- узнаем, что такое текст-описание
- узнаем признаки текста-описания
- будем учиться находить текст-описание среди других типов текста
Сравни тексты. Как ты думаешь, одинаковый ли у них тип?
1. В парке к нам незаметно подкралась белка. Она стала нас обнюхивать и собралась уже взять из моих рук орех. Вдруг её кто-то спугнул, и зверёк исчез.
2. В парке я увидел белку. У неё было вытянутое тело, пушистый хвост и длинные ушки с кисточками на концах. На передних лапках были длинные пальцы с острыми коготками. Какой красивый зверёк!
Текст-описание — это тип текста, в котором описывается предмет или явление. Например, текст под номером два из первого вопроса.
К тексту-описанию можно поставить вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
В тексте-описании ключевыми (главными) частями речи являются имена прилагательные.
К тексту-описанию можно подобрать рисунок или фотографию.
Как выделить части в тексте-описании?
В тексте-описании, как правило, выделяют три части.
1. Название предмета описания.
2. Собственно описание.
3. Особенности.
Например
Лиса
Лиса — осторожный и хитрый зверь. (Название предмета описания)
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. (Описание)
Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается этот зверь мышами. Заметает свои следы хвостом. (Особенности)
В зависимости от построения текста части можно менять местами. Каждая часть пишется с красной строки.
Упражнение 1
Прочитай текст. Докажи, что ты прочитал текст-описание.
Вечером кто-то проскочил мимо и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась мордочка странного зверька. Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост жирный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко чёрного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза чёрные, светятся в темноте. Это был хомяк. Он смотрел на меня и даже не испугался. Пришлось его спугнуть. Хомяк с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать. А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Озаглавь. Раздели текст на части. Спиши, выделяя красные строки.
Какие могут быть виды описания?
Упражнение 2
Прочитай тексты. Найди текст-описание.
В небе раздался звук грома. Молния сверкнула и озарила лесную чащу. Вдруг одно дерево загорелось.
Вскоре загорелся и весь лес. Начался пожар! Звери, птицы и другие лесные жители в ужасе стали разбегаться в разные стороны. Началась лесная паника.
Но вдруг послышался звук вертолётов. Это пожарная охрана вовремя отреагировала на катастрофу. Их работа — подвиг! Пожар был потушен.
Пожар в лесу разгорался мгновенно.
Сначала раздался устрашающий звук грома. Затем на мгновение небо ослепительно вспыхнуло. Это сверкнула молния. Вдруг всё вокруг осветилось яркими огненными красками. Огненные языки пламени яростно перепрыгивали с дерева на дерево.
В такие минуты надо быть крайне собранным и решительным, чтобы вовремя вызвать пожарную службу.
Подготовься написать текст-описание под диктовку.
Упражнение 3
Попробуй написать текст-описание про кошку.
Отметь утверждения, с которыми ты согласен. Поставь себе отметку за урок.
- Я знаю, что такое текст-описание.
- Я могу найти текст описание среди других текстов.
- Я без труда могу назвать признаки текста-описания.
- Я доволен своими успехами по пройденной теме.
Упражнение 1
Хомяк
Вечером кто-то проскочил мимо и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась мордочка странного зверька.
Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост жирный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко чёрного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза чёрные, светятся в темноте. Это был хомяк.
Он смотрел на меня и даже не испугался. Пришлось его спугнуть. Хомяк с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать. А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Упражнение 2
- Текст-повествование
- Текст-описание