Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»

Произведения о природе

01.04.2025
2500
0

Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

 

Цели урока

  • вспомним этапы развития сюжета художественного произведения
  • раскроем смысл рассказа «Барбос и Жулька»
  • проанализируем поступки героев

Словарь

Приземистый — маленького роста, плотный по телосложению.

Репяхи — колючки, репейник.

Сталактит — имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост.

Фестоны — выступы по краям штор, занавесок.

Искони — издавна.

Чиновник — государственный служащий.

Деликатный — вежливый, воспитанный.

Полный карьер — самый быстрый конский бег.

Триумфальный — победный.

Лавры — ветви лаврового дерева — символ наград за заслуги.

Бешенство — заболевание, возникающее в результате укуса заражённым животным.

Подпалина — рыжеватое пятно на теле животного.

Лицемерие — неискреннее поведение.

Литература для самостоятельного изучения

А. И. Куприн «Белый пудель», «Слон», «Чудесный доктор», «Изумруд»

 


Об авторе произведения

 

Рис. 1. А. И. Куприн (1870–1938) Рис. 1. А. И. Куприн (1870–1938)

  • Первые попытки писать стихотворения Куприн начал уже в 12 лет.
  • У Куприна было настолько чуткое обоняние, что он мог распознавать все составляющие духов. Это приводило людей в изумление.
  • В доме у писателя всегда было много животных. Любовь к миру животных проходит через всё творчество А. Куприна.
  • Все животные, описанные в произведениях писателя, существовали на самом деле: многих он знал лично, а о некоторых узнавал из книг и газет.


О произведении

 

«Все наши животные — собаки, кошки, козы, обезьяны, медведи, и другие звери — были у нас членами семьи, — вспоминала дочь А. Куприна. — С нежностью и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Животные часто становились главными героями произведений Куприна. 

 

Главными героями рассказа «Барбос и Жулька» стали собаки.


Это интересно!

 

В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения: охотничьи, служебные, декоративные.


Вопросы к тексту

 

Как вы думаете, о чём этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор рассказа?

         

Можно сказать, что писатель затрагивает в произведении сразу несколько тем, каждая из которых важна. Это произведение и о дружбе между собаками, об их почти человеческих взаимоотношениях, и об истинной храбрости и трусости. Этот рассказ о силе духа, которая не зависит от физической силы её носителя. Также можно отметить, что автор поднимает проблему воспитания любви к животным, заботы о них.


Какие чувства в вас вызвал рассказ? Какой отрывок произведения произвёл на вас наибольшее впечатление?

 

Чувства, возникающие при прочтении рассказа, могут быть разные. Жалость и восхищение, страх и сочувствие, сопереживание и разочарование, удивление и грусть. Автор так реалистично описывает происшествие во дворе, что сложно остаться равнодушным.


Опишите внешность и поступки собак. Какой можно сделать вывод?

 

Барбос — приземистая, сильная собака, драчливая и неаккуратная.   

Жулька — маленькая комнатная собачка, вежливая и деликатная.

Можно сделать вывод, что по внешности собаки нельзя судить о её характере. Большая собака может оказаться трусливой в самый значимый момент, а маленькая — проявить героизм.


Какие чувства испытал Барбос, увидев бешеного пса? 

 

Барбос испугался за свою жизнь, и это вполне нормальное чувство в подобной ситуации. 


Можно ли назвать поступок Жульки героическим?

 

Героическим называется поступок, действие, которое совершается с риском для жизни. Следовательно, поступок Жульки можно назвать героическим.


Как вы думаете, почему в начале рассказа автор подробно описывает внешний вид двух собак? Найдите и прочитайте описание собак ещё раз.

 

Писатель описывает собак подробно для того, чтобы мы могли лучше узнать о них, их поведении, их характере, их отношениях друг с другом.

 

«Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд…», «Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы…»


Помните ли вы, как называются все этапы развития сюжета в художественном произведении?


Вспомним!

Рисунок


Каким мы видим Барбоса? А Жульку?

 

Барбос изображён грустным, переживающим за своего друга, 

а Жулька — в страданиях от болезни.


Как вы думаете, можно ли было изменить конец рассказа? Как? 

 

Соотнесите элементы композиции с фрагментами из повести.

 

А. Экспозиция

1. Смерть Жульки

Б. Завязка

2. Храбрый поступок Жульки

В. Кульминация

3. Описание Жульки и Барбоса

Г. Развязка

4. Появление бешеного пса во дворе

 

Ответ: А —   , Б —  , В —   , Г —   .


Расскажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Выслушайте их мнение о вашем рассказе.


Какие чувства у вас возникли после прочтения произведения? Опишите их.

 

Выберите смайлик, который лучше всего описывает ваше состояние после занятия.

 

Рисунок


Ответы

 

Упражнение 2

 

А — 3, Б — 4 , В — 2, Г — 1.


Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

 

Цели урока

  • вспомним этапы развития сюжета художественного произведения
  • раскроем смысл рассказа «Барбос и Жулька»
  • проанализируем поступки героев

Словарь

Приземистый — маленького роста, плотный по телосложению.

