- познакомимся с произведением “Приемыш”
- проанализируем текст и ответим на вопросы
- выделим главную мысль произведения
- вспомним отличия между художественной и научной литературой
Проток - боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема.
Сайма - рыбацкая стоянка.
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.
Хиреет - болеет, чахнет.
Заводь - небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.
Д. Н. Мамин-Сибиряк “Умнее всех”, “Медведко”, “Серая Шейка”
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) - писатель, прозаик. За свою писательскую карьеру написал немало удивительных произведений. Он зарекомендовал себя не только как талантливый драматург, но и как сочинитель детских сказок, добрых и светлых. Такая разносторонняя одарённость позволила ему навеки вписать своё имя в список лучших русских литераторов.
Интересные факты из жизни писателя

- Огромное влияние на творчество Мамина-Сибиряка оказали его многочисленные путешествия. Он много ездил по России, и всё, что он в этих поездках видел, в итоге становилось его вдохновением.
- Писатель успел попробовать свои силы в самых разных областях. Он учился в университете на юриста, был студентом в духовном училище и семинарии, ходил в школу для рабочих и даже обучался на ветеринара в медицинской академии.
- Настоящее имя писателя - Дмитрий Наркисович Мамин. Но свои первые произведения он публиковал под псевдонимом “Сибиряк”, а потом совместил псевдоним со своей реальной фамилией.
- Одним из необычных его увлечений было коллекционирование забавных и необычных фамилий.
О произведении
Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стало исключением и о лебеде и старике.
Вопросы к тексту
Почему писатель назвал свой рассказ “Приёмыш”? Как относился Тарас к птице?
Приёмыш — это неродной ребёнок, воспитанный, выращенный чужими людьми, а не родителями.
Старый сторож, рыбак, умудренный опытом жизни, живёт один в лесу. Тарас любит и бережёт природу, его верный пёс Соболько охраняет хозяина и помогает охотиться.
Тарас подобрал и вырастил молодого лебедя, родителей которого застрелили охотники. Старик привязался к птице всей душой, лебедь подружился и с собакой, пес всегда волновался, где его друг.
Тарас назвал лебеденка Приёмыш, и он стал членом лесной семьи Тараса, настоящим приемышем, выращенным человеком. Поэтому Мамин-Сибиряк и назвал рассказ "Приёмыш», говоря о лебеде, как о воспитаннике Тараса.
“Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке.”
Из диалога рассказчика и Тараса можно сделать вывод, что, когда он говорит о Приемыше, в его словах чувствуется любовь к птице. Все разговоры сторожа в итоге сводились на лебеде. Приемыш для старика, как член семьи.
Для описания лебедя Тарас использует такие эпитеты, как: “умная”, “ученая”, “гордая”, “царская”, “особенная”.
Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел от него?
Как вы считаете, правильно ли он поступил, не подрезав птице крылья, и дав возможность улететь?
Тарас очень полюбил подобранного им когда-то лебедя, ухаживал за ним как за родным, искал, если тот куда-то уплывал, наблюдал за играми Приемыша и Соболько. Приемыш стал для Тараса членом семьи. А потому, конечно, ему было очень обидно и грустно, когда Приемыш все-таки улетел, поддавшись зову природы.

Вот как описывает это событие сам Тарас:
“- Нет, сам ушел. Вот как мне обидно это, барин! Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился! Из рук кормил. Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, - я его кликну, он и подплывет. Ученая птица. И ведь совсем привыкла.”
Но природа взяла свое, и когда на озеро прилетели дикие лебеди, Приемыш сильно затосковал, как человек, стал кричать жалобно, и сердце Тараса не выдержало. Отпустил он Приемыша, хотя и сомневался, что тот выживет в дикой природе. Тарас называл Приемыша особенной птицей, которой нельзя жить в неволе.
“- А пришлось выпустить, - с грустью заговорил он. - Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.”
Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?

Рассказ Д. Мамина-Сибиряка воспитывает милосердие, любовь к природе, человеческое отношение к животным и птицам, доказывает, что доброта — это богатство, щедрость души человека. Хорошо, что есть такие люди, как Тарас, которые готовы прийти на помощь всему живому.
Ему не страшно в лесу, он хорошо знает животных, умеет наблюдать за происходящим в природе. Он говорит:
“Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь”.
Узнав о таких добрых людях, и сам делаешься лучше.
Какими качествами обладает Тарас в рассказе “Приемыш”?
Тарас умный и добрый, но одинокий человек, который хорошо знает животных. Он с интересом наблюдает за тем, что происходит в природе.
Рыбак спас птицу, а потом выпустил на волю, что говорит о его добром сердце, о том, что Тарас любит природу и не может причинить вреда живому существу. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылья, не посмел бы посадить в клетку, так как знал, что невозможно дикую птицу держать в неволе.
Как вы считаете, прочитанный текст относится к художественной литературе или научной? Объясните свой ответ.
Вспомним!
Отличия научной и художественной литературы:
Параметр сравнения
|
Художественная
|
Научная
|
Цель
|
Эстетическое удовольствие; нравственный поучительный смысл; передача живых чувств: радости, печали и др.
|
Сообщение о научном факте
|
Область применения
|
Искусство
|
Наука и техника
|
Черты стиля
|
Образность; эмоциональность; наличие средств выразительности; наличие отношения автора к героям произведения; возможность создания воображаемых событий, героев, предметов
|
Сухое и последовательное изложение фактов; использование научной терминологии; отсутствие личностного отношения автора к исследованию; точность в описании, как результат научных наблюдений
|
Жанры
|
Стихотворения; романы; повести; сказки; рассказы
|
Доклад; выступление; статья; учебный материал
|
Прочитанное произведение передает отношения писателя, имеет много средств выразительности, в нем нет точных научных данных. Целью произведения является не констатация научного материала, а эмоциональное и нравственное воздействие на читателя.
Придумайте и запишите сказочное продолжение рассказа.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Объясните значение пословиц. Как они соотносятся с прочитанным произведением?
- Жизнь дана на добрые дела.
- В семье дружат - живут не тужат.
- Без друга сирота, а с другом - семьянин.
Оцените степень усвоения новых знаний, нарисовав человечка на нужной ступени.
