Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». С.А. Есенин «Лебедушка», «Распустила крылья белые…»

Произведения о природе

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк “Приемыш”

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением “Приемыш”
  • проанализируем текст и ответим на вопросы
  • выделим главную мысль произведения
  • вспомним отличия между художественной и научной литературой

Словарь

Проток - боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема.

Сайма - рыбацкая стоянка.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

Хиреет - болеет, чахнет.

Заводь - небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.

Литература для самостоятельного изучения

Д. Н. Мамин-Сибиряк “Умнее всех”, “Медведко”, “Серая Шейка”

 


Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк  (1852–1912) - писатель, прозаик. За свою писательскую карьеру написал немало удивительных произведений. Он зарекомендовал себя не только как талантливый драматург, но и как сочинитель детских сказок, добрых и светлых. Такая разносторонняя одарённость позволила ему навеки вписать своё имя в список лучших русских литераторов.


Интересные факты из жизни писателя

 

Рис. 1. Д. Н. Мамин-Сибиряк Рис. 1. Д. Н. Мамин-Сибиряк

  • Огромное влияние на творчество Мамина-Сибиряка оказали его многочисленные путешествия. Он много ездил по России, и всё, что он в этих поездках видел, в итоге становилось его вдохновением.
  • Писатель успел попробовать свои силы в самых разных областях. Он учился в университете на юриста, был студентом в духовном училище и семинарии, ходил в школу для рабочих и даже обучался на ветеринара в медицинской академии.
  • Настоящее имя писателя - Дмитрий Наркисович Мамин. Но свои первые произведения он публиковал под псевдонимом “Сибиряк”, а потом совместил псевдоним со своей реальной фамилией.
  • Одним из необычных его увлечений было коллекционирование забавных и необычных фамилий.


О произведении

 

Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стало исключением и о лебеде и старике.


Вопросы к тексту

 

Почему писатель назвал свой рассказ “Приёмыш”? Как относился Тарас к птице?

 

Приёмыш — это неродной ребёнок, воспитанный, выращенный чужими людьми, а не родителями.

Старый сторож, рыбак, умудренный опытом жизни, живёт один в лесу. Тарас любит и бережёт природу, его верный пёс Соболько охраняет хозяина и помогает охотиться.

Тарас подобрал и вырастил молодого лебедя, родителей которого застрелили охотники. Старик привязался к птице всей душой, лебедь подружился и с собакой, пес всегда волновался, где его друг. 

Тарас назвал лебеденка Приёмыш, и он стал членом лесной семьи Тараса, настоящим приемышем, выращенным человеком. Поэтому Мамин-Сибиряк и назвал рассказ "Приёмыш», говоря о лебеде, как о воспитаннике Тараса.

“Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке.”

Из диалога рассказчика и Тараса можно сделать вывод, что, когда он говорит о Приемыше, в его словах чувствуется любовь к птице. Все разговоры сторожа в итоге сводились на лебеде. Приемыш для старика, как член семьи. 

Для описания лебедя Тарас использует такие эпитеты, как: “умная”, “ученая”, “гордая”, “царская”, “особенная”. 


Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел от него? 

Как вы считаете, правильно ли он поступил, не подрезав птице крылья, и дав возможность улететь?

 

Тарас очень полюбил подобранного им когда-то лебедя, ухаживал за ним как за родным, искал, если тот куда-то уплывал, наблюдал за играми Приемыша и Соболько. Приемыш стал для Тараса членом семьи. А потому, конечно, ему было очень обидно и грустно, когда Приемыш все-таки улетел, поддавшись зову природы.

Вот как описывает это событие сам Тарас:

“- Нет, сам ушел. Вот как мне обидно это, барин! Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился! Из рук кормил. Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, - я его кликну, он и подплывет. Ученая птица. И ведь совсем привыкла.”

Но природа взяла свое, и когда на озеро прилетели дикие лебеди, Приемыш сильно затосковал, как человек, стал кричать жалобно, и сердце Тараса не выдержало. Отпустил он Приемыша, хотя и сомневался, что тот выживет в дикой природе. Тарас называл Приемыша особенной птицей, которой нельзя жить в неволе.

“- А пришлось выпустить, - с грустью заговорил он. - Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.”


Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?

 

Рассказ Д. Мамина-Сибиряка воспитывает милосердие, любовь к природе, человеческое отношение к животным и птицам, доказывает, что доброта — это богатство, щедрость души человека. Хорошо, что есть такие люди, как Тарас, которые готовы прийти на помощь всему живому. 

Ему не страшно в лесу, он хорошо знает животных, умеет наблюдать за происходящим в природе. Он говорит: 

“Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь”. 

Узнав о таких добрых людях, и сам делаешься лучше.


Какими качествами обладает Тарас в рассказе “Приемыш”? 

 

Тарас умный и добрый, но одинокий человек, который хорошо знает животных. Он с интересом наблюдает за тем, что происходит в природе. 

Рыбак спас птицу, а потом выпустил на волю, что говорит о его добром сердце, о том, что Тарас любит природу и не может причинить вреда живому существу. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылья, не посмел бы посадить в клетку, так как знал, что невозможно дикую птицу держать в неволе. 


Как вы считаете, прочитанный текст относится к художественной литературе или научной? Объясните свой ответ.


Вспомним!

 

Отличия научной и художественной  литературы:

 

Параметр сравнения

Художественная

Научная

Цель

Эстетическое удовольствие;

нравственный поучительный смысл;

передача живых чувств: радости, печали и др.

Сообщение о научном факте

Область применения

Искусство

Наука и техника

Черты стиля

Образность;

эмоциональность;

наличие средств выразительности;

наличие отношения автора к героям произведения;

возможность создания воображаемых событий, героев, предметов

Сухое и последовательное изложение фактов;

использование научной терминологии;

отсутствие личностного отношения автора к исследованию;

точность в описании, как результат научных наблюдений

Жанры

Стихотворения;

романы;

повести;

сказки;

рассказы

Доклад;

выступление;

статья;

учебный материал

 

Прочитанное произведение передает отношения писателя, имеет много средств выразительности, в нем нет точных научных данных. Целью произведения является не констатация научного материала, а эмоциональное и нравственное воздействие на читателя.


Придумайте и запишите сказочное продолжение рассказа.

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________


Объясните значение пословиц. Как они соотносятся с прочитанным произведением?

 

  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. В семье дружат - живут не тужат.
  3. Без друга сирота, а с другом - семьянин.


Оцените степень усвоения новых знаний, нарисовав человечка на нужной ступени.

 

 


 

Предыдущий урок
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»
Произведения о природе
Следующий урок
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Зарубежная литература
  • Everyday activities

    Английский язык

  • School. Subjects and timetable

    Английский язык

  • Восклицательные предложения

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке