Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Текст-рассуждение

Текст

30.03.2025
5753
0

Текст-рассуждение

Цели урока

  • узнаем, что такое текст-рассуждение
  • узнаем признаки текста-рассуждения
  • рассмотрим части текста-рассуждения


Прочитай текст. Как ты думаешь, с какой целью автор его написал?
 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Почему это происходит? Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. Их ломается очень много. Вот поэтому мы и слышим треск.


Текст-рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняют, доказывают.

 

К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему?, зачем?.

 

В тексте-рассуждении одинаково присутствуют все части речи.

 

 

Пример текста-рассуждения

 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. А так как их ломается очень много, то мы слышим треск. 


В тексте-рассуждении часто можно встретить слова потому что, так как, из-за этого.

 

Картинка


Какие части можно выделить в тексте-рассуждении?


В тексте-рассуждении, как правило, выделяют три части, которые можно менять местами в зависимости от построения текста.

 

1. Мысль, которую нужно доказать (тезис).

2. Объяснение.

3. Вывод.

 

Каждая часть пишется с красной строки.

 

Пример

 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Почему это происходит? (Мысль, которую нужно доказать)

 

Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. Их ломается очень много. (Объяснение)

 

Вот поэтому мы и слышим треск. (Вывод)


Как отличить текст-рассуждение от текста-повествования и текста-описания?


Запомни!

 

Таблица


Упражнение 1

 

Составь текст. Определи тип текста. 

 

Друг — это надёжный товарищ, как брат. Он всегда придёт на помощь, выслушает, развеселит, поможет. 

У каждого человека должны быть друзья или хотя бы один друг.

Друзей нужно беречь.

 

Озаглавь. Спиши.


Упражнение 2

 

Прочитай. Определи тип каждого текста. Спиши текст-рассуждение.

 

1. Ночью поднялся сильный ветер и пошёл дождь.

Он тихо барабанил по крыше, стекал по стеклу. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскалённый от жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Дождя в городе ждали два месяца. И теперь люди молча улыбались, глядя на плачущее небо.

 

Картинка

2. Непогода была уже третий день.

Низкие седые тучи закрыли солнце. Шёл серый, мелкий, вредный и непредсказуемый дождь. Ледяные капли бесконечно стучали в окна и угрюмый ветер шуршал на крыше.

За окном было скучно и одиноко.

3. Опасно во время молнии оказаться на улице.

Так как молния — это электрическая искра, то она ударяет током. Свои удары направляет в высокие предметы, например, в деревья. Оттого, что вода проводит электрический ток, опасно находиться в водоёме во время молнии.

При дожде, низких тёмно-серых облаках и надвигающейся молнии поспешите домой!


Упражнение 3

 

Напиши текст-рассуждение на тему «Польза книг».


Поставь себе отметку за урок по каждому критерию.

 

Степень усвоенности материала:

 

- смогу определить тип текста,

- знаю признаки каждого типа.

 

Картинка

Степень самостоятельности:

 

- выполнил все задания самостоятельно,

- смогу объяснить тему другу.

Картинка

Степень творчества:

 

- могу составить любой текст по типу речи,

- могу определить части текста.

Картинка


Ответы

Упражнение 1

 

Текст-рассуждение

 

Друзья

 

У каждого человека должны быть друзья или хотя бы один друг.

 

Друг — это надёжный товарищ, как брат. Он всегда придёт на помощь, выслушает, развеселит, поможет. 

 

Друзей нужно беречь.

 

Упражнение 2

 

1. Текст-повествование

2. Текст-описание

3. Текст-рассуждение


 

Текст-рассуждение

Цели урока

  • узнаем, что такое текст-рассуждение
  • узнаем признаки текста-рассуждения
  • рассмотрим части текста-рассуждения


Прочитай текст. Как ты думаешь, с какой целью автор его написал?
 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Почему это происходит? Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. Их ломается очень много. Вот поэтому мы и слышим треск.


Текст-рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняют, доказывают.

 

К тексту-рассуждению можно поставить вопросы почему?, зачем?.

 

В тексте-рассуждении одинаково присутствуют все части речи.

 

 

Пример текста-рассуждения

 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. А так как их ломается очень много, то мы слышим треск. 


В тексте-рассуждении часто можно встретить слова потому что, так как, из-за этого.

 

Картинка


Какие части можно выделить в тексте-рассуждении?


В тексте-рассуждении, как правило, выделяют три части, которые можно менять местами в зависимости от построения текста.

 

1. Мысль, которую нужно доказать (тезис).

2. Объяснение.

3. Вывод.

 

Каждая часть пишется с красной строки.

 

Пример

 

Если пробежать в морозный день по дорожке, то можно услышать, как снег скрипит под ногами. Почему это происходит? (Мысль, которую нужно доказать)

 

Это происходит потому, что под ногами ломаются маленькие лучики холодных звёздочек. Их ломается очень много. (Объяснение)

 

Вот поэтому мы и слышим треск. (Вывод)


Как отличить текст-рассуждение от текста-повествования и текста-описания?


Запомни!

 

Таблица


Упражнение 1

 

Составь текст. Определи тип текста. 

 

Друг — это надёжный товарищ, как брат. Он всегда придёт на помощь, выслушает, развеселит, поможет. 

У каждого человека должны быть друзья или хотя бы один друг.

Друзей нужно беречь.

 

Озаглавь. Спиши.


Упражнение 2

 

Прочитай. Определи тип каждого текста. Спиши текст-рассуждение.

 

1. Ночью поднялся сильный ветер и пошёл дождь.

Он тихо барабанил по крыше, стекал по стеклу. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскалённый от жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Дождя в городе ждали два месяца. И теперь люди молча улыбались, глядя на плачущее небо.

 

Картинка

2. Непогода была уже третий день.

Низкие седые тучи закрыли солнце. Шёл серый, мелкий, вредный и непредсказуемый дождь. Ледяные капли бесконечно стучали в окна и угрюмый ветер шуршал на крыше.

За окном было скучно и одиноко.

3. Опасно во время молнии оказаться на улице.

Так как молния — это электрическая искра, то она ударяет током. Свои удары направляет в высокие предметы, например, в деревья. Оттого, что вода проводит электрический ток, опасно находиться в водоёме во время молнии.

При дожде, низких тёмно-серых облаках и надвигающейся молнии поспешите домой!


Упражнение 3

 

Напиши текст-рассуждение на тему «Польза книг».


Поставь себе отметку за урок по каждому критерию.

 

Степень усвоенности материала:

 

- смогу определить тип текста,

- знаю признаки каждого типа.

 

Картинка

Степень самостоятельности:

 

- выполнил все задания самостоятельно,

- смогу объяснить тему другу.

Картинка

Степень творчества:

 

- могу составить любой текст по типу речи,

- могу определить части текста.

Картинка


Ответы

Упражнение 1

 

Текст-рассуждение

 

Друзья

 

У каждого человека должны быть друзья или хотя бы один друг.

 

Друг — это надёжный товарищ, как брат. Он всегда придёт на помощь, выслушает, развеселит, поможет. 

 

Друзей нужно беречь.

 

Упражнение 2

 

1. Текст-повествование

2. Текст-описание

3. Текст-рассуждение


 

Предыдущий урок
Текст-повествование и роль в нем глаголов
Текст
Следующий урок
Текст-описание и роль в нем прилагательных
Текст
Урок подготовил(а)
Мария Викторовна
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
  • Производные некоторых элементарных функций

    Алгебра

  • Compound adjectives. Составные прилагательные

    Английский язык

  • Окончание Смуты. Новая династия

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке