- познакомимся с произведением М. М. Пришвина «Выскочка»
- продолжим учиться анализировать текст
- продолжим учиться составлять рассказ на основе прочитанного
Кинжал — холодное оружие в виде обоюдоострого клинка, сужающегося к концу.
О произведении
Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) — известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. «Выскочка» — рассказ Михаила Пришвина для ребят, которые искренне любят домашних животных. В нём автор знакомит читателей с охотничьей собакой Вьюшкой.
Это интересно!
М. Пришвин был не только писателем, но и одарённым фотографом. Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг, обращая внимания на детали.
Вопросы к тексту
Прочитайте рассказ М. Пришвина «Выскочка». Как вы думаете, почему автор именно так назвал свой рассказ?
Рассказ называется «Выскочка», так как в нём рассказывается про сороку, которая лезла везде вперёд, думая, что она самая умная. Но на деле сорока потерпела поражение. Выскочка лишилась хвоста, так как собака Вьюшка его у неё оторвала, когда та пыталась в одиночку украсть у ней косточку.
Как автор описывает собаку? Как у собаки появилась такая кличка?
Вьюшка была очень умной и спокойной собакой, при этом её донимали сороки, но справиться со всеми сразу Вьюшка не могла. Зато когда в сорочьей стае появилась выскочка, Вьюшка подманила её поближе и успела вырвать перья из хвоста неприятеля, оставшись с трофеем.
Михаил Пришвин так объясняет появление клички Вьюшка у своей собаки: сперва её назвали Бией, как название сибирской реки, с берегов которой эта собака приехала. Постепенно неудобная кличка Бия стала превращаться в Бьюшку, а потом и вовсе стала Вьюшкой.
Что вы узнали о Выскочке? Какое чувство вызвала у вас сорока?
Сорока Выскочка вызывает смешанные чувства иронии и сострадания. Она глупо повела себя, вплотную приблизившись к собаке, но она отличается от других и действует на свой страх и риск. И М. Пришвин пишет, что она «не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком...» Выскочка в итоге лишилась длинного радужного хвоста, и остальные шесть сорок-воровок осудили её.
Как вы считаете, какой момент в рассказе был самым напряжённым? Чему учит рассказ читателей?
Самый напряжённый момент в рассказе тот, когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь.
Рассказ на примере сороки учит, что наглость и нахальство наказуемо. Возможно, сорокам удалось бы обмануть Вьюшку, если бы они действовали вместе, сообща, но всё испортила одна сорока-выскочка, которой хотелось побыстрее получить лакомую косточку.
Как вы думаете, как автор относится к Вьюшке и Выскочке? Объясните.
Автор по-разному относится к своим героям.
Собака Вьюшка для него верный друг и надёжный товарищ, который и дом будет сторожить, и на охоте поможет. Поэтому автор откровенно восхищается действиями собаки и досадует на ловких сорок, которые придумали, как увести у Вьюшки её законные косточки. Поэтому про Вьюшку автор пишет с любовью, нежностью и, в какой-то мере, с состраданием.
Иное дело Выскочка. Эта самонадеянная сорока попыталась действовать нахрапом, в наглую, и в итоге поплатилась за свои действия.
Автор откровенно потешается над Выскочкой, пишет о ней с юмором, иронией, насмешкой.
Как вы думаете, почему история, которую рассказал М. Пришвин, закончилась именно таким образом? Придумайте другой конец к рассказу.
Прочитайте его своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем рассказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке. Выберите и закрасьте тот смайлик, который подходит к вашему настроению после урока.