Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. М. Пришвин «Выскочка»

Произведения о природе

М. М. Пришвин «Выскочка»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением М. М. Пришвина «Выскочка»
  • продолжим учиться анализировать текст
  • продолжим учиться составлять рассказ на основе прочитанного

Словарь

Кинжал - холодное оружие в виде обоюдоострого клинка, сужающегося к концу.

 


О произведении

 

Рис. 1. М. М. Пришвин Рис. 1. М. М. Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин  (1873–1954) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. «Выскочка» — рассказ Михаила Пришвина для ребят, которые искренне любят домашних животных. В нем автор знакомит читателей с охотничьей собакой Вьюшкой. 


Это интересно!

 

М. Пришвин был не только писателем, но и одаренным фотографом. Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг, обращая внимания на детали.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ М. Пришвина «Выскочка». Как вы думаете, почему автор именно так назвал свой рассказ?

 

Рис. 2. Иллюстрация к произведению. Рис. 2. Иллюстрация к произведению.

Рассказ называется "Выскочка", так как в нем рассказывается про сороку, которая лезла везде вперед, думая, что она самая умная. Но на деле, сорока потерпела поражение. Выскочка лишилась хвоста, так как собака Вьюшка его у неё оторвала, когда та пыталась в одиночку украсть у ней косточку. 

 


Как автор описывает собаку? Как у собаки появилась такая кличка?

 

Рис. 3. Иллюстрация к произведению. Рис. 3. Иллюстрация к произведению.

Вьюшка была очень умной и спокойной собакой, при этом ее донимали сороки, но справится со всеми сразу Вьюшка не могла. Зато, когда в сорочьей стае появилась выскочка, Вьюшка подманила ее поближе и успела вырвать перья из хвоста неприятеля, оставшись с трофеем.

 

Михаил Пришвин так объясняет появление клички Вьюшка у своей собаки: сперва ее назвали Бией, как название сибирской реки, с берегов которой эта собака приехала. Постепенно неудобная кличка Бия стала превращаться в Бьюшку, а потом и вовсе стала Вьюшкой. 


Что вы узнали о Выскочке? Какое чувство вызвала у вас сорока?

 

Сорока Выскочка вызывает смешанные чувства иронии и сострадания. Она глупо повела себя, вплотную приблизившись к собаке, но она отличается от других и действует на свой страх и риск. И М. Пришвин пишет, что она «не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком...» Выскочка в итоге лишилась длинного радужного хвоста, и остальные шесть сорок-воровок осудили ее.


Как вы считаете, какой момент в рассказе был самым напряженным? Чему учит рассказ читателей?

 

Самый напряженный момент в рассказе - когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь. 

 

Рассказ на примере сороки учит, что наглость и нахальство наказуемо. Возможно, сорокам удалось бы обмануть Вьюшку, если бы они действовали вместе, сообща, но все испортила одна сорока-Выскочка, которой хотелось побыстрее получить лакомую косточку. 


Как вы думаете, как автор относится к Вьюшке и Выскочке? Объясните.

 

Автор по-разному относится к своим героям.

 

Собака Вьюшка для него верный друг и надежный товарищ, который и дом будет сторожить, и на охоте поможет. Поэтому автор откровенно восхищается действиями собаки и досадует на ловких сорок, которые придумали, как увести у Вьюшки ее законные косточки. Поэтому про Вьюшку автор пишет с любовью, нежностью и, в какой-то мере, с состраданием.

 

Иное дело Выскочка. Эта самонадеянная сорока попыталась действовать нахрапом, в наглую, и в итоге поплатилась за свои действия.

 

Автор откровенно потешается над Выскочкой, пишет о ней с юмором, иронией, насмешкой.


Как вы думаете, почему история, которую рассказал М. Пришвин закончилось именно таким образом? Придумайте другой конец к рассказу. 

 

Прочитайте его своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем рассказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке. Выберите и закрасьте тот смайлик, который подходит к вашему настроению после урока.

 


Предыдущий урок
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». С.А. Есенин «Лебедушка», «Распустила крылья белые…»
Произведения о природе
Следующий урок
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»
Произведения о природе
  • Sport

    Английский язык

  • Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

    Литературное чтение

  • Past Simple для правильных глаголов

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке