- вспомним этапы развития сюжета художественного произведения
- раскроем смысл рассказа “Барбос и Жулька”
- проанализируем поступки героев
Приземистый - маленького роста, плотный по телосложению.
Репяхи - колючки, репейник.
Сталактиты - имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост.
Фестоны - выступы по краям штор, занавесок.
Искони - издавна.
Чиновник - государственный служащий.
Деликатный - вежливый, воспитанный.
Полный карьер - самый быстрый конский бег.
Триумфальный - победный.
Лавры - ветви лаврового дерева - символ наград за заслуги.
Бешенство - заболевание, возникающее в результате укуса зараженным животным.
Подпалина - рыжеватое пятно на теле животного.
Лицемерие - неискреннее поведение.
- А. И. Куприн «Белый пудель”.
- А. И. Куприн «Слон».
- А. И. Куприн «Чудесный доктор».
- А. И. Куприн «Изумруд».
Об авторе произведения

- Первые попытки писать стихотворения Куприн начал уже в 12 лет.
- У Куприна было настолько чуткое обоняние, что он мог распознавать все составляющие духов. Это приводило людей в изумление.
- В доме у писателя всегда было много животных. Любовь к миру животных проходит через все творчество А. Куприна.
- Все животные, описанные в произведениях писателя, существовали на самом деле: многих он знал лично, а о некоторых узнавал из книг и газет.
О произведении
“Все наши животные- собаки, кошки, козы, обезьяны, медведи, и другие звери - были у нас членами семьи, - вспоминала дочь А. Куприна. - С нежностью и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами”. Животные часто становились главными героями произведений Куприна.
Главными героями рассказа “Барбос и Жулька” стали собаки.
Это интересно!
В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения: охотничьи, служебные, декоративные.
Вопросы к тексту
Как вы думаете, о чем этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор рассказа?
Можно сказать, что писатель затрагивает в своем произведении сразу несколько тем, каждая из которых важна. Это произведение и о дружбе между собаками, об их, почти человеческих, взаимоотношениях, и об истинной храбрости и трусости. Этот рассказ о силе духа, которая не зависит от физической силы ее носителя. Также можно отметить, что автор поднимает проблему воспитания любви к животным, заботы о них.
Какие чувства в вас вызвал рассказ? Какой отрывок произведения произвел на вас наибольшее впечатление?
Чувства, возникающие при прочтении рассказа, могут быть разные. Жалость и восхищение, страх и сочувствие, сопереживание и разочарование, удивление и грусть. Автор так реалистично описывает происшествие во дворе, что сложно остаться равнодушным.
Опишите внешность и поступки собак? Какой можно сделать вывод?
Барбос - приземистая, сильная собака, драчливая и неаккуратная.
Жулька - маленькая комнатная собачка, вежливая и деликатная.
Можно сделать вывод, что по внешности собаки нельзя судить о ее характере. Большая собака может оказаться трусливой в самый значимый момент, а маленькая проявить героизм.
Какие чувства испытал Барбос, увидев бешеного пса?
Барбос испугался за свою жизнь, и это вполне нормальное чувство в подобной ситуации.
Можно ли назвать поступок Жульки героическим?
Героическим называется поступок, действие, которое совершается с риском для жизни. Следовательно поступок Жульки можно назвать героическим.
Как вы думаете, почему в начале рассказа автор подробно описывает внешний вид двух собак? Найдите и прочитайте описание собак еще раз.

Писатель описывает собак подробно для того, чтобы мы могли лучше узнать о них, их поведении, их характере, их отношениях друг с другом.
“Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд…”.
“Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы…”.
Помните ли вы, как называются все этапы развития сюжета в художественном произведении?
Вспомним!

Работа с иллюстрацией
Рассмотрите рисунок (рис. 3). Какой момент рассказа изобразил художник? Рисунок к какому отрывку хотели бы изобразить вы?

На рисунке мы видим Барбоса и Жульку. Художник изобразил момент болезни Жульки. Барбос склонился над телом своего друга, сочувствующе облизывает его, прощается.
Каким мы видим Барбоса? А Жульку?
Барбос изображен грустным, переживающим за своего друга, а Жулька в страданиях от болезни.
Как вы думаете, можно ли было изменить конец рассказа? Как?
Соотнесите элементы композиции с фрагментами из повести.
А. Экспозиция
|
1. Смерть Жульки.
|
Б. Завязка
|
2. Храбрый поступок Жульки.
|
В. Кульминация
|
3. Описание Жульки и Барбоса.
|
Г. Развязка
|
4. Появление бешеного пса во дворе.
|
Ответ: А - , Б - , В - , Г - .
Расскажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Выслушайте их мнение о вашем рассказе.
Какие чувства у вас возникли после прочтения произведения? Опишите их.
Выберите смайлик, который лучше всего описывает ваше состояние после занятия.

Упражнение 2
Ответ: А - 3, Б - 4 , В - 2, Г - 1