Репяхи — колючки, репейник.

Сталактит — имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост.

Фестоны — выступы по краям штор, занавесок.

Искони — издавна.

Чиновник — государственный служащий.

Деликатный — вежливый, воспитанный.

Полный карьер — самый быстрый конский бег.

Триумфальный — победный.

Лавры — ветви лаврового дерева — символ наград за заслуги.

Бешенство — заболевание, возникающее в результате укуса заражённым животным.

Подпалина — рыжеватое пятно на теле животного.

Лицемерие — неискреннее поведение.

Литература для самостоятельного изучения

А. И. Куприн «Белый пудель», «Слон», «Чудесный доктор», «Изумруд»

 


Об авторе произведения

 

Рис. 1. А. И. Куприн (1870–1938) Рис. 1. А. И. Куприн (1870–1938)

  • Первые попытки писать стихотворения Куприн начал уже в 12 лет.
  • У Куприна было настолько чуткое обоняние, что он мог распознавать все составляющие духов. Это приводило людей в изумление.
  • В доме у писателя всегда было много животных. Любовь к миру животных проходит через всё творчество А. Куприна.
  • Все животные, описанные в произведениях писателя, существовали на самом деле: многих он знал лично, а о некоторых узнавал из книг и газет.


О произведении

 

«Все наши животные — собаки, кошки, козы, обезьяны, медведи, и другие звери — были у нас членами семьи, — вспоминала дочь А. Куприна. — С нежностью и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Животные часто становились главными героями произведений Куприна. 

 

Главными героями рассказа «Барбос и Жулька» стали собаки.


Это интересно!

 

В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения: охотничьи, служебные, декоративные.


Вопросы к тексту

 

Как вы думаете, о чём этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор рассказа?

         

Можно сказать, что писатель затрагивает в произведении сразу несколько тем, каждая из которых важна. Это произведение и о дружбе между собаками, об их почти человеческих взаимоотношениях, и об истинной храбрости и трусости. Этот рассказ о силе духа, которая не зависит от физической силы её носителя. Также можно отметить, что автор поднимает проблему воспитания любви к животным, заботы о них.


Какие чувства в вас вызвал рассказ? Какой отрывок произведения произвёл на вас наибольшее впечатление?

 

Чувства, возникающие при прочтении рассказа, могут быть разные. Жалость и восхищение, страх и сочувствие, сопереживание и разочарование, удивление и грусть. Автор так реалистично описывает происшествие во дворе, что сложно остаться равнодушным.


Опишите внешность и поступки собак. Какой можно сделать вывод?

 

Барбос — приземистая, сильная собака, драчливая и неаккуратная.   

Жулька — маленькая комнатная собачка, вежливая и деликатная.

Можно сделать вывод, что по внешности собаки нельзя судить о её характере. Большая собака может оказаться трусливой в самый значимый момент, а маленькая — проявить героизм.


Какие чувства испытал Барбос, увидев бешеного пса? 

 

Барбос испугался за свою жизнь, и это вполне нормальное чувство в подобной ситуации. 


Можно ли назвать поступок Жульки героическим?

 

Героическим называется поступок, действие, которое совершается с риском для жизни. Следовательно, поступок Жульки можно назвать героическим.


Как вы думаете, почему в начале рассказа автор подробно описывает внешний вид двух собак? Найдите и прочитайте описание собак ещё раз.

 

Писатель описывает собак подробно для того, чтобы мы могли лучше узнать о них, их поведении, их характере, их отношениях друг с другом.

 

«Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд…», «Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы…»


Помните ли вы, как называются все этапы развития сюжета в художественном произведении?


Вспомним!

Рисунок


Каким мы видим Барбоса? А Жульку?

 

Барбос изображён грустным, переживающим за своего друга, 

а Жулька — в страданиях от болезни.


Как вы думаете, можно ли было изменить конец рассказа? Как? 

 

Соотнесите элементы композиции с фрагментами из повести.

 

А. Экспозиция

1. Смерть Жульки

Б. Завязка

2. Храбрый поступок Жульки

В. Кульминация

3. Описание Жульки и Барбоса

Г. Развязка

4. Появление бешеного пса во дворе

 

Ответ: А —   , Б —  , В —   , Г —   .


Расскажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Выслушайте их мнение о вашем рассказе.


Какие чувства у вас возникли после прочтения произведения? Опишите их.

 

Выберите смайлик, который лучше всего описывает ваше состояние после занятия.

 

Рисунок


Ответы

 

Упражнение 2

 

А — 3, Б — 4 , В — 2, Г — 1.


Предыдущий урок
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»
Произведения о природе
Следующий урок
К. Булычев «Путешествие Алисы»
Фантастика
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Климат Австралии. Внутренние воды. Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

    География

  • Приёмы деления вида 87:29, 66: 22. Проверка умножения. Решение уравнений.

    Математика

  • Единовластие Цезаря. Установление империи

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке