- вспомним этапы развития сюжета художественного произведения
- раскроем смысл рассказа «Барбос и Жулька»
- проанализируем поступки героев
Приземистый — маленького роста, плотный по телосложению.
Репяхи — колючки, репейник.
Сталактит — имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост.
Фестоны — выступы по краям штор, занавесок.
Искони — издавна.
Чиновник — государственный служащий.
Деликатный — вежливый, воспитанный.
Полный карьер — самый быстрый конский бег.
Триумфальный — победный.
Лавры — ветви лаврового дерева — символ наград за заслуги.
Бешенство — заболевание, возникающее в результате укуса заражённым животным.
Подпалина — рыжеватое пятно на теле животного.
Лицемерие — неискреннее поведение.
А. И. Куприн «Белый пудель», «Слон», «Чудесный доктор», «Изумруд»
Об авторе произведения

- Первые попытки писать стихотворения Куприн начал уже в 12 лет.
- У Куприна было настолько чуткое обоняние, что он мог распознавать все составляющие духов. Это приводило людей в изумление.
- В доме у писателя всегда было много животных. Любовь к миру животных проходит через всё творчество А. Куприна.
- Все животные, описанные в произведениях писателя, существовали на самом деле: многих он знал лично, а о некоторых узнавал из книг и газет.
О произведении
«Все наши животные — собаки, кошки, козы, обезьяны, медведи, и другие звери — были у нас членами семьи, — вспоминала дочь А. Куприна. — С нежностью и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Животные часто становились главными героями произведений Куприна.
Главными героями рассказа «Барбос и Жулька» стали собаки.
Это интересно!
В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения: охотничьи, служебные, декоративные.
Вопросы к тексту
Как вы думаете, о чём этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор рассказа?
Можно сказать, что писатель затрагивает в произведении сразу несколько тем, каждая из которых важна. Это произведение и о дружбе между собаками, об их почти человеческих взаимоотношениях, и об истинной храбрости и трусости. Этот рассказ о силе духа, которая не зависит от физической силы её носителя. Также можно отметить, что автор поднимает проблему воспитания любви к животным, заботы о них.
Какие чувства в вас вызвал рассказ? Какой отрывок произведения произвёл на вас наибольшее впечатление?
Чувства, возникающие при прочтении рассказа, могут быть разные. Жалость и восхищение, страх и сочувствие, сопереживание и разочарование, удивление и грусть. Автор так реалистично описывает происшествие во дворе, что сложно остаться равнодушным.
Опишите внешность и поступки собак. Какой можно сделать вывод?
Барбос — приземистая, сильная собака, драчливая и неаккуратная.
Жулька — маленькая комнатная собачка, вежливая и деликатная.
Можно сделать вывод, что по внешности собаки нельзя судить о её характере. Большая собака может оказаться трусливой в самый значимый момент, а маленькая — проявить героизм.
Какие чувства испытал Барбос, увидев бешеного пса?
Барбос испугался за свою жизнь, и это вполне нормальное чувство в подобной ситуации.
Можно ли назвать поступок Жульки героическим?
Героическим называется поступок, действие, которое совершается с риском для жизни. Следовательно, поступок Жульки можно назвать героическим.
Как вы думаете, почему в начале рассказа автор подробно описывает внешний вид двух собак? Найдите и прочитайте описание собак ещё раз.
Писатель описывает собак подробно для того, чтобы мы могли лучше узнать о них, их поведении, их характере, их отношениях друг с другом.
«Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд…», «Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы…»
Помните ли вы, как называются все этапы развития сюжета в художественном произведении?
Вспомним!

Каким мы видим Барбоса? А Жульку?
Барбос изображён грустным, переживающим за своего друга,
а Жулька — в страданиях от болезни.
Как вы думаете, можно ли было изменить конец рассказа? Как?
Соотнесите элементы композиции с фрагментами из повести.
А. Экспозиция
|
1. Смерть Жульки
|
Б. Завязка
|
2. Храбрый поступок Жульки
|
В. Кульминация
|
3. Описание Жульки и Барбоса
|
Г. Развязка
|
4. Появление бешеного пса во дворе
|
Ответ: А — , Б — , В — , Г — .
Расскажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Выслушайте их мнение о вашем рассказе.
Какие чувства у вас возникли после прочтения произведения? Опишите их.
Выберите смайлик, который лучше всего описывает ваше состояние после занятия.

Упражнение 2
А — 3, Б — 4 , В — 2, Г — 1.
- вспомним этапы развития сюжета художественного произведения
- раскроем смысл рассказа «Барбос и Жулька»
- проанализируем поступки героев
Приземистый — маленького роста, плотный по телосложению.
Репяхи — колючки, репейник.
Сталактит — имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост.
Фестоны — выступы по краям штор, занавесок.
Искони — издавна.
Чиновник — государственный служащий.
Деликатный — вежливый, воспитанный.
Полный карьер — самый быстрый конский бег.
Триумфальный — победный.
Лавры — ветви лаврового дерева — символ наград за заслуги.
Бешенство — заболевание, возникающее в результате укуса заражённым животным.
Подпалина — рыжеватое пятно на теле животного.
Лицемерие — неискреннее поведение.
А. И. Куприн «Белый пудель», «Слон», «Чудесный доктор», «Изумруд»
Об авторе произведения

- Первые попытки писать стихотворения Куприн начал уже в 12 лет.
- У Куприна было настолько чуткое обоняние, что он мог распознавать все составляющие духов. Это приводило людей в изумление.
- В доме у писателя всегда было много животных. Любовь к миру животных проходит через всё творчество А. Куприна.
- Все животные, описанные в произведениях писателя, существовали на самом деле: многих он знал лично, а о некоторых узнавал из книг и газет.
О произведении
«Все наши животные — собаки, кошки, козы, обезьяны, медведи, и другие звери — были у нас членами семьи, — вспоминала дочь А. Куприна. — С нежностью и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Животные часто становились главными героями произведений Куприна.
Главными героями рассказа «Барбос и Жулька» стали собаки.
Это интересно!
В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения: охотничьи, служебные, декоративные.
Вопросы к тексту
Как вы думаете, о чём этот рассказ? Какие проблемы поднимает автор рассказа?
Можно сказать, что писатель затрагивает в произведении сразу несколько тем, каждая из которых важна. Это произведение и о дружбе между собаками, об их почти человеческих взаимоотношениях, и об истинной храбрости и трусости. Этот рассказ о силе духа, которая не зависит от физической силы её носителя. Также можно отметить, что автор поднимает проблему воспитания любви к животным, заботы о них.
Какие чувства в вас вызвал рассказ? Какой отрывок произведения произвёл на вас наибольшее впечатление?
Чувства, возникающие при прочтении рассказа, могут быть разные. Жалость и восхищение, страх и сочувствие, сопереживание и разочарование, удивление и грусть. Автор так реалистично описывает происшествие во дворе, что сложно остаться равнодушным.
Опишите внешность и поступки собак. Какой можно сделать вывод?
Барбос — приземистая, сильная собака, драчливая и неаккуратная.
Жулька — маленькая комнатная собачка, вежливая и деликатная.
Можно сделать вывод, что по внешности собаки нельзя судить о её характере. Большая собака может оказаться трусливой в самый значимый момент, а маленькая — проявить героизм.
Какие чувства испытал Барбос, увидев бешеного пса?
Барбос испугался за свою жизнь, и это вполне нормальное чувство в подобной ситуации.
Можно ли назвать поступок Жульки героическим?
Героическим называется поступок, действие, которое совершается с риском для жизни. Следовательно, поступок Жульки можно назвать героическим.
Как вы думаете, почему в начале рассказа автор подробно описывает внешний вид двух собак? Найдите и прочитайте описание собак ещё раз.
Писатель описывает собак подробно для того, чтобы мы могли лучше узнать о них, их поведении, их характере, их отношениях друг с другом.
«Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд…», «Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы…»
Помните ли вы, как называются все этапы развития сюжета в художественном произведении?
Вспомним!

Каким мы видим Барбоса? А Жульку?
Барбос изображён грустным, переживающим за своего друга,
а Жулька — в страданиях от болезни.
Как вы думаете, можно ли было изменить конец рассказа? Как?
Соотнесите элементы композиции с фрагментами из повести.
А. Экспозиция
|
1. Смерть Жульки
|
Б. Завязка
|
2. Храбрый поступок Жульки
|
В. Кульминация
|
3. Описание Жульки и Барбоса
|
Г. Развязка
|
4. Появление бешеного пса во дворе
|
Ответ: А — , Б — , В — , Г — .
Расскажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Выслушайте их мнение о вашем рассказе.
Какие чувства у вас возникли после прочтения произведения? Опишите их.
Выберите смайлик, который лучше всего описывает ваше состояние после занятия.

Упражнение 2
А — 3, Б — 4 , В — 2, Г — 1.