Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». С.А. Есенин «Лебедушка», «Распустила крылья белые…»

Произведения о природе

17.01.2025
1972
0

С. А. Есенин «Лебёдушка»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением С. А. Есенина «Лебёдушка»
  • продолжим учиться анализировать стихотворение
  • продолжим учиться находить средства художественной выразительности
  • продолжим развивать навык выразительного чтения

Словарь

Ватага — строй. 

Посередь — посередине.

Хоронились — прятались.

Расщелина — узкое ущелье в горах.

 


О произведении

 

Рис. 1. С. Есенин

Сергей Есенин — гениальный поэт. Его творчеством люди восхищаются и по сей день. Он написал более чем 530 различных стихов. Сегодня мы познакомимся с самым популярным из них. Называется оно «Лебёдушка». Стих о «Лебёдушке» со всех сторон наполнен грустью и неким драматизмом. Чем-то его можно сравнить с русским фольклором. Написан стих в образе былины, эпической песни. В ней речь идёт о главной героине Лебёдушке, которая совершила отважный поступок: ценой собственной жизни спасла своих детей. 


Вопросы к тексту

 

Как вы думаете, похоже ли стихотворение С. Есенина на народную песню или сказку?

 

Стихотворение написано Есениным в жанре народной песни. В нём поэт использует уменьшительно-ласкательные формы слов, характерные для этого фольклорного жанра.

 

Также в тексте немало архаичных, устаревших слов. И кроме того, поэт использует яркие выразительные эпитеты, также обычные для народной песни.


Какую картину изображает автор в начале стихотворения? Можно ли было ожидать, что стихотворение так трагично закончится?

 

Начало стихотворения «Лебёдушка» Сергея Есенина никак не предвещало трагической концовки. Поэт очень трогательно описывает раннее утро на лесном озере.

 

Передать настроение автора и утреннюю красоту помогают эпитеты, олицетворение, сравнения: красна зорюшка, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши шепталися, покрывала златотканные, белоснежная лебёдушка, словно зоренька.

 

Но вместе с тем в этой утренней красоте чувствуется тревога. Например, в таких словосочетаниях, как тёмный лес, тёмные заросли. Эти слова таят в себе некую неизведанность, а значит, возможно, скрытую беду.


Как автор описывает лебёдушку? Как он относится к главной героине?

Рис. 2. Иллюстрация к произведению «Лебёдушка»

Необычное в изображении Лебёдушки только то, что Есенин описал её в своем стихотворении не просто как птицу, а как очень умную птицу, наделённую чуть ли не человеческими чертами. Поэт описывает Лебёдушку с большой любовью, употребляя очень красивые эпитеты и сравнения. Например, белоснежная лебёдушка, как зоренька.

 

Читая стихотворение, видим, что мама-лебедь очень заботится о своих детках, а увидев смертельную опасность, пожертвовала своей жизнью ради детей.


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

Эпитеты: леса тёмного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебёдушка, гладь зеркальная, сторону раздольную, трава шёлковая, малых детушек, оком доблестным, туча чёрная, грозный взмах, крыла могучего, когти острые, ногами помертвелыми, слёзы горькие.

Сравнения: выплывала словно зоренька, росинки словно жемчуг, как гости чужедальние, как стрела кинуться, летели словно брызги.

Олицетворения: камыши шепталися, перешёптывались лилии, цветы улыбались.


Чему учит стихотворение С. Есенина читателей?

 

Стихотворение учит любить своих родителей. Учит помнить о том, сколько сил и трудов вложили родители в воспитание детей. Учит никогда не забывать о страданиях, которые пережили родители из-за детей.


Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Лебёдушка». Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо, медленно или быстро? Подумайте, какие слова вы выделите голосом, какое настроение постараетесь передать. 

 

Прочитайте стихотворение выразительно своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.


Предыдущий урок
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»
Произведения о природе
Следующий урок
М. М. Пришвин «Выскочка»
Произведения о природе
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • House

    Английский язык

  • Решение задач (косвенная форма)

    Математика

  • Б. Житков «Как я ловил человечков»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке