быть, поленился сделать норку достаточно глубокой, чтобы в нее не могла пролезть рука человека, особенно любопытного ребенка.

 

Вот и достали его мальчишки в первый же день. Остается только гадать, какие чувства испытывал Скрип, когда его вытащили из норки и начали поглаживать огромные пальцы!

 

 Автор не говорит конкретно о чувствах стрижонка, просто дает понять, что тот сильно переживал. Наверняка, это был прежде всего страх и чувство собственного бессилия что-то изменить.

Хорошо, что мальчишки не стали долго мучить скрипа и отпустили его.

 

Автор называет мальчишек хорошими, потому что они не причинили стрижонку вреда, а посмотрели на него и положили обратно. Однако, доставать птенцов из гнезд или птичек из норок все равно не очень хорошо. Эти маленькие птахи сильно пугаются, у них сильно стучит сердечко и кажется, что сейчас разорвется. Для птиц это большой шок.


Как автор описывает подготовку стрижей к отлету в теплые края?

 

К концу лета стрижи начинают тревожиться и беспокоиться.

 

Так описывает подготовку этих птиц к перелету Астафьев в рассказе "Стрижонок Скрип".

Стрижи много летают и почти не сидят в норках в это время. Они словно прощаются с родным краем перед дальней дорогой и долгим расставанием.

 

Кто знает, может быть стрижи думают о том, что не все они одолеют дважды долгий путь, да и на юге их подстерегают разные опасности, и значит далеко не все стрижи вернуться весной к родному берегу и родным норкам. А потому и кричат стрижи с тревогой и тоской.

 

Видно, что им совсем не хочется улетать, но приходится - скоро ударят морозы, и в наших краях стрижам зимой не выжить.


Понравилось ли вам произведение? Как вы думаете, что В. Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением?

 

Любой человек в той или иной мере наблюдает за природой, что-то замечает, что-то додумывает, о чем-то просто не догадывается. Писатель Виктор Астафьев показал себя тонким наблюдателем и знатоком природы.

 

В рассказе "Стрижонок Скрип" он описывает повадки и привычки стрижей, которые обитают в норах по берегам рек почти по всей России. Автор рассказал о врагах стрижей, о том как они заботятся о детях, как готовятся к перелету - это все он мог наблюдать реально.

 

Но вот сама история Скрипа была придумана автором. Его мысли, чувства, события из жизни были авторским замыслом, с помощью которого писатель заставил нас переживать за стрижонка. Очень может быть, что нечто подобное случалось с другими стрижами, но сам герой придуман Астафьевым.


Разделите текст на части, озаглавьте каждую из них. Перескажите рассказ от имени стрижонка, используя план.

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________


Выпишите слова из текста, которые помогают представить Скрипа.

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________


Закончите фразы.

 

Было интересно узнать, что …

Меня удивило …


Предыдущий урок
М. М. Пришвин «Выскочка»
Произведения о природе
Следующий урок
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».
Устное народное творчество
  • Space

    Английский язык

  • Hobbies & Free time activities

    Английский язык

  • Food. Meals

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке