Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»

Произведения о природе

Александр Иванович Куприн “Барбос и Жулька”

 

Цели урока

  • вспомним этапы развития сюжета художественного произведения
  • раскроем смысл рассказа “Барбос и Жулька”
  • проанализируем поступки героев

Словарь

Приземистый - маленького роста, плотный по телосложению.

Репяхи - колючки, репейник.

Сталактиты - имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост.

Фестоны - выступы по краям штор, занавесок.

Искони - издавна.

Чиновник - государственный служащий.

Деликатный - вежливый, воспитанный.

Полный карьер - самый быстрый конский бег.

Триумфальный - победный.

Лавры - ветви лаврового дерева - символ наград за заслуги.

Бешенство - заболевание, возникающее в результате укуса зараженным животным.

Подпалина - рыжеватое пятно на теле животного.

Лицемерие - неискреннее поведение.

Литература для самостоятельного изучения

  • А. И. Куприн «Белый пудель”.
  • А. И. Куприн «Слон».
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор».
  • А. И. Куприн «Изумруд».

 


Об авторе произведения

 

Рис. 1. А. И. Куприн (1870-1938) Рис. 1. А. И. Куприн (1870-1938)

  • Первые попытки писать стихотворения Куприн начал уже в 12 лет.
  • У Куприна было настолько чуткое обоняние, что он мог распознавать все составляющие духов. Это приводило людей в изумление.
  • В доме у писателя всегда было много животных. Любовь к миру животных проходит через все творчество А. Куприна.
  • Все животные, описанные в произведениях писателя, существовали на самом деле: многих он знал лично, а о некоторых узнавал из книг и газет.


О произведении

 

“Все наши животные- собаки, кошки, козы, обезьяны, медведи, и другие звери - были у нас членами семьи, - вспоминала дочь А. Куприна. - С нежностью и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами”. Животные часто становились главными героями произведений Куприна. 

Главными героями рассказа “Барбос и Жулька” стали собаки.


Это интересно!

 

В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения: охотничьи, служебные, декоративные.


Вопросы к тексту

 

Как вы думаете, о чем этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор рассказа?

         

Можно сказать, что писатель затрагивает в своем произведении сразу несколько тем, каждая из которых важна. Это произведение и о дружбе между собаками, об их, почти человеческих, взаимоотношениях, и об истинной храбрости и трусости. Этот рассказ о силе духа, которая не зависит от физической силы ее носителя. Также можно отметить, что автор поднимает проблему воспитания любви к животным, заботы о них.


Какие чувства в вас вызвал рассказ? Какой отрывок произведения произвел на вас наибольшее впечатление?

 

Чувства, возникающие при прочтении рассказа, могут быть разные. Жалость и восхищение, страх и сочувствие, сопереживание и разочарование, удивление и грусть. Автор так реалистично описывает происшествие во дворе, что сложно остаться равнодушным.


Опишите внешность и поступки собак? Какой можно сделать вывод?

 

Барбос - приземистая, сильная собака, драчливая и неаккуратная.   

Жулька - маленькая комнатная собачка, вежливая и деликатная.

Можно сделать вывод, что по внешности собаки нельзя судить о ее характере. Большая собака может оказаться трусливой в самый значимый момент, а маленькая проявить героизм.


Какие чувства испытал Барбос, увидев бешеного пса? 

 

Барбос испугался за свою жизнь, и это вполне нормальное чувство в подобной ситуации. 


Можно ли назвать поступок Жульки героическим?

 

Героическим называется поступок, действие, которое совершается с риском для жизни. Следовательно поступок Жульки можно назвать героическим.


Как вы думаете, почему в начале рассказа автор подробно описывает внешний вид двух собак?  Найдите и прочитайте описание собак еще раз.

 

Рис. 2. Иллюстрация к произведению Рис. 2. Иллюстрация к произведению

Писатель описывает собак подробно для того, чтобы мы могли лучше узнать о них, их поведении, их характере, их отношениях друг с другом.

“Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд…”.

“Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы…”.


Помните ли вы, как называются все этапы развития сюжета в художественном произведении?


Вспомним!

 


Работа с иллюстрацией 

 

Рассмотрите рисунок (рис. 3). Какой момент рассказа изобразил художник? Рисунок к какому отрывку хотели бы изобразить вы?

 

Рис. 3. Иллюстрация к произведению. Рис. 3. Иллюстрация к произведению.

На рисунке мы видим Барбоса и Жульку. Художник изобразил момент болезни Жульки. Барбос склонился над телом своего друга, сочувствующе облизывает его, прощается.


Каким мы видим Барбоса? А Жульку?

 

Барбос изображен грустным, переживающим за своего друга, а Жулька в страданиях от болезни.


Как вы думаете, можно ли было изменить конец рассказа? Как? 

 

Соотнесите элементы композиции с фрагментами из повести.

 

А. Экспозиция

1. Смерть Жульки.

Б. Завязка

2. Храбрый поступок Жульки.

В. Кульминация

3. Описание Жульки и Барбоса.

Г. Развязка

4. Появление бешеного пса во дворе.

 

Ответ: А -   , Б -  , В -   , Г -   .


Расскажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Выслушайте их мнение о вашем рассказе.


Какие чувства у вас возникли после прочтения произведения? Опишите их.

 

Выберите смайлик, который лучше всего описывает ваше состояние после занятия.

 


Ответы

Упражнение 2

 

Ответ: А - 3, Б - 4 , В - 2, Г - 1


Предыдущий урок
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Повесть «Детство»
Великие русские писатели
Следующий урок
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». С.А. Есенин «Лебедушка», «Распустила крылья белые…»
Произведения о природе
  • Новейшее время: история продолжается сегодня

    Окружающий мир

  • Нулевой артикль

    Английский язык

  • Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком и без

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке