Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Текст-рассуждение

Текст

28.03.2024
3938
0

Текст-рассуждение

Цели урока

  • узнаем, что такое текст-рассуждение
  • узнаем признаки текста-рассуждения
  • рассмотрим части текста-рассуждения


Прочитайте текст. Как вы думаете, с какой целью автор его написал?
 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Почему это происходит? Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. Их ломается очень много. Вот поэтому мы и слышим треск.


Текст-рассуждение – это тип текста, в котором что-то объясняют, доказывают.  

 

К тексту-рассуждению  можно поставить вопросы почему , зачем .

 

В тексте-рассуждении одинаково присутствуют все части речи .

 

Пример текста-рассуждения

 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. А так как их ломается очень много, то мы слышим треск. 


В тексте-рассуждении часто можно встретить слова потому что , так как , из-за этого .


Какие части можно выделить в тексте-рассуждении?


В тексте-рассуждении, как правило, выделяют три части, которые можно менять местами в зависимости от построения текста.

 

1. Мысль , которую нужно доказать (тезис).

2. Объяснение .

3. Вывод .

 

Каждая часть пишется с красной строки.

 

Пример.

 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Почему это происходит? (Мысль, которую нужно доказать)

Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. Их ломается очень много. (Объяснение)

Вот поэтому мы и слышим треск. (Вывод)


Как отличить текст-рассуждение от текста-повествования и текста-описания?


Запомните!

 

Текст по типу речи

Признаки текста

Вопрос к тексту?

Ключевые части речи

Текст-
описание

точное описание предметов или явлений

какой?

какая?

какое?

какие?

имена прилагательные

Текст-повествование

события, происходящие друг за другом

что произошло?

глаголы

Текст-рассуждение

объяснение, доказательство

почему?

зачем?

все части речи


Упражнение 1

 

Составьте текст. Определите тип текста. 

 

Друг – это надёжный товарищ, как брат. Он всегда придёт на помощь, выслушает, развеселит, поможет. 

У каждого человека должны быть друзья или хотя бы один друг.

Друзей нужно беречь.

 

Озаглавьте. Спишите.


Упражнение 2

 

Прочитайте. Определите тип каждого текста. Спишите текст-рассуждение.

 

1)Ночью поднялся сильный ветер и пошёл дождь.

Он тихо барабанил по крыше, стекал по стеклу. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскалённый от жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Дождя в городе ждали два месяца. И теперь люди молча улыбались, глядя на плачущее небо.

2)Непогода была уже третий день.

Низкие седые тучи закрыли солнце. Шёл серый, мелкий, вредный и непредсказуемый дождь. Ледяные капли бесконечно стучали в окна и угрюмый ветер шуршал на крыше.

За окном было скучно и одиноко.

3)Опасно во время молнии оказаться на улице.

Так как молния – это электрическая искра, то она ударяет током. Свои удары направляет в высокие предметы, например, в деревья. Оттого, что вода проводит электрический ток, опасно находиться в водоёме во время молнии.

При дожде, низких тёмно-серых облаках и надвигающейся молнии поспешите домой!


Упражнение 3

 

Напишите текст-рассуждение на тему «Польза книг».


Поставьте себе отметку за урок по каждому критерию

 

Степень усвоенности материала:

- смогу определить тип текста,

- знаю признаки каждого типа.

Степень самостоятельности:

- выполнил все задания самостоятельно,

- смогу объяснить тему другу.

Степень творчества:

- могу составить любой текст по типу речи,

- могу определить части текста.


Ответы

Упражнение 1

 

Текст-рассуждение

Друзья

У каждого человека должны быть друзья или хотя бы один друг.

Друг – это надёжный товарищ, как брат. Он всегда придёт на помощь, выслушает, развеселит, поможет. 

Друзей нужно беречь.

 

Упражнение 2

 

1)     Текст-повествование

2)    Текст-описание

3)   Текст-рассуждение


 

Предыдущий урок
Текст-описание и роль в нем прилагательных
Текст
Следующий урок
Синонимы и антонимы
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой

    Литературное чтение

  • Present Simple в общих вопросах

    Английский язык

  • Имя прилагательное как часть речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке